Когда в семье растет подросток , иногда родителям бывает нелегко. Чтобы его правильно воспитывать, нужно обладать большим терпением и эмоциональным интеллектом.

Только в этом случае мы сможем привить ребенку нужные ценности и адекватные ограничения и постепенно воспитать в нем зрелость и ответственность.

Мы объясним, как это сделать.

Подросток: как его воспитывать?

1. Предлагать новые права и обязанности

Обычно девочки развиваются несколько быстрее, чем мальчики, и в 11-12 лет они становятся более требовательными по отношению к родителям.

Мальчики развиваются медленнее, но лет в 13 и они «вдруг» становятся упрямыми и высокомерными , и мы перестаем их понимать.

В этом возрасте подросток начинает «входить» в мир взрослых, но еще «на детских ногах». Это нелегко. У него внутри царит гормональный, и когнитивный хаос, в котором ему предстоит разобраться.

Подростки жаждут учиться «быть взрослыми», требуют больше прав и свобод , но не могут объективно оценивать свои действия: насколько они рискованны и какими последствиями грозят.

Лучшее, что могут сделать родители, — это поддерживать определенное равновесие между правами и обязанностями подростка . Например, отпускать гулять с друзьями только после того, как выполнены все школьные задания. Важно, чтобы дети возвращались домой к условленному времени; если же ребенок опоздал, этого права его можно на какое-то время лишить.

Важно, чтобы подросток понял, что во взрослой жизни также есть множество обязательных норм и требований. Вещи не «падают с неба». Взрослые работают, чтобы обеспечивать семье достойный уровень жизни, покупать еду, одежду и другие необходимые вещи.

От подростков нужно требовать, чтобы они учились отвечать за свою учебу, за свои действия. И если вы устанавливаете нормы, эти нормы должны соблюдаться , а за их нарушением — следовать наказание.

Нельзя сегодня прощать за отступление от нормы, а завтра за это наказывать; поступая так, родители теряют уважение своих детей-подростков.

2. Воспитывать в позитивном духе: лучше поддержать, чем наказать

Некоторые родители постоянно ругают и наказывают своих детей-подростков. Выговоры, упреки… Это неправильно. Между наказаниями и поощрением и поддержкой должно быть определенное равновесие, и не стоит наказывать, когда можно помочь все исправить.

Рассмотрим пример. Ребенок «провалился» на экзамене, он приходит домой и его встречают криком и обвинениями. Мол, он бездельник, он никогда ничего не добьется в жизни и т. д.

Так делать не следует. Таким образом мы пробуждаем в подростке отрицательные эмоции , чувство беззащитности и понижаем его . Лучше расспросить его о причинах случившегося и сказать, что мы не сомневаемся в его способностях и верим в успешную сдачу экзамена после необходимой «работы над ошибками». При этом нужно по возможности помочь ему в этой «работе».

Когда ребенок совершает ошибку, подскажите ему, как ее исправить, как сделать лучше, а не подвергайте сразу уничижительной критике, не «уничтожайте морально». Вместо постоянных упреков и наказаний предлагайте стратегии поведения и демонстрируйте доверие . Это гораздо лучше.

3. Стараться установить и поддерживатьдоверительное общение

Старайтесь всегда выкроить время, чтобы пообщаться с ребенком, спросить его, как прошел день, что было интересного. Не нужно «выставлять оценки» за то, что он сделал или не сделал. Родители должны ориентировать подростка в жизни , а это предполагает постоянный и доверительный диалог.

Старайтесь не допускать, чтобы ваш ребенок-подросток, как это часто бывает, постоянно сидел в комнате за компьютером, слушая музыку, и выходил только поесть или погулять с друзьями. Старайтесь, чтобы он не отстранялся от общих домашних дел.

Во время еды и разговаривайте с детьми. Спрашивайте их об их вкусах, друзьях, о тех, кто им нравится.

В идеале дети должны видеть в вас друга, готового прийти на помощь, а не «врага», который постоянно критикует и наказывает, и от которого нельзя ждать помощи и поддержки.

Выслушивайте детей, помогайте им ориентироваться, будьте им родителем, но также другом. Устанавливайте ограничения, когда нужно, и давайте права , когда можно. Так вы воспитаете в детях зрелость и ответственность.


