Бурдукина Софья.

Актуальность темы проекта связана с тем, что здоровье человека является той ценностью, которую необходимо сохранять и укреплять. Каждый человек в своей жизни поднимает и переносит тяжести, без этого обойтись никак нельзя. Однако не каждый знает, что поднятие и перемещение тяжестей может оказывать различное влияние на здоровье. Мне стала интересна эта проблема, поэтому для своего исследовательского проекта я выбрала тему «Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека».

Объект исследования : процесс сохранения здоровья человека при поднятии тяжестей.

Предмет исследования: изучение норм, правил и советов по поднятию тяжестей, способов предотвращения тяжёлых последствий при их перемещении.

Цель исследования : определение влияние поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Чтобы достичь цели, были определены задачи исследования :

1.Изучить строение скелета человека.

2. Ознакомиться с нормами и правилами подъёма и переноса тяжестей. Узнать о последствиях их несоблюдения.

3. Экспериментально определить степень информированности учащихся 7-го класса о влиянии поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека и соответствие веса портфелей школьников гигиеническим нормам.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов : теоретических (изучение научной и специальной литературы, сравнение, обобщение, анализ) и эмпирических – анкетирование учащихся, изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам, методы математической и графической обработки полученных результатов.

Проект направлен на практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут использоваться в работе учителей школы, медицинских работников, тренеров для проведения уроков, бесед с учащимися и их родителями, спортивных мероприятий. Эти материалы будут интересны и широкому кругу людей, которые интересуются проблемой влияния поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7 наименований, 8 приложений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»

Открытая городская научно-исследовательская конференция

«Зажги свою звезду!»

Секция:

Психология и здоровье человека

Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека

Бурдукина Софья Андреевна,

МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия», 7 класс

Научный руководитель:

Мокина Ирина Владимировна

МАОУ гимназия № 39 «Французская гимназия», учитель биологии

г. Екатеринбург, 2015

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы исследуемой проблемы 5

1.1. Строение скелета человека 5

1.2.Нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и

подростков 7

1.3.Вредные последствия неправильного и чрезмерного поднятия

тяжестей и их причины 10

Глава 2.Практическая (экспериментальная) часть 12

2.1. Анкетирование учащихся 12

2.2. Изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса

гигиеническим нормам 18

Заключение 20

Список литературы 21

Приложение 22

Введение

Актуальность темы проекта связана с тем, что здоровье человека является той ценностью, которую необходимо сохранять и укреплять. Каждый человек в своей жизни поднимает и переносит тяжести, без этого обойтись никак нельзя. Однако не каждый знает, что поднятие и перемещение тяжестей может оказывать различное влияние на здоровье. Мне стала интересна эта проблема, поэтому для своего исследовательского проекта я выбрала тему «Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека».

Объект исследования : процесс сохранения здоровья человека при поднятии тяжестей.

Предмет исследования: изучение норм, правил и советов по поднятию тяжестей, способов предотвращения тяжёлых последствий при их перемещении.

Цель исследования : определение влияние поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Чтобы достичь цели, были определены задачи исследования :

1.Изучить строение скелета человека.

2. Ознакомиться с нормами и правилами подъёма и переноса тяжестей. Узнать о последствиях их несоблюдения.

3. Экспериментально определить степень информированности учащихся 7-го класса о влиянии поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека и соответствие веса портфелей школьников гигиеническим нормам.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов : теоретических (изучение научной и специальной литературы, сравнение, обобщение, анализ) и эмпирических – анкетирование учащихся, изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам, методы математической и графической обработки полученных результатов.

Проект направлен на практическое применение. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут использоваться в работе учителей школы, медицинских работников, тренеров для проведения уроков, бесед с учащимися и их родителями, спортивных мероприятий. Эти материалы будут интересны и широкому кругу людей, которые интересуются проблемой влияния поднятия и перемещения тяжестей на здоровье человека.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 7 наименований, 8 приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1. Строение скелета человека

Скелет человека – это несущий каркас, к которому прикрепляются мышцы и внутренние органы. Без скелета наше тело было бы бесформенной массой мышц, кровеносных сосудов и внутренних органов. Но упругие, твердые кости образуют прочный остов, поддерживающий все остальные части тела. Трудясь вместе с мышцами, скелет дает нам полную свободу бегать, прыгать и сгибаться в разные стороны.

Скелет состоит из соединённых между собой костей. Они обеспечивают телу опору и сохранение формы, а также защищают внутренние органы.

У взрослого человека скелет состоит примерно из 200 костей. Каждая кость имеет определённую форму, размер, и занимает определённое положение в скелете (Приложение 1 ). Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они приводятся в движение прикреплёнными к ним мышцами .

Внутренние органы человека «упакованы» в туловище. Сверху туловище ограничено грудной клеткой. Это подвижное костное образование, состоящее из ребер, соединенных хрящами и опутанных мышцами. Грудная клетка защищает сердце и легкие от повреждений (Приложение 2 ).

