Закаливающие процедуры очень полезны для укрепления здоровья. Особенность их проведения - в регулярности, а значит проводить закаливание нужно дома.При этом важно точно знать, как правильно закалять ребенка в домашних условиях, потому что если делать это с ошибками, то можно причинить вред здоровью. И ответственность за это будет на взрослом, который проводит закаливание. Вот почему в данном вопросе необходимо тщательно разобраться.

Как закалять детей в домашних условиях?

Закаливание лучше начинать как можно раньше, практически с рождения. В первые месяцы жизни у ребенка еще не установились процессы теплорегуляции. Это благодатное для начала закаливания время, потому что к чему приучить организм малыша, то и будет для него нормой.

Но с закаливанием важно не перестараться, соблюсти соответствующую нагрузку. Начинать лучше с воздушных ванн по 5-10 минут. Следует начинать купать ребенка в воде, с температурой, примерно равной температуре тела, далее постепенно понижать градус до 30.

В таком ответственном процессе, как закаливание, важно придерживаться правил:

  • независимо от того, какие закаливающие процедуры проводятся, необходимо делать это регулярно, закаливание должно быть частью повседневной жизни;
  • начинать закаливание ребенка можно только в периоды, когда он совершенно здоров;
  • время, отведенное на процедуру, стоит фиксировать и постепенно его увеличивать;
  • нельзя проводить закаливающее мероприятие, если малыш не в настроении. В этом случае пользы не будет, а вред вполне возможен;
  • прежде, чем приступить к закаливанию, убедитесь, что ребенок готов к этом – его ручки и ножки должны быть теплыми;
  • во время процедур следите, чтобы ребенок не переохлаждался, и не перегревался;
  • занимайтесь закаливанием тоже, пусть малыш видит в родителях пример для подражания.

Методы закаливания ребенка

Воздушные ванны. Это самый распространенный и легкодоступный метод. У него есть несколько вариаций.

Способы укрепления здоровья ребенка воздухом:

  • во время переодевания малыша можно оставить его ненадолго без одежды. Продолжительность процедуры выбирается в зависимости от температуры в помещении – от 5 до 10 минут;
  • организовать дневной сон малыша на свежем воздухе в коляске;
  • если младенец днем спит в помещении, то можно его полностью раздеть и укрыть только пеленкой;
  • в теплое время года позволять ползать и ходить по траве, песку, земле, гальке.

Важно: зимой продолжительность сна на свежем воздухе не должна превышать двух часов, температура воздуха при этом должна быть не ниже 15 градусов со знаком минус.

Закаливание детей водой в домашних условиях. Вода отлично закаляет детский организм, но и обращаться с этим методом нужно осторожно. Самый известный способ – обливания, и он же является самым экстремальным. Его лучше применять в последнюю очередь, когда организм чада уже будет подготовлен другими закаливающими процедурами.

Способы закаливания водой:

  • обтирание. Можно начинать уже с трех месяцев. Удобно использовать для этого махровую варежку. Проводят процедуру так: смачивают варежку в теплой (37 градусов) воде и массирующими движениями мягко обтирают малыша. Температуру воды постепенно понижают до 25 градусов в течение двух месяцев;
  • умывание. Практически то же самое, что и обтирания, но направлено только на лицо, ручки и ножки малыша. Поэтому этот метод можно применять с самого рождения ребенка;
  • обливание. Когда организм уже привыкнет к закаливающим процедурам, можно будет осторожно переходить к обливаниям. Начинать обязательно в летний сезон и с теплой воды, градус которой постепенно надо понижать. Проводить обливание летом можно и на свежем воздухе, а зимой – в ванной.

К закаливающим процедурам также относится купание в речке, озере или на море.

Принятие солнечных ванн. Очень действенный и приятный метод закаливания. Но он доступен только летом. Принимать солнечные ванны лучше, если температура воздуха не ниже двадцати градусов, и не выше 29.

