марина слинко
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь дана на добрые дела»

Цель : углублять представление детей о доброте , как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность , навыки культурного общения со сверстниками, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.

Задачи :

Воспитательные :

- воспитывать чувство доброжелательности , сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;

- воспитывать стремление совершать добрые дела

Образовательные :

Формировать представление о том, что доброта есть проявление души;

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

Совершенствовать познавательную активность;

Обеспечить введение нового слова «милосердие» в речевой обиход детей

Развивающие :

Стимулировать развитие мыслительных способностей детей;

Развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;

Развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;

Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей

Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наша страна переживает непростой период. И дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта , милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.

Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это говорит о кризисе в отечественном образовании и воспитании . Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось , идёт поиск духовного возрождения России , т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно -нравственные компоненты в содержании образования.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы :

Наглядные : демонстрация слайдов

Словесные : беседа, творческие задания, чтение и обсуждение стихотворений, пословиц и поговорок о добре

Формы : игровая, вариативно-информационная (презентация-иллюстрация)

Словарная работа : активизировать словарь «милосердие»

Предварительная работа : беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе , разучивание пословиц, чтение художественной литературы.

Подготовительная работа :

Презентация;

Подготовка иллюстративного материала;

Подбор художественной литературы;

Практические ситуации

СЛАЙД 1 (картинка с солнышком)

Ход НОД:

Под музыку «Дорогою добра » воспитатель организует детей в круг :

Воспитатель : Доброе утро , ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг ) . Давайте все улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы и приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту , красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения, плохое настроение.

(упражнение на дыхание)

Воспитатель : Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. а поможет нам это сделать сердечко . (игра «Сердечко» ) Мы с вами будем передавать сердечко и желать друг другу доброго утра , называя ласково имя того, кому вы будете передавать сердечко.

(Звучит спокойная музыка) .

Воспитатель : Почувствуйте, как по вашим рукам – из ладошки в ладошку – переходит доброта . Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель : Поговорим сегодня с вами о доброте , о добрых людях и о хороших поступках. Дети, скажите, а что такое доброта ? Какого человека можно назвать добрым ? Какими качествами должен обладать добрый человек ?

Дети : ответы детей (щедрость, храбрость, отзывчивость, внимательность, трудолюбие)

Воспитатель : Хорошо, вы молодцы. «Тот, кто делает добро другим ,сам получает радость» . Давайте мы с вами сейчас это проверим. Становитесь в кружок.

ИГРА : «Добрый я » (содействует развитию понимания детьми самих себя) .

Воспитатель : У меня есть волшебный клубок. Каждый из вас будет наматывать себе ниточку на катушку и рассказывать какие добрые дела вы сделали , а потом передавать клубок своему соседу.

(Дети выполняют упражнение по кругу.)

Воспитатель : Ребята, видите, какой у нас получился большой клубок доброты .

Давайте вспомним произведения, в которых герои совершали хорошие добрые поступки :

Мультипрезентация : «Хорошие и плохие поступки «

Сказка В. Катаева «Цветик - Семицветик» (Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю)

Рассказ В. Осеевой «Просто старушка » (Мальчик помог незнакомой старушке , которая упала на льду, подняться)

Сказка В. Сутеева «Мешок яблок» (Заяц был очень добрым и угощал всех яблоками)

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (молодой человек вынес из огня девочку)

Рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» (Мальчик закрыл собой котёнка и спас его от собак)

Дети : ответы детей

Воспитатель : Как вы считаете нуждается ли природа в человеческой доброте ?

Дети : ответы детей

Воспитатель : Мы с вами учили поговорки о добре . Давайте их вспомним (ответы детей)

- Жизнь дана на добрые дела

Не одежда красит человека, а добрые дела

- Доброе слово лечит , а злое - калечит

Мир не без добрых людей

- Добрый человек добру учит

- Добро не горит и не тонет

Про доброе дело и говори смело

Воспитатель : Давайте расскажем и покажем, как мы помогаем маме.