Снизу грудная клетка закрыта диафрагмой – мышечной мембраной, которая поддерживает органы, расположенные в грудной клетке от того, чтобы они не «упали» в живот (правильнее сказать в брюшную полость).

Снизу туловище ограничено тазом. Это костный каркас, расположенный на дне брюшной полости, на который натянуты мышцы, также не дающие внутренним органам выпасть из положенного им места.

Позвоночник – это уникальное устройство, которое сочетает в себе функции поддерживающего стержня и амортизатора, так как объединяет в одну структуру жесткие элементы (позвонки) и более мягкие элементы – межпозвоночные диски. Вся эта конструкция укреплена связками, которые удерживают диски между позвонками, и мышцами, которые делают ее более прочной и гибкой, а также позволяют настраивать положение позвоночника адекватно текущим нуждам.

Позвоночник состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5, сросшихся между собой крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков . Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный и крестцовый (Приложение 3 ), которые обеспечивают ему упругость при разных положениях и движениях тела.

Позвоночник человека образован 33-34 позвонками. Позвонки состоят из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, позвонки образуют позвоночный столб, а костные кольца – позвоночный канал – это своеобразный костный футляр для спинного мозга . Соседние позвонки отделены друг от друга эластичной хрящевой тканью (Приложение 4 ). Она придаёт позвоночнику гибкость.

При поднятии тяжестей основная нагрузка ложится на позвоночник. Если он расположен в пространстве правильно, и человек имеет опыт поднятия такого веса, то позвоночный столб такую нагрузку выдерживает: должным образом подпружинивает, а позвонки и диски находятся в таком положении, чтобы не пострадать.

Таким образом, скелет человека устроен таким образом, что он позволяет поднимать тяжести. Однако возможности скелета и особенно позвоночника при этом не беспредельны. Поднятие непомерных тяжестей может привести к нарушениям здоровья. Позвоночник, несмотря на свое сложное и продвинутое строение не может «выстоять» в борьбе с весом самостоятельно. Для того чтобы поднять тяжесть, нужна помощь и остальных отделов туловища. Для этого напрягаются все мышцы, окружающие туловище.

1.2.Нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и подростков

Нормы подъема и перемещения тяжестей вручную – законодательно закрепленные предельно допустимые физические нагрузки на одного человека, выраженные в массе перемещаемого груза вручную (в кг) или в единицах внешней механической работы за рабочую смену .

Эти нормы разработаны Министерством труда РФ в целях охраны здоровья трудящихся.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.93 г. № 105 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для женщин:

– подъем и перемещение тяжестей вручную при чередовании с другой работой (до двух раз в час) – 10 кг;

– подъем и перемещение тяжестей вручную постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 07.04.99 г. № 7 установлены следующие нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет:

– подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены:

а) юноши: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 3 кг, 16 лет – 4 кг, 17 лет – 4 кг

б) девушки: 14 лет – 2 кг, 15 лет – 2 кг, 16 лет – 3 кг, 17 лет – 3 кг

–подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:

1) постоянно (более двух раз в час):

а) юноши: 14 лет – 6 кг, 15 лет – 7 кг, 16 лет – 11 кг, 17 лет – 13 кг

б) девушки: 14 лет – 3 кг, 15 лет – 4 кг, 16 лет – 5 кг, 17 лет – 6 кг

2) при чередовании с другой работой (до двух раз в час):

а) юноши: 14лет – 12кг, 15 лет –15 кг, 16лет – 20кг, 17лет – 24кг

б) девушки: 14 лет – 4 кг, 15 лет – 5 кг, 16 лет – 7 кг, 17 лет – 8 кг.

В соответствии с гигиеническими критериями допустимые физические нагрузки для мужчин и женщин следующие.

1. Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): для мужчин – до 30 кг, для женщин – до 10 кг.

2. Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: для мужчин – до 15 кг, для женщин – до 7 кг.

3. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены, кг: с рабочей поверхности для мужчин – до 870кг, с рабочей поверхности для женщин – до 350кг, с пола для мужчин – до 435 кг, с пола для женщин – до 175кг

В инструкциях по технике безопасности для грузчиков пишется, что при переноске тяжестей максимально допустимый груз: в подростковом возрасте для молодых людей от 16 до 18 лет – 16 кг; для мужчин – 50 кг, для женщин – 10 кг, два раза в течение часа, если чередовать с любой другой работой и 7 кг – если поднимать тяжести постоянно в течение всей рабочей смены.

Если показатели тяжести трудового процесса превышают приведенные величины, то такие условия труда классифицируются как вредные (тяжелый труд).