Правила закаливания солнечными ваннами:

  • на ребенка обязательно нужно одеть головной убор – это может быть панама, косынка, бейсболка. Головной убор необходим не только во время закаливания, но и просто во время прогулки, так как он защищает голову от перегрева;
  • чтобы продлить короткий летний сезон, можно ездить зимой в южные страны;
  • когда на улице жарко, то ребеночку до 1 года нельзя находиться под прямыми солнечными лучами – только в тени;
  • малышу до года можно находиться на солнце не более 15 минут, после года – время нужно увеличить до 30 минут;
  • время приема солнечных ванн – до 11:00 утром и после 17:00 вечером;

Следите, чтобы ребенок во время принятия солнечных ванн находился в постоянном движении.

Закаливание ребенка 2 лет в домашних условиях

Главное условие для хороших результатов от закаливающих процедур – это положительное настроение ребенка. Вот почему важно этот процесс превратить в игру. Чем больше смеха и улыбок, тем полезней будет закаливание.

Для детей двух лет хорошо сочетать домашнее закаливание воздушными ваннами с физическими упражнениями. Подвижные игры голышом на свежем воздухе отлично укрепляют не только физическое, но и эмоциональное здоровье ребенка.

Для закаливающих процедур не обязательно выбирать солнечную безветренную погоду, воздушные ванны можно проводить и при ненастной погоде, просто здесь главное не переусердствовать – под проливным дождем и не стоит заниматься при сильном ветре. Лучше перенести занятие в помещение.

Воздушные ванны. При проведении солнечных ванн для детей 2 лет уже можно задуматься о применении специальных средств, защищающих кожу от ожогов. Малыши в этом возрасте довольно подвижные и часто их не удержать в тени. Нужно позаботиться о предотвращении теплового удара – головной убор обязателен. И, конечно, следует помнить о времени суток, когда можно безопасно находится на солнце.

Закаливание водой. К водным закаливающим процедурам в 2 года уже можно добавить контрастное обливание ног. Температура холодной воды во время этого занятия, с которой можно начинать – 20 градусов.

Закаливание ребенка 3 - 4 лет в домашних условиях

Для детишек после трех лет одной из самых рекомендованных процедур по-прежнему являются воздушные ванны. При этом температуру воздуха постепенно можно снижать до 12-13 градусов выше нуля.

Закаливание солнцем. Так как мы не в силах регулировать температуру воздуха за окном, то можно не до конца раздевать малыша, если чувствуете, что он еще не готов нагишом находиться при такой температуре. Разденьте его, к примеру, до пояса и сократите время пребывания на свежем воздухе. Совмещайте воздушные ванны с подвижными играми или просто с веселыми упражнениями.

При солнечных ваннах продолжительность закаливания можно увеличить до 40 минут. Важно не забывать о мерах безопасности – защите от перегрева и от ожога.

Водное закаливание. Что касается водных процедур, то купаться в водоемах можно при температуре окружающего воздуха 22 градуса со знаком плюс, а вода при этом не должна быть холоднее +23.

Закаливание ребенка 4 лет в домашних условиях по-прежнему нужно превращать в веселую игру, чтобы этот процесс происходил легко и с пользой.

Также необходимо помнить о свежести и чистоте воздуха в помещении не только во время закаливания, но и во все остальное время нахождения в нем. Чаще проветривайте помещение и делайте влажную уборку, чтобы убрать пыль.

  • В-третьих, на многих дачах есть летний душ – и это прекрасная возможность проводить водные закаливающие процедуры. Если же душа нет, то его довольно просто сделать. После душа хорошо растереть тело махровым полотенцем до легкого покраснения.
  • Практически все виды закаливания детей дошкольного возраста в домашних условиях можно с успехом перенести на дачу.

    Используя весь арсенал закаливающих процедур, которые можно проводить родителям самостоятельно, можно значительно укрепить иммунитет ребенка, устойчивость не только к неблагоприятным физическим факторам, но и психологическим нагрузкам. Дети, с которыми проводят закаливающие процедуры, также показывают хорошие результаты в обучении.

