Формирование личности ребенка.

2.1.Место детства в становлении личности.
Все основные свойства и основные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигает определенного возраста.
В детстве складываются основные аспекты:
1. мотивационные (интересы, цели, которые ставит);
2. инструментальные (средства достижения цели);
3. стилевые черты личности (темперамент, характер, способ поведения, манеры).
К окончанию школы личность в основном оформляется и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в течение всей последующей жизни.
В пределах детства существуют несколько периодов, сензитивных к развитию отдельных групп личностных качеств ребенка.
1. Сензитивным периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера является дошкольное детство: складываются основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые формируются в результате генотипа, среды.
2. Младший школьный и начало подросткового возраста – годы ускоренного развития способностей.
3. Старший школьный возраст – время благоприятного развития нравственных и мировоззренческих установок.
Процесс интеллектуального развития детей идет несколько быстрее и завершается раньше, чем процесс личностного взросления.

Интеллектуальное развитие Личностное развитие
1. младенчество
2. ранний возраст
3. дошкольный
4. младший школьный
5. подростковый возраст
6. юношеский возраст 1. дошкольное детство:
1) от рождения до 3-х
2) от 3-х до 6-ти лет
2. школьные годы:
1) от 6-7 до 10-11
2) от 11-12 до 15-16 лет
личностное развитие завершается позже

Точка зрения Э. Фромма на развитие личности заключается в следующем:
1. Осознание того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него.
2. Осваивает окружающий мир вещей и людей.
3. Возникает стремление к личностной независимости и персональной свободе.
- физическая независимость;
- физиологическая независимость;
- психологическая (думать самостоятельно);

Опасности на пути личностного развития выражаются в следующем:
1. ощущение беззащитности и тревоги – борьба за свое существование

Подчинение другим изоляция от них
В первом случае – полный или частичный отказ от собственного «Я». Во втором случае – как личность за счет других.
Основные типы:
1. конформная личность, 2.властная личность, 3.личность – скиталец, 4.путь приоритетного нравственного самосовершенствования.
На пути личностного развития ребенка в современном обществе – формирование и укрепление некоторой черты как агрессивность (физическая, вербальная).
Бывает агрессивность инструментальной (средство достижения некоторого результата), агрессивность целевая (как осуществление агрессии – нанесение вреда).
Агрессивность бывает: ситуативной (эпизодическое проявление) и личностной (устойчивая индивидуальная черта); устойчивой и неустойчивой.
При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение детей возникает порочный круг: агрессивный ребенок вызывает враждебное отношение к себе со стороны окружающих – его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются. Причиной нередко выступают родители, телевидение (где с помощью агрессии добиваются успеха).

2.2.Роль социальных факторов в развитии личности.
Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семья, школа, высшее учреждение, средства массовой информации (СМИ) и живое общение. В процессе развития личности от года до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к семье добавляется общение со сверстниками, другими взрослыми, доступные СМИ. С поступлением в школу: сверстники, учителя, некоторые предметы и дела, СМИ. С подросткового возраста: общение со сверстниками, друзьями. Далее идет самовоспитание и самосовершенствование личности.
Роль семьи по мере взросления уменьшается; сильная в первые годы жизни (мама постоянно ухаживает и общается). Активно воздействует с 3-х лет на формирование речи – подчинение дисциплинарно-гигиеническим нормам. В дошкольном возрасте семья начинает формировать любознательность, настойчивость, адекватную самооценку, стремление к успеху, отзывчивость, общительность и т.д. При поступлении в школу семья сосредотачивает свое внимание на воспитании некоторых качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения. В подростковом возрасте необходимо доверительные отношения с подростками в семье.
Влияние школы: оно эпизодично, хотя хронологически занимает период времени – 10 лет: от 6-7 до 16-17 лет. Основную роль в личностном формировании – младшие школьники и начало подросткового возраста, когда учитель – авторитет. Влияние специализированных внешкольных учебно-вспомогательных учреждений не является постоянно действующим фактором личностного развития: здесь возможна референтная группа, референтная личность руководителя.
СМИ – телевидение и газеты. Два воспитательных момента: 1)выбор среди множества мнений - положительный; 2) аргументировать каждого – отрицательный.