Учащиеся школы каждый день переносят тяжести – свои школьные принадлежности – в школу и из школы. В отдельные дни недели кроме толстенных учебников в ранцах оказываются еще и спортивная одежда и обувь, а также еда, которой заботливые родители снабжают ребенка. Специалисты утверждают, что носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Американские врачи и учителя считают, что необходимо ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине.

Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям школьного возраста носить грузы, превышающие 10-20% от веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма.

В нашей стране для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы (стандарты) веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.

Вес ранца:

1-2 класс – 1,5 кг

3-4 класс – 2,5 кг

5-6 класс – 3 кг

7-8 класс – 3,5 кг

9-12 класс – до 4 кг.

Таким образом, на производстве обязательно соблюдаются нормы подъема и перемещения тяжестей вручную для мужчин и женщин и для подростков. У школьников пустой ранец должен весить 500-800 грамм, со школьными принадлежностями – в зависимости от установленных гигиенических стандартов. Хотя незначительные перегрузки сверх установленных стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине.

1.3. Вредные последствия неправильного и чрезмерного поднятия тяжестей и их причины

Поднятие тяжестей может иметь для человека как положительные, так и отрицательные последствия.

В спорте поднятие тяжестей используется для наращивания мышц, для развития силы. Спортсмены поднимают тяжести во время тренировок под контролем тренера. Для здоровья спортсменов поднятие тяжестей имеет положительное значение. Оно способствует достижению высоких спортивных результатов.

Для обычного человека неправильное или чрезмерное поднятие тяжестей может повлечь за собой многочисленные последствия, вредные для здоровья человека. При неправильном подъеме тяжестей межпозвоночные диски начинают получать нагрузку в неправильном направлении, и появляется риск их деформации. Если нагрузка чрезмерна, то диск повреждается, это называется позвоночной грыжей. При этом нарушении человек испытывает сильный болевой синдром в месте поражения, головокружения и головные боли.

Если мышцы пресса развиты хорошо, и в брюшной полости нет никаких отклонений, то поднятие тяжестей протекает относительно без рисково. Если этого нет, то нагрузка может приводить к смещению внутренних органов, связки которых могут оказаться слабее, чем прилагаемое усилие. Внутренние органы могут сместиться в пределах дозволенных им мест, а могут и начать путешествовать дальше – в таком случае может возникнуть грыжа мягких тканей (они находят выход наружу через слабые места в мышцах), или смещение внутренних органов.

При поднятии чрезмерных тяжестей опасным для здоровья может быть смещение почек, а также смещение матки у женщин, что может приводить к проблемам с оплодотворением и беременностью.

При поднятии чрезмерных тяжестей из-за большого мышечного напряжения, повышается артериальное давление, и если оно и без того повышенное, то в такой момент может случиться инсульт. Это опасное заболевание, которое проявляется кровоизлиянием в мозг. Виды и проявления его могут быть самыми разнообразными, от шаткости при ходьбе, головокружения, головных болей, до потери сознания, памяти, неполному параличу, нарушению речи, зрения и т.д.

Но это не единственная патология, способная развиться при поднятии тяжестей. Еще это могут быть варикозное расширение вен, тромбофлебит и другие заболевания.

Проблемы, возникающие при поднятии тяжестей, есть тогда, когда спина уже предрасположена к ним и ослаблена.

Причинами вредных последствий от поднятия тяжестей являются:

1.Неправильное или слишком резкое сгибание спины во время поднимания груза – даже в том случае, если происходит подъем совсем легкого предмета.

2. Резкий подъем тяжелого предмета.

3. Неправильный процесс поднимания.

4. Поднимание тяжести, находящейся не спереди, а сбоку.

5. Поднимание грузов, которые располагаются на расстоянии от тела (например, при разгрузке из салона автомобиля). Когда груз переносится далеко от себя, позвоночник несет нагрузку большую в 10 раз, чем когда человек несет тот же груз, прижав его к туловищу.

6. Перенос тяжестей с одной стороны (в одной руке).

Иллюстрация «Как правильно переносить тяжести» представлена в Приложении 5 .

Анализ научной литературы позволил нам сформулировать (Приложение 6 ).

Таким образом, неправильное поднятие и перемещение тяжестей может иметь вредные последствия для здоровья человека, поэтому необходимо знать и соблюдать определенные правила и советы. Выполнение Правил и советов по подъему и перемещению тяжестей поможет избежать вредных для организма последствий и сохранить здоровье.

Глава 2.Практическая (экспериментальная) часть

2.1. Анкетирование учащихся

Для проверки гипотез, выдвинутых в начале нашего исследования, был проведен эксперимент, в ходе которого были использованы два практических метода:

1) анкетирование учащихся 7-го класса;

2) изучение веса портфеля учащихся 7-го класса.

Цель анкетирования учащихся 7-го класса: установить степень информированности школьников о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека.