Дети выполняют музыкальное логоритмическое упражнение (Железновы «Мамочка мы тебе поможем» )

Воспитатель : А как вы понимаете слово «милосердие» ? Что оно подразумевает?

Дети : ответы детей

Воспитатель : Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро . Это сочувствие, сострадание. Доброта и милосердие способны творить чудеса. Я предлагаю вам поиграть в игру ИГРА : «Обиженный котенок» (способствует формированию у детей умения любить окружающих, делать для них добрые дела ).

Один из детей играет роль обиженного котенка, которого обидели люди. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.

Воспитатель : Видите, какие вы молодцы. Вы помогли котенку (ребенку) . Помочь кому-то, кто в беде – самое главное доброе дело .

Давайте с вами тоже будем милосердными и добрыми . Ведь только доброта может спасти мир от жестокости, злости и грубости. Я предлагаю послушать стихотворение о добре . (читает ребенок)

Доброта .

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты !

Она. как солнце, светит

С небесной высоты.

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой.

Мы все живем с надеждой

На встречу с добротой !

Воспитатель : А сейчас, я приглашаю вас за столы.

На столах лежат белые листы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. (на выбор) .

Воспитатель предлагает детям на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый пальчик – доброе дело , которое ребенок сделал для другого человека. Дети называют, какое и для кого они сделали доброе дело , а потом выбирают цвета, соответствующие их добрым делам , и раскрашивают ладошки.

УПРАЖНЕНИЕ : «Ладошка доброты » (здоровьесберегающая технология – элементы арт-терапии) . Дети рисуют под музыку. (Звучит песня о доброте .)

Воспитатель : Видите, какие красивые у вас получились ладошки. Вы все молодцы, сделали много добрых дел . А что вам нравится больше : когда для вас делают доброе дело или , когда вы сами его делаете ? Ответы детей.

Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. посмотрите, даже в группе стало теплее и светлее Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу, не давали друг друга в обиду и были внимательными друг к другу.

«Игра с ладошками» .

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию»

Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств

Способствовать формированию творческого воображения;
- вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:

Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
- познакомить с техникой рисования «монотипия»;
- формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Ход НОД.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.

Сегодня мы отправимся в страну Добросветию. Но сначала нам нужно поздороваться, поприветствовать друг друга, можно сказать (Продолжают дети: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т д.) Все верно, ребята. А можно поприветствовать друг друга без слов, давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга за талию
- Кивнем головой.
- Вам понравилось здороваться?
- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Там на опушке Радости, у Приветливой Речке, рядом с Улыбчивой поляной в Заботливой чаще есть страна Добросветию. А отправимся мы туда на облаках Добра.
(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)

Дети садятся на облака (обруч и на нем голубое покрывало, расположенные на ковре.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пушистых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками.
(открываем глазки)
Ну вот мы с вами и очутились в стране добра и дружбы

Воспитатель:

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.

Дети: Письмо прислала Шапокляк.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

Дети : Да, она улетела на воздушных шариках.

Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в этот город. Но и тут мне встречаются злые жители. А дом добра, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так трудно одной, помогите мне, пожалуйста. Я больше никогда не буду злой старухой, вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление.
А давайте мы ей поможем построить дом Добра.

Воспитатель: Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич - это часть дома, нашего дома Добра.

Ребята, посмотрите вокруг.

Ой, что это случилось с цветами, я знаю ребята, это злой ветер налетел на страну доброты, сорвал все лепестки и разбросал их повсюду, что же делать? Надо помочь собрать цветы. Хорошо каждый возьмёт сейчас 1 лепесток решит пример, который на нем написан, найдёт правильный ответ и встанет рядом со своим лепестком

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома Добра.
На полу выкладываем из коробок дом (1 коробка)
Пока вы собирали цветы я на полянке что - то интересное нашла, посмотрите, что это?

Дети: Очки.