2.3.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты, влияние которых на личность ребенка, действует на развитие личности не непосредственно, а через малые группы. Это члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности. Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и действует система: 1) поддержки, 2) доверия; 3) открытости; 4) помощи. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают окружающие люди.
В доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы и человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые ведут их дальше.
А.Н. Леонтьев считает, что развитие личности ребенка находит свое выражение в изменение иерархии мотивов деятельности: игра, учение, труд.
Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития детских игр:
1. игровые действия, воспроизводящие поведение взрослых;
2.игровые действия, последовательно восстанавливающие систему деятельности взрослых с начала и до конца;
3. выделение в игре определенной роли взрослого, ее исполнение;
4. переход от одной роли к другой, контролируя и развивая сюжет;
Общение как средство развития личности особенно сильно сказывается на ребенке в третьем, четвертом уровне. Общение, складывающееся в учебной деятельности, зависит от формы ее организации. Наиболее активным такое общение бывает возможным в условиях групповых форм организации учебной деятельности (дискуссии, диспуты, семинары). Еще больше возможности для развития личности ребенка оказывает труд. Коллективный характер имеют многие его формы и включают в себя моменты общения.
Литература
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие.- Иркутск, 2000, 189 с.
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). - М., 1986.
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ,2002.- 427с
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Формирование личности ребенка»:
1. Какие аспекты личности складываются в детстве?
2. Назовите сензитивные периоды формирования личности и ее качеств.
3. Назовите факторы, влияющие на развитие личности. Обоснуйте их роль.
4. Определите роль общения на формирование личности на разных возрастных этапах.

Тестовые задания по теме «Формирование личности ребенка»:
1. Взаимосвязь психического и физиологического развития проявляется в следующем: а) периодах сензитвного развития; б) физическом здоровье; в) индивидуальном стиле деятельности; г) акселерации.

И.Шевелев поднимает в своем высказывании актуальную социальную проблему: становления личности и социализации индивида. Автор говорит о том, что моральные принципы закладываются еще в детстве, а характер формируется по мере взросления человека. Я полностью согласна с высказыванием И.Шевелева. Моральные принципы- это принятые обществом представления о добре и зле, о правильном и неправильном, а так же совокупность норм поведения- все это закладывается в человека будучи ребенком. Характер же формируется во время социализации, которое является процессом усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, которые помогают ему функционировать на протяжении всей жизни. Агентами социализации являются семья, учебное заведение, армия, церковь и тд. Проходя через это и много другое, человек осваивает и познает мир, в результате чего происходит формирование и закалка его характера.

В произведении Ивана Гончарова «Обломов» главный герой вырос с такими отрицательными чертами, как лень, безволие, эгоизм. Еще в детстве родители привили ему такие моральные нормы, в результате чего Обломов, став взрослым, оказался просто не нужным для общества. Ведь всем известно, что люди тянутся к высокой личности, с сильным и волевым характером, но для этого нужно постоянно работать над собой. Обломов из-за своей лени, получив лишь основные моральные принципы, не продолжал свое развитие и потому стал слабым, бесхарактерным человеком. Обращая внимание на нашу общественную жизнь, замечаешь, что стало много людей с сильным, волевым характером. Возможно, в современном мире слишком много сложных испытаний, которые помогают закалить характер. Например, в детстве мою подругу родители отдали в детский дом, она ощутила на себе всю боль предательства со стороны близких людей. Но она осталась добрым и отзывчивым человеком, не обозлилась на весь мир – все это из-за правильного воспитания и усвоения моральных норм. Сейчас она успешно учиться, путешествует, познает мир и знакомиться с новыми людьми, которые делятся с ней опытом, что помогает ей формировать свой волевой характер. Таким образом, с возрастом человек накапливает все больше и больше знаний, набирается опыта, приобретает определенные навыки. А это значит, что характер формируется на основе уже заложенных в детстве моральных и нравственных принципах.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:
- взрослых со взрослыми,
- взрослых с детьми,
- детей с детьми.
Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине . Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.
Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.
Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.
Позже формируются другие черты характера:
- трудолюбие-лень,
- аккуратность-неаккуратность,
- добросовестность-злонамеренность,
- ответственность-безответственность,
- настойчивость-малодушие.
Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.
Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.
В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).
В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:
- суждения окружающих людей о жизни,
- поступки окружающих людей,
- художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),
- кино и другие медиа-образы,
- господствующая идеология в обществе.