Нами была составлена анкета из 10 вопросов, с выбором ответов из предложенных (Приложение 7 ). На вопросы 1-4 и 8-10 нужно было выбрать один ответ, на вопросы 5-7 – 2-3 ответа. Каждый школьников отвечал на вопросы анкеты самостоятельно, а потом сдавал заполненные анкеты мне на обработку (анализ).

В анкетировании участвовали 20 учащихся 7-го класса.

Результаты анкетирования следующие.

На вопрос № 1 « Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов учащихся на вопрос «Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?», в %

По данным, полученным в ходе анкетирования, видим, что немногим больше половины учащихся – 55% (11 чел.) знают, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья. Остальные 45% (9 чел.) не знают об этом.

На вопрос № 2 « От кого ты узнал(а), что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья? » ответы 11 учащихся (которые ответили утвердительно на вопрос № 1) распределились так, как отражено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение ответов учащихся на вопрос «От кого ты узнал(а), что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?», в %

По данным рис. 2 видим, что большинство учащихся 46% (5 чел.) получили информацию о том, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья, получили в школе на уроках. 18% (по 2 чел.) узнали об этом от родителей или прочитали в учебнике, интернете.

На вопрос № 3 « Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей? »ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов учащихся на вопрос «Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей?», в %

По данным рис. 2 видим, что только 30% (6 чел.) учащихся знают правила поднятия и перемещения тяжестей. Остальные 70% (14 чел.) не знают этих правил.

На вопрос № 4 « От кого и где ты узнал(а) об этих правилах? » ответы 6 учащихся (которые ответили утвердительно на вопрос № 3) распределились так, как отражено на рис. 4.

Рис. 4. Распределение ответов учащихся на вопрос «От кого и где ты узнал(а) об этих правилах?», в %

Данные рис. 4 показывают, что большинство учащихся 50% (3 чел.) узнали об этих правилах на уроках в школе. От родителей получили эту информацию 33% (2 чел.). Прочитал эти правила в интернете 17% – 1 ученик.

На вопрос № 5 « Какие портфели у тебя были?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов учащихся на вопрос « Какие портфели у тебя были? », в %

Данные рис. 5 показывают, что у большинства учащихся – 60% (12 чел.) были ранцы, у 25% (5 чел.) – портфели с ручкой, у 15% (3 чел.) – сумка через плечо.

На вопрос № 6 « Кто выбирает для тебя портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Распределение ответов учащихся на вопрос «Кто выбирает для тебя портфель?», в %

Данные рис. 6 показывают, что большинство учащихся – 65% (13 чел.) выбирают портфель самостоятельно, 20% (4 чел.) школьников портфель выбирает мама, 15% (3 чел.) ответили, что выбирают портфель вместе с родителями.

На вопрос № 7 « По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов учащихся на вопрос «По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель?», в %

Данные рис. 7 показывают, что большинство учащихся – 35% (7 чел.) выбирают портфель по цвету. Для 35% (5 чел.) учащихся самым важным является форма портфеля. Обращают внимание на цену и удобство портфеля по 15% (3 чел.). Меньше всего учащихся – 10% (2 чел.) учитывают вес портфеля, а ведь это очень важный показатель.

На вопрос № 8 « Как долго пользуешься одним портфелем?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 8).

Рис. 8. Распределение ответов учащихся на вопрос «Как долго пользуешься одним портфелем?», в %

Данные рис. 8 показывают, что большинство учащихся – 80% (16 чел.) портфель меняют через год. Никто не пользуется одним портфелем 3 года. Меняют портфель через 2 года 20% (4 чел.) школьников.

На вопрос № 9 « По какой причине меняешь портфель?» ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 9).

Рис. 9. Распределение ответов учащихся на вопрос «По какой причине меняешь портфель?», в %

Данные рис. 9 показывают, что для большинства учащихся – 35% (7 чел.) желание найти что-то более удобное является главной причиной для смены портфеля. 30% (6 чел.) учащихся меняют портфель, потому что им хочется чего-то нового, более модного. У 20% (4 чел.) портфель изнашивается, рвется и по этой причине они его меняют на новый. 15% (3 чел.) ответили, что за год портфель им надоедает и они меняют его на другой.

На вопрос № 10 « Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый? » ответы учащихся распределились следующим образом (рис. 10).

Рис. 10. Распределение ответов учащихся на вопрос « Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый? », в %

По данным рис. 10 видим, что большинство учащихся – 60% (12 чел.) считают, что их портфель очень тяжелый. 40% (8 чел.) школьников так не считают.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что учащиеся 7-го класса недостаточно информированы о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека. Чуть больше половины (55%) знают, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья. Только 30% учащихся знают правила поднятия и перемещения тяжестей. Эти знания они получили в основном в школе на уроках, от родителей, из учебников или Интернета. Положительным является то, что большинство учащихся в качестве школьного портфеля используют ранцы, выбирают портфель самостоятельно, меняют его через год. Отрицательным является то, что только 10% учащихся при выборе портфеля учитывают его вес, больше половины школьников считают, что их портфель очень тяжелый.