Воспитатель: Да это очки, они не простые, а волшебные, все кто их надевает, становится добрым и начинает говорить всем комплименты. Давайте проверим.
Стоя в кругу, коммуникативная игра «Комплименты» (дети говорят друг другу комплименты и передают очки по кругу, одевая их на глаза)
Ну что, мы можем продолжить строительство дома. Закладываем следующий кирпич
- А сейчас немного отдохнем. У меня есть необычный мяч (полукругом, сидя на стульчиках) - это «Мячик добрых дел». Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, т. е. антоним. Дети играют, подбирают антонимы.

Разорвать книгу - склеить
Толкнуть - обнять
Грустить - радоваться
Улыбаться - плакать
Нагрубить - извиниться
Ссориться - мириться
Отнять - отдать
Обидеть - пожалеть
Добрый - злой
Ну что, вы заработали ещё один кирпичик. Наш дом растёт.

4. Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это? (солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.
Ответы детей.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили за последнее время
Я думаю, что мы заработали ещё один кирпич. Ребята, а дом наш снова подрос.

5. Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать добрые ли?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек добрых слов», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель: Пятый кирпичик дома добра мы заложили.

Открывают лепесток с буквой Р.
- На наше волшебной поляне остался последний лепесток с цифрой 6 (Дети отвечают 6). На нем задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы заканчивайте, подняв руку, отвечайте.

Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
Если ругают за шалости, надо сказать (Простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду (Помоги ему)
Решай споры словами, а (не кулаками)
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов.

Игра «Добрый - недобрый»
Музыка включается.
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов. А нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что мы не в последний раз посетили страну «Добросветию» и в следующий раз наш дом добра будет обязательно заселён добрыми персонажами из сказок.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).

Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)

Спасибо за внимание!

Федорина Юлия Викторовна, МДОУ детский сад «Малыш», Ульяновская область, село Репьёвка, воспитатель

Чтобы скачать материал или !

воспитатель Т.А.Кравченко

Тема : Золотые купола России.

Цель : формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку.

— воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Задачи :

1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.

  1. Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.

Материал: аудиозапись колокольного звона, музыки О.Скобля «Ангел молитвы», сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши, восковые мелки.

Предшествующая работа : посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов, слушание классической музыки (Ф. Шуберта, И.Баха), чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.

Словарная работа : глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.

Интеграция областей : художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.

Ход нод : под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят полукругом).

Воспитатель читает стихотворение С.Есенина:

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля,

Понеслись удары к синим небесам,

Скрылась за рекою, белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где – то за дорогой замирает звон.

— Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться большая целительная сила она помогает человеку обрести душевное спокойствие, прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили город стороной. Вот какое действие оказывает колокольный звон. Самый большой колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской площади (показывает иллюстрацию).

— Дети, скажите, а что такое церковь? (Дом Божий)

— Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)

— А какие церковные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица, Сочельник и др.).

По всей стране, в разных городах и сёлах построены храмы, я вас прошу, усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви.

Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве, церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические памятники, символы христианской веры.

— А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.

Примерные рассказы детей .

«Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и т.д.

Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности…(щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок (лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.

Проводиться игра «Острова».

Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку: «Лисица и барашек». Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали. Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек. Прыгай сюда, — вот тебе сена.- Спасибо, барашек, — говорит лиса: подойди ко мне, я тебя поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала в лес».

Вопросы к детям:

  1. О чём говорит эта сказка?
  2. Чему она учит нас?
  3. Какой поступок легче совершить – добрый или злой?
  4. Какой барашек в сказке?
  5. Какова лиса?
  6. Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше всего понравился (герои лиса и барашек прикреплены к фланелеграфу) затем подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло?

Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете, располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России».

Литература:

  1. «Букварь для народных школ» — Д.Тихомиров /Калуга, Н — Казачья. 1990г./
  2. «Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./
  3. «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2004г./

«Храм души моей» — Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г.

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Занятие на тему:

«Что есть добро, что зло?»

для воспитанников старшей (подготовительной) группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»

Пушкинского района

Рожко Надежда Григорьевна

Москва 2014

Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Что есть добро, что зло?». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»

Актуальность

Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное. Между тем, детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее. Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в детской среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека. Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.

Цель:

Воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.

Задачи:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

    Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками.

    Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.

    Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, слушать свою совесть.

    Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.

    Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.

    Приучать детей к самостоятельности суждений.

    Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.

Предварительная работа :

    Путешествие с книгой, обсуждение поговорки «Добро не умрет, зло пропадет» (с 19 Хр. №2)

    Рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2)

    Рассказы «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)

    Рассказ «Хорошо что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)

    Работа с иллюстрацией (с 16 Хр. №2)

    Беседа на тему «Добрые дела»

Словарь:

Зло, Страх, Одиночество, Голод, Душа, Совесть, Лень, Лодырь.

Материал для занятия:

Альбомный лист,

Фломастеры,

Простой карандаш,

Ластик,

Салфетки из ткани

Восковые мелки

Акварельные краски

Кисточки

Стаканы с водой

Простые карандаши

Предполагаемый результат :

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Музыкальное сопровождение :

    «Если добрый ты» (№30 сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)

    «Дорога добра» (№30 сл. Ю. Энтина, муз. М. Медкова)

Постановка проблемы:

Часто, к сожалению, приходится встречаться с детской жестокостью. Например: во время игры упал товарищ - ему больно, а у детей это вызывает смех; уронил игрушку в лужу – обидно, опять смех; ребенок не слушается маму – равнодушие. Наблюдается явный дефицит сочувствия, жалости, послушания.

Ход занятия :

Приветствие.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваются: «Доброе утро»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте поздороваемся друг с другом (дети поворачиваются, протягивая ладошки друг другу здороваются под музыку)

У вас у всех ладошки теплые? (ответы детей)

Да, потому что вы все поделились своим теплом друг с другом. У каждого из вас есть своя «дорога добра», моя «дорога добра» ведет меня каждый день к вам в детский сад. А куда ведет вас ваша «дорога добра»? (ответы детей)

1. Воспитатель:

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по страницам замечательной книги «Добрый мир. Хорошо – плохо» (Хр. №2). Давайте вспомним заповеди для самых маленьких. Самая главная заповедь – послушание.

Есть такая замечательная поговорка «Добро не умрет. А зло пропадет» (с 19 Хр. №2)

А кто знает, что такое добро, зло?

Дети:

Правила жизни, которые определил Бог; нарушение правил жизни, которые определил Бог.

Воспитатель:

А помощь друг другу – доброе или злое дело?

Дети:

Доброе.

Воспитатель:

Послушание родителям и старшим – доброе или злое дело?

Дети:

Доброе.

Воспитатель:

А бывают ссоры меду детьми?

Дети:

Бывают.

Воспитатель:

А какие дела больше помнятся – добрые или злые?

Дети:

Добрые.

Воспитатель:

Значит – добро не умрет, а зло пропадет.

Я прочитаю вам рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2), а после мы с вами побеседуем.

Воспитатель:

Почему животные не боялись пустынника?

Был ли он добрым или злым?

Откуда берется зло, по мнению Ворона? Голубя? Змея? Пустынника?

Почему Бог велел человеку думать о душе?

Как человеку следует заботиться о своем добром помощнике?

Воспитатель:

Ребята! Подумайте и скажите, а какие добрые дела мы можем сделать.

(Примеры добрых дел, 2-3 примера)

Вот послушайте ребята рассказ «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)

Какие добрые дела мама предложила сделать сыну?

Дети:

Позаботиться о младшей сестре, помочь няне, покормить собачку.

Воспитатель:

Я прочитаю ещё один рассказ «Хорошо, что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)

Почему плакал Юра?

Какой вывод сделала мама?

А вам ребята понравилось, как поступил Юра?

Каким словом можно охарактеризовать Юру?

Дети:

Лодырь.

Воспитатель:

Кто-то к нам стучит. Это пришел Доктор Айболит и предлагает поиграть в одну замечательную игру.

Д. Айболит:

Я всех животных и детей лечу лекарствами: таблетками, микстурой, уколами.