    Современные люди слишком изнежены по сравнению с собственными предками. Передвигаются на личном автомобиле, работают в офисе, спортом занимаются - в зале, купаются в бассейне. Жизнь стала комфортнее, а болеют и взрослые, и дети чаще. Все потому что, что организм надо подвергать «пыткам» неудобствами и внешними раздражителями. Только так защитные силы будут работать, сталкиваться с вирусами и побеждать их.

    Детский иммунитет должен стоять первым пунктом его развития. Так с чего начать детское закаливание?

    Как начать закалять ребенка?

    Закаливание не требует предварительной подготовки и начинать его можно в любом возрасте. Первый этап - индивидуальный подход. Изучив все методы, родители должны выбрать только те, которые подходят именно их семье, их малышу. Второй - систематичность. Не стоит форсировать процесс, активно увеличивать длительность процедур, чтобы не спровоцировать заболевание. Только постепенный и систематичный график приведут к желаемому эффекту. Наконец, комплексность. Весь образ жизни родителей и ребенка должен быть направлен на поддержание крепкого здоровья.

    Одно лишь закаливание при неправильном питании или недостаточном сне не сможет поднять иммунитет на должный уровень.

    Основные принципы и методы закаливания детей.

    Принцип закаливания такой же, как и у прививки: организму надо дать испытать небольшой стресс, чтобы потом стать крепче. Тогда в ситуации большого стресса, например, переохлаждения, он будет готов к борьбе.

    Воздушные ванны

    Суть метода в равномерном понижении температуры в комнате ребенка. Новорожденного достаточно на несколько минут оставить голеньким при +23°. Месячному малышу можно снизить до 21°, соединив ванны с зарядкой. Время воздушных ванн рассчитывается по принципу увеличения на 2 минуты каждые 5 дней. К полугоду оно может достигать 20 минут, годовалому ребенку уже устанавливается 18° при длительности ванн - 30-40 минут.

    Как бы ни был полезен кондиционер в очень жаркий или очень холодный сезон, он не заменяет свежий воздух. С рождением ребенка родители должны проветривать квартиру не менее 5 раз в день по 10-15 минут, летом форточки в принципе лучше держать открытыми, ведь малышам нужно в 2 раза больше кислорода, чем взрослым людям.

    Прогулки

    Свежий воздух полезен каждому человеку, а детям особенно. Летом младенцев можно сразу выносить на прогулку, ограничиваясь 20-30 минутами в день и постепенно увеличивая длительность. Зимой во избежание переохлаждения следует начинать с 5-7 минут, прибавляя по 5-10 минут ежедневно.

    С грудничками от 1 до 3 месяцев не стоит выходить на улицу, если температура ниже -10°. От 3 до 6 месяцев усилить закаливание при температуре в -12-15° соответственно. С 1,5 лет оптимальная температура -16°, при которой можно находиться на воздухе до 2 часов.

    Одевают ребенка на прогулку по принципу - на 1 слой теплее, чем себя. Делая из малыша «капусту», родители гораздо больше рискуют подцепить на вспотевший организм разные вирусы.

    Солнечные ванны

    Солнечные лучи очень стимулируют иммунную систему ребенка, если принимать ванны правильно. Не следует гулять под открытым солнцем, полезный ультрафиолет можно получить и под кроной деревьев. В среднем за лето необходимо получить около 30 солнечных ванн, в остальные сезоны их количество может быть выше

    Водные процедуры

    Вода лучше и быстрее всех остальных процедур оказывает благоприятное действие на организм ребенка. Малыша с рождения приучают к теплой ванночке 34-36°, с целью закаливания по завершении мытья нужно облить купальщика водой на пару градусов прохладнее.

    Так же можно практиковать контрастное обливание ног. Для этого потребуются 2 тазика: один с теплой водой 37° и второй - на пару градусов ниже. Около минуты подержать ножки в теплой воде, потом на 10-15 секунд опустить в прохладную. Повторить несколько раз.