2.2.Изучение соответствия веса портфеля учащихся 7-го класса гигиеническим нормам

Второй эксперимент – изучение веса портфеля учащихся.

Цель : определить, насколько соответствует гигиеническим нормам вес портфелей учащихся 7-го класса.

Гигиенические критерии для оценки:

1) вес пустого портфеля не должен превышать 800 грамм;

2) средний вес полного портфеля не должен превышать 10% веса школьника .

Мы провели следующие измерения:

1) вес каждого школьника;

2) вес пустого портфеля;

3) вес портфеля каждого ученика в каждый из учебных дней (с понедельника по субботу).

Затем произвели следующие расчеты:

1)средний вес полного портфеля, кг по формуле: общая сумма веса портфеля за 6 учебных дней, деленная на 6 дней;

2) норма тяжести портфеля – 10% от веса ученика по формуле: вес ученика х 10: 100;

3)% от веса ученика по формуле: средний вес полного портфеля, кг: вес ученика, кг х 100.

Полученные данные занесены в Сводную таблицу результатов (Приложение 8 ).

Анализ данных, показал, что у 60% (12 чел.) учащихся вес пустого портфеля превышает норму в 800 г, он составляет от 900 до 1100 г. У 50% школьников вес полного портфеля превышает гигиеническую норму (10% веса школьника). Носят сумки (без лямок) 10% (2 чел.), сумку с одной лямкой через плечо 25% (5 чел.), сумку с двумя лямками (ранец) 65% (13 чел.), из них – только один (5%) ортопедический ранец.

Таким образом, у половины учащихся вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам. Это может отрицательно повлиять на их здоровье. Им рекомендуется сменить портфель в пустом виде на более легкий или класть в портфель меньше тяжестей.

Заключение

Проведенное нами исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы.

Скелет человека, представляет собой своеобразный каркас, с прикрепленными к нему мышцами и внутренними органами, который позволяет человеку поднимать и перемещать посильные тяжести.

В целях охраны здоровья человека учеными разработаны нормы подъема и перемещения тяжестей для мужчин, женщин и подростков. Их необходимо знать и выполнять, чтобы избежать вредных последствий поднятия тяжестей.

Влияние поднятия тяжестей на здоровье человека может быть положительным (у спортсменов) и отрицательным (у подростков, людей, не занимающихся спортом или имеющих нарушения и заболевания костно-мышечной структуры организма). Чрезмерное поднятие тяжестей может привести к позвоночной грыже, смещению внутренних органов, варикозному расширению вен, повышению артериального давления, инсульту.

При поднятии и перемещении тяжестей необходимо следовать определенным правилам и советам. При поднятии тяжестей основная нагрузка ложится на позвоночник, поэтому необходимо держать спину прямой, когда поднимаешь или переносишь тяжести.

Результаты проведенных нами экспериментов показали, что:

Учащиеся 7-го класса недостаточно информированы о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека;

Больше чем у половины учащихся вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам – превышает 10% от веса школьника.

Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.

Перспектива дальнейшей работы видится в разработке специальной программы по ознакомлению школьников и их родителей с изучаемой проблемой.

Список литературы

  1. Его Величество Портфель.URL: http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher10/bag/03/
  2. Как правильно переносить тяжести. URL:http://www.pozvonok.kiev.ua/4.html
  3. Осанка ребенка и портфель // Сайт Медицинский информационный ресурс. URL: http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/osanka-rebenka-i-portfel.html
  4. Постановление Совета Министров Российской Федерации от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную». URL: http://docs.procspb.ru/content/base/1837
  5. Постановление Минтруда РФ от 07.04.99 г. № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную». URL: http://base.garant.ru/180624/
  6. Смирнов В.М. Физиология человека: учебник для вузов. – М.: Медицина, 2009. – 453 с.
  7. Солодков А.С. Сологут Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. – М.: Олимпия, 2001. – 380 с.

Приложение 1

Скелет человека

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Строение позвонка

Приложение 5

Как правильно переносить тяжести

Как правильно поднимать тяжести

Приложение 6

Правила и советы по подъему и перемещению тяжестей

Тяжелую ношу не носите в одной руке, особенно на большое расстояние, чтобы не перегружать позвоночник, разделите груз и несите его в обеих руках. Недопустимо держать тяжесть, резко сгибаться и разгибаться (наклоняться назад).

Для переноски тяжестей на значительные расстояния используйте рюкзак с широкими лямками. Вес полного рюкзака распределяется на весь позвоночник, да и руки остаются свободными.

Перемещайте тяжести, поместив их в сумки и чемоданы на колесиках.