А каким лекарством можно вылечить:

Злую Бабу Ягу от злости? (кротостью, добротой)

Упрямого козлика, который не хотел уступать дорогу на мостике? (смирение, уступчивость)

Братца Иванушку, который превратился в козленочка? (послушанием)

Будьте здоровы, ребята, не болейте. А если вдруг я понадоблюсь, вызывайте - всегда помогу.

Воспитатель:

Каждое доброе дело имеет свой цвет. И наши добрые дела похожи на радугу (работа с иллюстрацией с. 16 Хр. №2)

Что нарисовано?

На рисунке изображены ступеньки – добрые качества души человека, которые приближают его к Богу. Это – вера в Бога, надежда на Его помощь, любовь к Нему, чистота и смирение (мир души). На вершине – крест, который напоминает о вечной жизни человека с Богом.

Воспитатель:

Выставляется дерево.

Посмотрите, это - то самое заколдованное дерево, о котором говорилось в сказке. Наступила осень, облетели с него волшебные цветы. Дерево, стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Бывало, путники заходили в этот волшебный лес и присаживались отдохнуть под деревом. А как вы думаете, что становилось с путниками? Какими они становились? Тот, кто садился под «добрую половину» дерева- добрели душой и сердцем. Тот, кто попадал под его «злую половину», становился жестоким, злым и жадным.

Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал становились добрыми. А как мы можем предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину?

Что можно нарисовать (Добрые и злые цветы и развесить их на ветках) Но как же нарисовать добрый цветочек и злой? Чем отличается добрый цветочек от злого? (Цветом, характером, линией) Итак, каждому надо нарисовать один цветочек добрый и злой. Помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по контуру. (Мягкому, плавно изогнутому или резкому, изломанному. Показываю образец)

Практическая самостоятельная деятельность. У вас на столах лежат кисти и краски, бумага для рисования. Давайте вспомним, как будем работать. Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.

Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.

Проводи Кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Дети выбирают два силуэта и рисуют добрый и злой цветок. Педагог оказывает нуждающимся помощь и напоминает, что цветы отличаются друг от друга. По мере выполнения работы дети наклеивают свои цветы на добрую и злую половину дерева.

Анализ. – Давайте полюбуемся нашей работай. Можем ли мы продолжить сказку? Как? А если мы перемешаем цветы, сгладим острые углы. Как можно меньше в нас будет злых качеств. Каждый человек будет стремиться быть добрее, а дерево в этом будет помогать.

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые- дарят тепло и уют,

Добрые- в ногу со слабым шагают

И никогда спасибо не ждут.

Воспитатель:

Вот и подошла к концу наша прогулка по страницам этой замечательной книги. Я хочу вам еще раз повторить нашу поговорку «Добро не умрет, а зло пропадет». Помните эти слова и будьте добрыми.

Образовательные области: Познание, Социализация, Коммуникация, Художественное творчество (музыка).

Задачи.

Обучающие: расширить знания детей о колоколах, видах колокольного звона;

дать элементарные представления об устройстве колокола;

познакомить детей с легендой возникновения первого колокола.

Развивающие:

р азвивать у детей способность видеть прекрасное путем приобщения к традициям православной духовной культуры.

Воспитательные: воспитывать благоговейное отношение к колокольному звону, воспитывать у детей умение чувствовать характер духовной (колокольной) музыки.

Материал: картинки с изображением колоколов и колоколен;

3 колокольчика; небольшая доска, палка.

CD диск с аудиодорожкой (колокольный звон Благовест, Набат, Перезвон…).

Подготовительная работа: посещение храма и колокольни.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим с вами об очень интересном предмете. Я загадаю вам загадку, отгадав которую вы поймёте о чём пойдёт речь.

Загадка: Он в церковь людей зовет, а сам никогда там не бывает. Что это? (ответы детей).

Да, это колокол. (Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинки с изображением колоколов.) Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием. Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. Люди работали в поле, хозяйничали в своих домах, дети весело и шумно, также как и вы играли, и, конечно, было трудно докричаться до всех сразу. А колоколов ещё не научились делать. Дети, как вы думаете какой громкий звук-сигнал придумали люди в старину? (Ответы-предположения детей). Я сейчас отойду в другую часть комнаты и попробую вам дать сигнал, как только вы услышите громкий звук, то приходите ко мне. ( Воспитатель громко несколько раз ударяет палкой по доске.) Ребята, сначала появилось било – доска. Использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. Прежде чем продолжить дальше давайте поиграем.