Сочинение части с

Основная проблема, поставленная В.Песковым, связанна с влиянием событий детства на формирование личности. Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. О важности детства в судьбе человека известно давно. Анализ ранних детских воспоминаний положен в качестве одной из методик исследования личности.
Позиция автора очевидна: именно в детстве закладываются важнейшие качества личности, в том числе уважение к труду, умение преодолевать жизненные трудности, поэтому уже в ранние годы ребенка необходимо приучать к труду, к тому, что в дальнейшем потребует от него жизнь.
Нельзя не согласиться с автором текста, ведь детство, действительно, играет очень важную роль в становлении личности.
« Что прорастает из детства?» Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. В повести Л.Н. Толстова «Детство» мы наблюдаем за взрослением мальчика, за формированием личности. Становление характера Николеньки проходит среди близких ему людей: родителей, братьев и сестер. Отношения с ним весьма теплые, душевные. Его воспитали в честной семье, в которой все любили друг друга. И благодаря этому он вырос понимающим, добрым мальчиком.
Прочитав текст В.Пескова, я сразу вспомнила случай из моей жизни.
Когда мне было 6 лет, моя мама готовилась к Новому году. Она прибиралась, украшала дом. Я, смотря на нее, заплакала. Моя мамочка подошла ко мне и спросила: «что случилось?» Я долго хлюпала носом, но, наконец, ответила: « Мамочка, я не хочу быть взрослой, я ни хочу работать там много. Я хочу всегда быть маленькой, ничего не делать!»
Сейчас мне 17 лет, но мы часто вспоминаем этот случай, перед Новым годом, когда все вместе готовимся к празднику. Именно в детстве мама научила меня трудиться, уважать других, любить близких.

Мигель де Унамуно сказал: «Всё, что видит и слышит ребенок, - это семья, посеянное в его душе. Там оно прорастает и потом приносит плоды ».




Екатерина Валерьевна!
Подробно расписывать оценку по критериям не буду – прежде всего из-за того, что у нас нет исходного текста. Следовательно, мы не можем оценить, верно ли Вы определили проблему и позицию автора. Просто перечислю свои основные замечания. Если что, коллеги дополнят.
Первое и главное. Вовсе не очевидно, что Вы пишете сочинение по конкретному тексту. Кроме упоминания фамилии В. Пескова нет никаких свидетельств того, что Вы что-то прочли и якобы осмыслили. Ваши слова могут быть отнесены к любой писанине, где упоминаются дети. Помимо общих слов об актуальности должна быть конкретная ссылка на ситуацию, описанную в тексте. У Вас этого нет. А сочинение, написанное без опоры на текст, оценивается, как Вы знаете, нулем. Вы в опасной ситуации!
Второе. Нарушения абзацного членения, орфографические ошибки («связанна», «ни хочу»), повторы («уважение к труду» и «приучать к труду» в одном предложении), пунктуация (оформление прямой речи и не только) – здесь есть что подправить.
Третье. «Л. Н. Толстова» - извините, но это позор. И не только орфографический. У нас есть писатель Толстов? Еще больший позор – аргумент про формирование характера Николеньки Иртеньева (эта штамповка из методички осточертела всем проверяющим; нравится пример – скажите то же самое своими словами) и цитата из Унамуно («семья, посеянное в его душе» – не семья, а семя, так что проверяйте афоризмы из интернета и выбирайте персонажей, которых знаете).
Четвертое. Цитата не вывод.
Так что над текстом надо еще работать и работать. Пока слабо.