    С 2-летнего возраста можно вводить после приема ванны контрастный душ на 10-15 секунд. По мере взросления постепенно увеличивать длительность прохладного обливания, тщательно, до красноты, растирая ребенка полотенцем после проведения процедуры.

    Нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста

    Ходьба босиком

    Едва малыш научиться ходить, можно применять этот метод. Сначала пусть ходит дома в носочках, затем босиком, затем летом - по камешкам и траве. Данный метод не только способствует закаливанию, но и уберегает от плоскостопия.

    Полоскание горла

    Это лучшая профилактика заболеваний носоглотки. Совсем крохам, не умеющим полоскать горло, родители могут спринцовкой орошать горло, наклонив голову малыша вниз. Начинать процедуру надо с 36-37°, каждые 2-3 дня понижая на пару градусов, пока она не достигнет комнатной температуры.

    Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
    Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
    А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
    Начнем с определения термина.
    Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
    Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
    Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
    Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
    Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
    Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
    Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
    Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
    Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
    Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
    Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
    Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
    Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
    Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
    Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

      Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

      Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

      Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
    Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
    В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
    Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
    Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
    Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

      систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

      постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

      учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

    Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
    Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
    Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

    Всем известно, что простудными заболеваниями чаще всего болеют маленькие дети, поскольку их иммунная система еще совсем слаба и организм плохо приспособлен к резким колебаниям температуры воздуха. Поэтому что бы ребенок меньше болел, нужно с самого детства заниматься его ежедневным закаливанием.

    Многие мамы очень часто задают такие вопросы: «Как закаляться?» и «С чего начать закалять ребенка?», а так же «Чем отличается закаливание детей дошкольного возраста и закаливание детей школьного возраста?» Рассмотрим все вопросы по-порядку:

    Вопрос: Как закаляться, а точнее, как закалять ребенка?

    Существуют несколько способов закаливания ребенка: полоскание рта и горла, обтирания мокрым полотенцем, обливания водой, ходьба босиком и «пляжный массаж».

    Вопрос: Как начать закаляться? С чего начать закалять ребенка?

    Шаг 1 . Начинать закаляться лучше всего с обычного полоскания рта и горла прохладной водой. На один стакана кипяченой воды необходимо добавить одну чайную ложку морской соли. Можно вместо морской соли добавить отвар календулы и ромашки или несколько капель спиртового раствора календулы. Здесь также следует отметить, что закаливание организма ребенка тесно связано с повышением его иммунитета. Так как закаливание помогает поднять ребенку иммунитет (1 года, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет и т.д.) без таблеток.

    Шаг 2. Затем можно переходить к влажным обтираниям конечностей . Ручки и ножки ребенка обтирают влажной варежкой, смоченной в теплой воде. Начинают обтирания от пальчиков и быстрыми массажными движениями движутся к туловищу. После следует растереть кожу сухим махровым полотенцем до небольшого покраснения. Вначале температура воды должна быть 28 градусов. Затем постепенно, лучше каждую неделю, снижать ее на 1-2 градуса. Постепенно, доведя ее до предела в 18-20 градусов. Через месяц-полтора можно уже растирать не только ножки и ручки, но и туловище. Ежедневное обтирание ребенка нужно проводить в такой последовательности: сначала ручки, затем грудь, животик, спину и, только в конце, ножки.

    Шаг 3. Когда процедура обтирания уже усвоена, можно переходить к контрастным обливаниям водой . Начинать нужно с двух тазиков, в одном – горячая вода, в другом – холодная. На первых порах, таким образом, следует закалять только ножки. Время нахождения в горячей воде – несколько минут, а в холодной – секунды. Затем постепенно можно переходить к теплым обливаниям.