Если приходится поднимать тяжелое, соблюдайте следующие правила:

– наденьте пояс штангиста или любой широкий пояс;

– присядьте на корточки, спина должна быть прямой, шея выпрямлена;

– берите груз двумя руками, поднимая груз, старайтесь разгибать ноги, не сгибая спину (обратите внимание, как это обычно делают штангисты).

При опускании тяжелого предмета, сначала присядьте на корточки, одновременно выставив одну ногу вперед, а спину держа распрямленной.

После опускания тяжести, нужно правильно вставать – медленно, держа спину прямой, потому что в этот момент риск повредить позвоночник любым рывком повышается.

Когда перемещаете груз держите его ближе к себе, исключайте наклоны и повороты тела (иначе будет – скручивание позвоночника).

После любого переноса веса, необходимо хорошенечко расслабить организм. Для этого поднимите руки над головой и, как можно выше, потянитесь, растягивая позвоночник. Можно, также, повисеть на турнике, если есть такая возможность, а если нет, достаточно будет лечь на горизонтальную поверхность, уложив ноги несколько выше головы. Это поможет разгрузить позвоночник и придаст хороший отток крови от уставших ног.

Приложение 7

Анкета для учащихся 7-го класса

Цель анкетирования : установить степень информированности школьников о влиянии поднятия тяжестей на здоровье человека.

ВОПРОСЫ

1. Знаешь ли ты, что поднятие тяжестей может быть вредным для здоровья?

Да

Нет

2. От кого и где ты об этом узнал(а)? (Выбери один ответ из предложенных)

От родителей

От друзей и приятелей

От тренера

В школе на уроках

3. Знаешь ли ты правила поднятия и перемещения тяжестей? (Выбери один ответ из предложенных)

Да

Нет

4. От кого и где ты узнал(а) об этих правилах? (Выбери один ответ из предложенных)

От родителей

От друзей и приятелей

От тренера

В школе на уроках

Прочитал в учебнике, в Интернете

5. Какие портфели у тебя были?

Ранец

Портфель с ручкой

Сумка через плечо

6. Кто выбирает для тебя портфель?

Я сам (сама)

Мама

Папа

С родителями вместе

Родственники (кто?)

7. По каким критериям (признакам) выбираешь себе портфель? (Отметьте 2-3 признака)

Цвет

Форма

Цена

Удобство

Вес

8. Как долго пользуешься одним портфелем? (Выбери один ответ из предложенных)

1 год

2 года

3 года

9. По какой причине меняешь портфель? (Выбери один ответ из предложенных)

Изнашивается, рвется

Надоедает

Хочется нового и более модного

Хочется чего-то более удобного

10. Считаешь ли ты, что твой портфель очень тяжелый?

Да

Все хотят по-быстрому накачать мышцы спины, но можно ли поднимать тяжести не вредя при этом здоровью позвоночника? При тренировках в спортивных залах, а также во время бытовых работ многие из мужчин совершают распространенные ошибки в поднятии тяжестей. Если неправильно поднимать вес (даже если речь идет о любимых детях или чемоданах во время поездки в отпуск!), это может привести к болям в спине, чувству тяжести в позвоночнике и даже к серьезным заболеваниям, которые потребуют медицинского вмешательства.

Почему болит?

Основной причиной болей в спине может стать слабое развитие мышечного корсета спины и постоянное перенапряжение разгибателей спины из-за их слабости и неправильного положения тела, когда вы поднимаете тяжелое. Важно научиться правильно поднимать груз и сделать это своей привычкой, чтобы больше не испытывать боли в спине и проблем с позвоночником. Кроме того, правильное поднятие тяжестей поможет и в укреплении мышц спины.

Давайте определимся, можно ли таскать тяжести мужчине? Среднестатистический супермен, стоя прямо, испытывает нагрузку на поясничные позвонки примерно в 30 кг. Если поднимать на вытянутых руках груз весом в 10 кг, нагрузка на позвонки составляет уже около 200 кг. При наклонах вперед или вбок вес еще больше увеличивается, что может привести к тому, что позвонки сместятся и вызовут болевые ощущения.

Правила техники безопасности

Так можно ли поднимать тяжести ? Существуют элементарные правила, от которых просто глупо отступать при любом подъеме тяжестей. При поднятии тяжестей нагрузки должны быть непродолжительными, симметрично распределенными и вертикальными. С непродолжительными нагрузками все относительно просто — невозможно поднимать или нести тяжести длительное время без перерыва. Важно периодами опускать тяжести, разминаться. При длительном напряжении мышцы могут сильно уставать. Если не соблюдать этого правила, то к определенному моменту мышцы позвоночника просто не смогут эффективно поддерживать его в нормальном положении из-за утомления. Это может привести к травмированию спины.

Вертикальная нагрузка — это подъем тяжестей без наклона и рывка, а из состояния полуприсяда плавно и медленно. Не рекомендуется наклоняться набок для того, чтобы было удобнее. Если у вас имеются проблемы со спиной, поднимать веса необходимо, изначально присев на скамеечку.