Ваша личность складывается из множества деталей. На нее влияют ваши гены, ваши друзья, школа, в которую вы ходите, а также множество других факторов. Все сферы жизни играют свою роль в том, чтобы сформировать человека, которым вы станете. Но когда именно начинают закладываться поведенческие тенденции? К примеру, если вы выросли скромным человеком, значит ли это, что вы были скромным ребенком?

Мнение ученых

Ученые считают, что характер закладывается в детстве. Исследования позволяют предположить, что существует связь между нашим поведением в возрасте нескольких месяцев и тем, какими мы становимся впоследствии. Конечно, нельзя сказать, что характер - это что-то, заранее определенное, но основа его все же прослеживается с самых первых дней человека. Психологи, изучающие детей, обычно описывают не характер, а темперамент. Одно из первых исследований в этой сфере было проведено в середине двадцатого века. Американские исследователи, супруги Стелла Чесс и Александр Томас, изучили 133 ребенка, контролируя их поведение от самого рождения до возраста тридцати лет, попутно беседуя с их родителями. На основе исследований ученые предположили, что есть девять основных черт темперамента младенца, включающих уровень активности, настроение и умение отвлекаться. Выделено было три группы - дети, с которыми просто ладить, дети, с которыми трудно, и дети с медленной реакцией.

Удивительный результат исследования

Как вы думаете, продолжили ли эти детские категории влиять на характер людей во взрослом возрасте? Американское исследование продемонстрировало несколько доказательств того, что дети, которых описывают как спокойных или буйных, сохраняют такие черты и во взрослом возрасте. Впрочем, детального сопоставления темперамента в младенчестве и взрослого характера не было. Все дело в том, что долгое время психологи были разделены из-за категории возраста - те, которые занимались изучением детей, практически не сотрудничали с теми, кто работал со взрослыми. Ситуация начала меняться лишь в последние десятилетия, поэтому пока можно только сказать, что младенческий темперамент хоть и не полностью показывает характер взрослого, но некоторые черты все же отражает.

Перемены в оценках

Стоит обратить внимание и на то, что более детальным исследованиям помешали изменения в оценках младенческого темперамента. Прежде их было девять, а теперь существуют три широкие сферы определения, причем в каждой психологической лаборатории есть свои термины для их описания. Так, есть понятие осознанного контроля, которое учитывает способности младенца фокусироваться, к примеру, отвлекаться при соблазне посмотреть на игрушку. Есть определение негативной чувствительности, описывающее эмоции вроде страха и раздражения, а также понятие экстраверсивности, говорящее об уровне коммуникативных навыков.

Российские исследования

Совсем недавно было опубликовано российское исследование, посвященное вопросам личности и индивидуальных отличий. В рамках исследования были проконтролированы сорок пять семей, где родители оценивали темперамент младенцев по определенной шкале, используя оценки в разные периоды - в несколько месяцев и через несколько лет. Основой оценок были такие черты взрослого человека, как коммуникабельность и истеричность. В результате ученые сопоставили оценки и обнаружили, что младенцы, которые получали более высокую оценку в детстве в вопросе коммуникации, в более старшем возрасте оказывались более эмоционально стабильными. Те, кто лучше контролировал себя во младенчестве, были более совестливыми в возрасте нескольких лет. Словом, если ваш ребенок внимательный - скорее всего, он будет достаточно аккуратным, когда подрастет!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png