    Разница в этом вопросе только лишь в том, что дети дошкольного возраста более восприимчивы к колебаниям температуры, а значит, закаливание для них должно быть более мягким и постепенным. При этом важно помнить: если была сделана прививка, то начинать закаливание следует не ранее, чем через 5 дней. Про прививки читайте - Прививки для детей: за и против. Закаливание детского организма - это еще одно из народных средств для того, чтобы быстро поднять иммунитет ребенку .

    Изложенные выше способы закаливания ребенка больше подходят к детям младшего школьного возраста – 6-8 лет .

    Детей 3-5 лет лучше закалять с помощью ходьбы босиком и «пляжным массажем». Но не стоит сразу же отпускать ребенка бегать босиком по холодному полу городской квартиры. Начинать ходить босиком следует по резиновому коврику с пупырышками 2 раза в день (перед сном и после сна). Этот обычный с первого взгляда коврик – отличный стимулятор биологически активных точек малыша. Также можно использовать для закаливания детские ходунки, но при этом следует взвесить все за и против. Об этом вы узнаете из этой статьи о детских ходунках .

    «Пляжный массаж» делается с помощью обычной речной гальки, которая кладется на дно тазика с теплой водой. Малыша сажают рядом, а ножки опускают в воду, где он в течение 10 минут перекатывает камешки. «Пляжный массаж» полезен тем, что ребенок, наступая на камешки, приводит в действие иммунные зоны, которые расположены на стопе.

    Грудного ребенка тоже постепенно можно приучать к закаливанию. Начинать можно уже с шестимесячного возраста ребенка . В этом возрасте малыши уже получают первый прикорм , они более окрепшие. Тем более, что в этом возрасте малыши купаются ежедневно. Так процесс купания можно сделать не только гигиеническим, но и закаливающим. Достаточно температуру для купания оставить прежней, а вот температуру воды для обливаний уменьшить на 1-2 градуса. Сначала ножки ребенка разогревают в горячей воде, затем быстро обливают теплой, затем вновь «ныряют» в горячую и так 3-4 раза. Процесс закаливания всегда начинается с горячей воды, а заканчивается прохладной. В конце любого закаливания кожа ребенка вытирается сухим махровым полотенцем до легкого покраснения. Для малышей температура горячей воды должна быть где-то 33-34 градусов, а холодная - около 29-30 градусов. Постепенно температуру горячей воды доводят до 36 градусов, а холодной снижают до 27.

    Известно многим, что здоровье ребенка, работа его иммунитета определяется наследственным фактором, но не многие знают, что на 70% оно зависит от образа жизни, который может улучшить состояние малыша либо, напротив – ухудшить его. Именно поэтому закаливание детей раннего возраста (до 1 года) – актуальный и важный вопрос.

    Закаливание – действенная альтернатива медикаментам

    Специалистами было установлено, что результативность процедур закаливания водой во много раз превышает результат от «укрепления» иммунитета с помощью специальных препаратов. Уже после первого года с закаливанием, ребенок 2 лет в 3,5 раза меньше подвергается заражению ОРВИ даже в условиях холодной зимы. Кроме того, часто к процедуре закаливания нет противопоказаний (кроме острой лихорадки) и нет негативных эффектов, рисков для здоровья. Чего не скажешь об иммуностимуляторах. Ведь они, по сути, – результат деятельности химической промышленности, и неизвестно как может отдельно взятый ребенок отреагировать на их применение.

    Практикой было доказано, что часто для гиперактивных, склонных к перевозбуждениям детей является нежелательным применение подобных препаратов, так как они усугубляют психо-эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, можно укреплять иммунитет новорожденного с помощью закаливания и не бояться последствий. Главное – знать меру, иметь терпение и внимательно наблюдать, как реагирует организм малыша на такой «тренинг».


    Когда лучше начинать процедуру закаливания?