Тяжелые предметы запрещено поднимать одной рукой, необходимо равномерно распределять груз на обе руки и брать его одновременно обеими руками.

Как заболевание, наступает в результате «присадки» соседствующих позвонков друг на друга, что приводит к сплющиванию и выпиранию тела межпозвонкового диска за пределы «ареала», в котором он должен находиться.

Широко распространено мнение, будто межпозвоночную грыжу вызывает регулярный подъем тяжестей, но на самом деле это не так.

Желеобразный диск сам по себе не смог бы удержать форму даже под очень небольшим давлением.

Оттого в норме ему в этом помогает окружающее его фиброзное кольцо – плотный и эластичный хрящ, устойчивый к различным «перипетиям» в жизни нашего организма.

И риск развития межпозвонковой грыжи возрастает при дегенерации (утрате упругости) этого фиброзного кольца скорее, чем при нагрузках на позвоночный столб.

Как раз по этой причине грыжа типична для представителей сидячего образа жизни больше, чем для спортсменов.

Случаются ли проблемы от подъема тяжелых предметов

Вообще, да, понятно, что грыжа от поднятия тяжестей – случай вовсе не из ряда вон. Проблема в том, что спина у каждого человека «сконструирована» и развита по-разному.

Поэтому и представление о том, что такое тяжелый или легкий вес, у каждого из нас свое. При этом жизненные ситуации требуют от нас испытывать организм на прочность чаще, чем хотелось бы.

Отсюда и множество травм, которые так легко получить в быту, начиная с ушибов и заканчивая сложными переломами.

Грыжа позвоночника и подъем тяжестей бывают связаны друг с другом напрямую только у профессиональных тяжелоатлетов, поскольку представители этих видов спорта обычно развиты физически настолько хорошо, чтобы суметь поднять вес, превышающий прочность полностью здорового (!) фиброзного кольца. Все же прочие представители человечества столько попросту не «потянут».

Оттого если мы уверены, что грыжа возникла у нас именно в такой момент, мы можем быть правы, но – лишь отчасти.

В данном случае хрящевое кольцо диска уже демонстрировало явные признаки дегенерации, и внезапно оказавшийся у нас в руках вес просто «подсобил» ему на несколько месяцев раньше.

Аналогична таким «грыжам от тяжести» и ситуация с неправильной техникой подъема весов, пусть даже отнюдь не рекордных. Наш позвоночник отлично приспособлен матушкой-природой для такой работы.

Более того, он сам требует, чтобы мы развивали его и мышцы спины, которые его обслуживают. Пока мы делаем это правильно (в данном случае, правильно, с точки зрения устройства нашей спины), все в порядке.

Частые же или даже постоянные ошибки при распределении нагрузки на отдельные его сегменты старят их быстрее прочих, «помогая» формированию будущих и грыж.

Что делать после постановки диагноза

«Новоиспеченные» пациенты часто задаются вопросом, можно ли поднимать тяжести при межпозвоночной грыже?

Дело в том, что и , и даже дальнейшей деградации позвоночника подразумевают укрепление всех отделов спины, которое не может заключаться только в беге и наклонах – для этого необходима работа с весами.

Да и ситуации, когда мы являемся единственными «кандидатами» на замену спущенного колеса на многие километры вокруг (если оно спустило на проселочной дороге), тоже никуда от нас не денутся.

Что ж, очевидно, что поднятие тяжестей при грыже позвоночника – процедура болезненная и нежелательная, хотя возможная физически. Вряд ли такой единичный эпизод сильно ухудшит ее состояние.

Но постоянное «продолжение банкета» в том же духе, в котором мы ее заработали, разумеется, сильно снизит наши шансы на выздоровление. Оттого учтем несколько советов, как правильно поднимать тяжести при межпозвоночной грыже:

  • Вес не следует поднимать рывком – движение на распрямление спины должно быть плавным, усилие следует наращивать медленно;
  • Наклоняться и тянуться к нему нельзя. Нужно подойти к нему, чуть расставить ноги (меньше, чем на ширину плеч) и приседать, сгибая их в коленях, пока мы не сможем поднять предмет с той высоты, на которой он стоит;
  • Округлять середину спины, опустив голову, при движении на его подъем строго запрещено. Чтобы этого избежать, лучше смотреть не на сам вес в руках, а прямо перед собой.

Самая физиологичная техника подъема веса – такая, как у штангиста при выполнении . При этом постоянное или частое ношение тяжестей и грыжа позвоночника в целом совместимы плохо, и лучше подождать, пока ее размеры не уменьшатся, как минимум, вдвое.

Восстановление после хирургического вмешательства

Еще один хороший вопрос, сколько нельзя поднимать тяжести . Операция приносит быстрое облегчение, но – дело долгое и утомительное. В данном случае забыть о переносе весов выше 5 кг придется, минимум, на 20 дней.