Игра малой подвижности на внимание: Дети ходят врассыпную по комнате и по звуку «била» приседают (прячутся)

Дети и воспитатель возвращаются на свои места.

Как же появились колокола? Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. Воспитатель показывает картинку с изображением цветка-колокольчика. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (сыграть на колокольчике). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.
А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки).. На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами).
- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).
- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике
. Строение колокола похоже на строение людей. У него есть, как я уже говорила, «уши», «язык»; ещё есть «плечи», туловище, которое называют «тулово», на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом

Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Красоте голоса и внешнему убранству колокола придавалось особое значение. Колоколам давали имена и прозвища. Посмотрите, на этой картинке изображен огромный колокол, в него могли бы поместиться все дети нашей группы, а называют его Царь-колокол. Дети, а кто знает кто такой царь? Кем был царь в тридевятом царстве? (ответы детей). Да, это самый главный в царстве человек. Так и Царь-колокол был самым главным колоколом. Мы с вами были на колокольне и звонили в колокола. Помните, какой красивый, громкий звон мы слышали, а ведь колокола на нашей колокольне совсем не большие. Представляете, какой громкий звук был у царь-колокола. В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе. Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем поднять его на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила.

Посмотрите, ребята на картинку. Что здесь нарисовано? (ответы детей). На что похожа колокольня? Она похожа на свечу, а колокол в ней как огонь-пламя.

Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него. Сейчас мы это проверим. Выходите, ребята ко мне.

Игра «Веселые колокольчики». Дети стоят в кругу, 3 ребенка с колокольчиками в середине круга, лицом к кругу, спиной к друг другу. Под звон колокольчиков дети идут по кругу, по удару в «било» дети останавливаются, колокольчики не звенят. Дети в кругу отдают колокольчики тому ребёнку, который остановиться напротив них. Игра повторяется 3-раза.

Ребята, садитесь на свои места. Теперь давайте послушаем настоящий колокольный звон. Колокольный звон является неотъемлемой частью Православного Богослужения. Звоном верующие созываются на службу, узнают о времени совершения особенно важных моментов Богослужения, если не присутствуют в храме. Звон выражает торжество Церкви. По звону можно определить значимость праздника.
Благовест - это один из более древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения или оповещает о начале важного момента в церковной службе. Благовест осуществляется мерными ударами в один колокол, который и называется благовестником. Послушайте, пожалуйста, колокольный звон- Благовест. (Слушание Благовеста)

Трезвон - это радостный звон во все (или почти все) колокола звонницы. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. (Слушание Трезвона).

Итог. Молодцы, сегодня вы узнали много нового. Домашнее задание: расскажите родителям о колоколах, как они появились.

Литература:

Пухначев Ю. «Колокол» (Ж. «Наше наследие»,стр.11, 13, 110).

В. Горохов «Повседневная жизнь России под звон колоколов».

Колокольчик разглядела,
Не пойму я, в чем тут дело?
Почему он не звенит?
Он же этим знаменит!
Сколько их на ножках тонких!
Если хочешь – рви подряд,
Но не рвет цветов девчонка,
Ждет…, а может, зазвенят?
(А. Барто)

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию старше-подготовительной группы детей 5-7лет.

Заповеди Божии.

Образовательные области: Познание, Социализация, Коммуникация.

Задачи.

Обучающие: активизировать и расширять словарный запас;

учить подбирать слова-антонимы, использовать в речи название нравственных качеств человека

Развивающие: развивать связную речь; мышление, внимание;

Воспитательные: формировать способность ориентироваться в системе нравственных и духовных ценностей; сорадоваться радости ближних и сопереживать в их горе;

Материал: стеклянная банка, чёрная гуашь, пипетка; картинки с изображением плохих-хороших поступков людей.