    Каждый родитель знает, что закаливание водой полезно, но не каждый знает, когда его можно начать, в каком возрасте и какое время года лучше подойдет для этого? Не поздно ли начинать процедуру после 2 лет? Да, принципы эти важны, но тут все предельно просто, собственно в этом и заключается преимущество закаливания – начать никогда не рано и никогда не поздно. Всегда можно дать начало здоровому образу жизни – как до 1 года, так и намного позже. Единственно, что более комфортно это будет в теплое время года, особенно если речь идет о детях грудного возраста.

    При этом помните основные принципы – закаливание должно ассоциироваться с позитивными эмоциями и впечатлениями, поэтому нужно взять во внимание физическое и психологическое состояние малыша. Ошибочным является суждение о том, что закаливание не рекомендовано для детей, состояние здоровья которых не совсем хорошее. Просто в подобной ситуации следует обратиться за консультацией к специалисту и подобрать правильные, подходящие методики.


    Основные правила при закаливании детей

    1. Закаливающие процедуры должны быть системными, без длительных перерывов, не зависимо от времени года;
    2. Степень раздражающего воздействия должна увеличиваться равномерно, постепенно (особенно, если речь идет о детях до 1 года);
    3. Нельзя резко переходить к холодной воде;
    4. При выборе методики нужно брать во внимание возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
    5. Проведение всех процедур должно осуществляться на позитивном эмоциональном фоне и не желательно для сильно болеющих детей.

    Закаливание детей раннего возраста должно проводится в гармоничном сочетании общих и специальных мероприятий, где общие:

    • Соблюдение правильного режима дня;
    • Сбалансированное и правильное питание;
    • Занятия физкультурой.

    Специальные:

    • Закаливание воздухом;
    • Закаливание водой;
    • Солнечные ванны.

    Эти основные правила помогут добиться максимального эффекта от закаливания. Закаливающие процедуры имеют различные методы и способы закаливания детей.


    Закаливание воздухом

    Данный вид закаливания является первой процедурой для грудного ребенка. Для правильной ее организации важно знать, что: новорожденный ребенок должен находиться в комнате, где температура достигает 23 С, в период от 1 до 3 месяцев – 21 С, от 3 месяцев до 1 года – 20 С, от 1 года – 18 С.

    Главным правилом здесь является частое проветривание, летом форточка должна быть открыта практически постоянно, а зимой до 5 раз в день по 15 минут. Это должно быть в присутствии ребенка, избегайте сквозняков. Эффекта закаливания можно добиться и с помощью современной техники, которая в автоматическом режиме регулирует температуру и влажность воздуха.

    В летний период для детей грудного возраста можно часто устраивать прогулки уже в первые дни жизни. Изначально это 20-40 минут, которые нужно довести до 7-8 часов в день. Здесь, конечно же, все зависит и от климатических условий конкретного региона.

    Начиная от 1 месяца, прогулки организовываются и при отрицательных температурных показателях. Главным условием является отсутствие сильного ветра.

    Закаливание воздухом начинают проводить еще в роддоме, оставляя новорожденного некоторое время без одежды. Изначальная температура для данной процедуры – 21-22 С, которая постепенно уменьшается и к возрасту 2 лет (при нормальной переносимости организма) доводится до 18-19 С, а старше 2 лет — до 13 С. Если говорить о времени, то изначально – это 1-3 минуты, которые с каждыми 5 днями увеличивается на 2 минуты. Малыши возрастом до 6 месяцев «гуляют» таким образом 15 мин, а после полугода – 30 минут. В 3 года воздушное закаливание детей может длиться до 40 минут. Процедура воздушного закаливания должна сопровождаться физическими упражнениями.


    Закаливание водой

    Данный тип закаливания является наиболее эффективным ввиду того, что именно вода имеет высокий уровень теплопроводности и теплоемкости. Все виды водных процедур, которые становятся составляющей закаливания, подразделяют на нетрадиционные (интенсивные) и традиционные.

    Традиционные процедуры

    Они не подразумевают обливание холодной водой. Любая методика разрабатывается с учетом возраста ребенка. Рекомендовано с первых дней его жизни вносить в ежедневные процедуры (подмывание, умывание, купание) и закаливание.