Это не зависит от места расположения грыжи, хотя очень зависит от возраста больного и общего состояния его спины. Чем мы моложе и развитее физически, тем короче будет срок действия запрета. В то же время нужно помнить, что свойства грыж все равно сильно разнятся от отдела к отделу.

Так, патологии дисков грудного отдела – самые «тихие», хотя и самые опасные полным параличом. После их иссечения восстановительный период может ограничиться даже неделей.

А вот грыжа диска между последним поясничным и первым крестцовым позвонками, которая в медицине обозначается как л5с1, болит и проходит дольше. В этом месте позвоночник изогнут сильнее всего просто в силу законов анатомии.

При этом здесь нет такого каркаса из ребер, как в грудном отделе. А потому и нагрузка на этот сегмент приходится самая высокая.

С последствиями удаления этой грыжи можно промучиться и больше месяца – с полным запретом на подъем даже продуктовых сумок и ношением корсета в течение всего периода бодрствования.

Не запускайте состояния, когда организм подает болезненные сигналы, во время обращайтесь к врачу, чтобы начать своевременное лечение не допуская хирургического вмешательства. Будьте здоровы!

Отказ от ответственности

Информация в статьях предназначена исключительно для общего ознакомления и не должна использоваться для самодиагностики проблем со здоровьем или в лечебных целях. Эта статья не является заменой для медицинской консультации у врача (невролог, терапевт). Пожалуйста, обратитесь сначала к врачу, чтобы точно знать причину вашей проблемы со здоровьем.

Я буду Вам очень признательна, если Вы нажмете на одну из кнопочек
и поделитесь этим материалом с Вашими друзьями:)

У этого вопроса как минимум несколько ответов. Для начала, все дело в особенном строении женского скелета. У прекрасной половине человечества существенно более тонкие и хрупкие кости, нежели у мужчин. Особенно это касается позвоночника, на который во время переноски тяжелых предметов оказывается большая часть нагрузки. Это одна из причин, почему девушкам нельзя носить тяжести.

Стоит отметить, что женский позвоночник изначально не предназначен для больших нагрузок. То, что для мужчин обычное дело, то для женщин беда. При регулярном, а иногда и при одноразовом, поднятии тяжести у женщин происходит смещение позвоночных дисков, а это в свою очередь может через пару-тройку лет привести к более серьезному заболеванию, например позвоночной грыже. Следствие этого проявляется в сильных болях в спине, ограниченную возможность в движениях, а в запущенных случаях и операции.

Еще один ответ на вопрос, почему женщинам нельзя поднимать тяжести, лежит в проблемах с сосудами.

Когда переноска тяжелых баулов, поднятие штанги или гантелей без надлежащей страховки становится для женщины нормой, то совсем скоро она будет замечать у себя нежелательные изменения в своем здоровье.

От частого сдавливания ухудшается кровообращение, кровоснабжение внутренних органов тоже идет в разнос, а это проблемы и сердца и головного мозга. Естественно, это не означает, что любительница штанги или молодая мама с повзрослевшим ребенком, который не слазит с рук, обязательно будет страдать от инсультов или инфарктов. Но такие «мелочи» как варикозное расширение вен, опущение матки с почками, тромбофлебит становятся полностью реальной опасностью.

Вопрос, почему женщинам нельзя поднимать тяжести, подразумевает в себе еще и допустимую норму для безопасного переноса женщиной. В принципе, если не поднимать больше 10 килограммов, то ничего страшного не произойдет, но лучше все-таки поберечься.

Почему девушкам нельзя поднимать тяжести , особенно при беременности?

Особенно остро стоит вопрос, стоит при беременности. Ответ кроется в «интересном» положении будущей мамы, у которой и без того выросла нагрузка на организм. В вовремя поднятия тяжелых вещей у нее растет внутрибрюшное давление. А это небезопасно не только для потенциальной мамы, но и для будущего малыша. Существенно возрастает риск досрочных родов или даже выкидыша.

Ко всему прочему, в процессе беременности кости делаются более хрупкими, ведь идет уменьшение содержания кальция, а это еще больше усугубляет риски. Медики советуют женщинам в «положении» не поднимать ничего тяжелее 3 килограммов. А при появлении необходимости в этом, например поход в супермаркет, воспользоваться услугами помощника.

Не забывайте, что тяжелые предметы не ограничиваются только сумками с магазина, массивной мебелью и другими вещами, но и включают ваш собственный вес. Лишний вес тоже создает ощутимые проблемы со здоровьем и, естественно, попадает под вопрос, почему женщинам нельзя носить тяжести . Так что избавляйтесь от проблемного веса по возможности быстро. Стройная женщина не только красиво выглядит, но и чувствует себя здоровой.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png