Подготовительная работа: Чтение. Л.Н.Толстой «Косточка», Б. Ганаго «Детям о душе», 2007г., «Детская литература»; подвижные игры с правилами.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое правило? (ответы детей).

Воспитатель вспомогательными вопросами подводит детей к выводу, что правила это договор между детьми как что-то делать, играть. Какие правила, дети вы знаете (ответы детей). Да, верно, есть ПДД, но мы сегодня поговорим о правилах поведения человека. Назовите правила поведения в спальне. (Ответы детей). А зачем соблюдать правила поведения, может быть, можно обойтись без них? (Ответы детей).

Посмотрите, ребята на эти картинки и скажите какие правила нарушают дети?

(Ответы детей). Какой этот мальчик, который обижает собаку? (Злой)

Подберите, пожалуйста слова-антонимы к тем словам, которые я назову:

Злой, плохой, щедрый, драчливый, плаксивый, завистливый. А вы знаете, кто нам дал первые правила поведения? (ответы детей) Да, это Господь, называют их Заповеди Божии. Всего Заповедей – 10, как пальцев на руках, Каждая из Заповедей важна и выполнять их надо обязательно. Любому человеку нужны все 10 пальцев, даже если ранка есть только на одном из них, человеку не удобно делать дела свои. Так и 10 Божиих Заповедей, надо знать и выполнять их все. Сегодня я познакомлю вас с 2 Заповедями Божиими.

5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.
Этой заповедью Бог повелевает почитать родителей.

Что значит почитать родителей? (ответы детей) Значит слушаться их, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них во время их болезни и старости. Расскажите мне как вы помогаете родителям дома? (ответы детей). Послушайте стихотворение о 5 Заповеди :

Люби и слушайся ты маму с папой,
И тогда будешь долго жить.
Когда ты вырастешь и взрослым станешь,
То будут дети и тебя любить.
Семья это важно, семья- это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно.

Физкультминутка: Встаньте возле своих стульчиков, сейчас вы покажите как вы любите, жалеете родителей. Под слова стихотворения дети выполняют движения.

Люби и слушайся ты маму с папой, (обнимают себя за плечи)
И тогда будешь долго жить. (руки в стороны)
Когда ты вырастешь и взрослым станешь, (поднимаются на носочки, руки вверх)
То будут дети и тебя любить. (обнимают себя за плечи)
Семья это важно, семья- это сложно, (наклоняют корпус вперёд)

Но счастливо жить одному невозможно. (машут перед собой рукой).

Упражнение выполняется 2раза.

10-я заповедь. …не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), … ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5). Что означают слова «не желай»? (ответы детей). Как иногда некоторые дети нарушают эту Заповедь? (ответы детей). Как называют людей, которые желают чужие вещи? (завистливые). Послушайте стихотворение:

У друга твоего есть всё – пускай,
Ему ты не завидуй и чужого не желай.
С другими сравнивать мы не должны себя –
Бог любит одинаково и друга, и тебя.

Помните об этом дети!

Воспитатель зовет на ковёр детей. Все садятся в круг. В центре круга стоит 1л стек. банка с водой, кукла-пупс, розетка с чёрной краской, пипетка.

Ребята, представьте себе, что перед нами маленький ребёнок, вот такой как эта кукла-пупс и его душа чистая, он ещё не сделал ничего плохого и ничего хорошего. Чему надо научить малыша? Вы называйте хорошие поступки и бросай в эту банку с водой эти красивые шарики. (ответы детей). А теперь назовите плохие поступки (ответы детей). Когда дети называют плохие поступки, воспитатель капает в банку чёрную краску. Посмотрите дети, чем наполняется наша душа, если мы совершаем плохие дела. Что делать, чтобы этого не было? (ответы детей).

Давайте мы повторим Заповеди, о которых сегодня говорили (ответы детей).

В конце нашего занятия предлагаю поиграть в игру «Я радусь». Я бросаю мяч и говорю: « Я радуюсь за Арсения, когда он хорошо рисует». Мяч передаётся по кругу, дети называют имя того ребёнка за которого радуются (по-очереди).




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png