    I. С рождения и до 3 месяцев

    1. Ванны, где температура воды не превышает 37 С длительностью в 5 минут. После чего ребенка обливают водой, температура которой на пару градусов меньше.
    2. Умывание, подмывание детей на протяжении 2-х минут водой, температура которой изначально 28 С, а каждые последующие 2 дня снижается и доводится до 21 С.
    3. Обтирание рукавичкой, смоченной в воде температурой 32-36 С. Процедура длится в течении двух минут. Сначала обтирают руки в направлении от кисти к плечу, затем ноги – от ступни к колену. За 5 дней температура снижается на 1 градус и доводится до 28 С.

    Важно после данной процедуры вытереть насухо (до появления розового цвета) все участки тела, которые подвергались обтиранию.

    II. От 3 до 10 месяцев

    1. Аналогично пункту 1 в предыдущем разделе.
    2. Аналогично пункту 2 в предыдущем разделе.
    3. Влажное обтирание всего тела. Отличием является то, что после рук и ног обтираются грудь и спина. Температура воды соблюдается, как и при местном обтирании. Для достижения лечебного эффекта можно добавить в воду морскую соль (концентрация 2 ст.л. соли на 1 литр воды). Также важно вытереть насухо тело после процедуры обтирания.

    III. От 10 месяцев до 1 года

    Пункты 1 и 2 аналогичны предыдущим разделам.

    3. Обливание. В ходе этой процедуры ребенок может сидеть либо стоять. Струя воды должна направляться с расстояния в 30 см. Очередность следующая: обливается спина, грудь, живот, затем уже pуки. Также тело вытирается до незначительного покраснения. Первая процедура проводится при температуре воды 35-37 С, после каждые пять дней она понижается на 1 градус и сводится к 28 С.

    IV. От 1 года до 2 лет (допустимо и до 3-х)

    1. Общее обтирание, при котором температура воды доводится до 24 С.
    2. Общее обливание водой, температура которой составляет 24-28 С. После полутора лет для детей рекомендовано использовать душ длительностью 1,5 минут.

    Для болеющих экссудативно-катаральным , как метод закаливания рекомендована травяная ванна, где применяются следующие виды трав: череда, душица, мать-и-мачеха, фиалка, календула в равных пропорциях (40 гр.). Эту смесь необходимо заварить 3-4 литрами кипяченой воды и настоять в течение 3 часов. Профильтрованный настой вливают в ванну, где температура воды достигает 36 С.

    Продолжительность первой процедуры не должна превышать 2-х минут, с каждой последующей она увеличивается и составляет 10 мин. Вместе с этим снижается и температура до 24 С. Такие ванны принимают каждые 2 дня.


    К нетрадиционным методам закаливания относятся все процедуры, которые подразумевают контакт обнаженного тела со снегом, холодной, ледяной водой и воздухом отрицательных температурных показателей. Данный метод приводит организм в определенный стресс, что обусловлено физиологией детей. А исследования специалистов дают возможность утверждать, что данный вид закаливания является противопоказанным не только для детей грудного возраста, 1 года, 2 лет, но и для малышей постарше.

    Это не беда – ведь существует эффективная альтернатива: контрастные ванны для ног, обтирание, сауна, контрастный душ, русская баня и прочие. Выход из ситуации есть всегда, главное, что у родителей малыша существует желание помочь ему в нормальном, правильном развитии, что станет мощным подспорьем в будущем.

    Помните, что, даже собирая ребенка на прогулку, можно организовать закаливание детей до года путем не сильного укутывания и уменьшения слоев одежды. Их должно быть столько, сколько у человека, гуляющего с ним. Когда же малыш начнет ходить и проявлять большую активность (как правило, после 1 года), слой можно уменьшить на один, даже при холодной погоде.

    Вот и все основные правила, которые помогут расти вашему малышу здоровым и счастливым!

    Будьте здоровы, будьте закалены!



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png