В заключение отметим, что быть родителем подростка нелегко. Никто не даст вам идеального «учебника» по этому «предмету».

Тем не менее, уверяем вас, что, обладая оптимизмом, любовью и волей, вы сможете воспитать зрелую и ответственную личность, способную принимать важные жизненные решения. Это будет личность, способная быть , которая знает, что для достижения целей нужно прилагать усилия, что для того, чтобы иметь хороших друзей и мужа (жену), нужно уметь их уважать и понимать.

Озвучим еще одну важную мысль: необходимо, чтобы отец и мать придерживались одних взглядов на воспитание детей. У них должны быть одни ценности и одни требования.


Вы думали менять подгузники и не спать ночами под непрекращающийся плач младенца для родителя самое трудное? Как вы ошибались! По сравнению с воспитанием подростка проблемы младенчества – просто развлекательная прогулка в парке. Воспитывая младенца, нужно лишь строго соблюдать набор определенных правил. Воспитывая подростка, необходимо постоянно приспосабливать свои родительские принципы и методы к физическим, интеллектуальным и эмоциональным изменениям, происходящим в ребенке. Методы вашего воспитания на этом этапе должны кардинально меняться.

Будьте родителем, а не приятелем

Забудьте о том, чтобы стать подружкой вашей дочери или сыну- . Это совсем не то, в чем нуждается подросток. Настоящая дружба придет потом, лет через десять. Конечно, нужно сохранять душевную близость, но вовсе не приятельство помогает этому. Конечно, можно сказать подростку: «Ты можешь рассказать мне всё, я тебя не осужу». Но что вы будете делать, если подросток расскажет вам что-то действительное опасное для него и вам придется его осудить? Да, разговаривать с подростком необходимо на любые темы, но не обещайте, что вы поддержите его в любых начинаниях.

Будьте тверды в своих принципах, ценностях и нормах поведения. И ожидайте сопротивления. Реальность такова, что подростковый возраст – время опасных экспериментов. Винить в этом нужно биологию. Та часть мозга, что отвечает за принятие решений, у подростка еще только формируется. А вот часть мозга, способствующая импульсивности, наоборот, переживает всплеск активности. Проще говоря, подростку трудно принимать правильные решения и руководствоваться здравым смыслом. Ну что ж, задача родителя помочь ему в этом – проделать часть работы за него. Подросток должен понять: вы его мама, не подружка, и при всей открытости отношений если мама чему-то говорит «нет», то это значит твердое «нет».

Поспевайте за прогрессом

YouTube, Blue-Tooth, ди-джеи, эмо… Неужели вы не можете потратить время на что-то более интересное, правильно? Нет, неправильно. Если ваши дети этим интересуются (а они этим интересуются), значит, должны интересоваться и вы. Только не для того, чтобы тайком читать их сообщения, а для того, чтобы не терять с ними эмоциональной связи, да и просто связи в техническом смысле слова. Поддержите эту связь, отправляя время от времени на телефон вашего ребенка коротенькие забавные и открытки. Это поможет вам ненавязчиво оставаться в контакте. А на сайтах типа «Одноклассников» запросите у чада авторизацию(добавьтесь в «друзья»). Это даст вам понятие о том, чем интересуется ваш ребенок, какие сведения и фотографии он выкладывает в общедоступную сеть.

Смиритесь с тем, что ваш вкус устарел

Когда 13-летний сын Елены Андрей захотел сделать себе пирсинг брови, она была в ужасе. Но потом она постаралась увидеть это так, как есть – это лишь органичная часть того, что называется «быть подростком». И она не только разрешила сыну сделать пирсинг, она сделала его и себе. Правильно ли она поступила? Кто знает... Скорее всего, правильно. Подросток экспериментирует с новыми прическами, одеждой, музыкой, друзьями, чтобы найти свое место в этом мире и понять, кто он такой. Его внешний образ отражает его внутреннее состояние поиска себя. Важно по мере возможности не мешать ему в этом, если в остальных случаях его поведение приемлемо: он получает хорошие оценки, не имеет проблем с законом, соблюдает нормы морали. Стисните зубы и поддержите его в экспериментах. Правда, если девочка-подросток начинает носить слишком откровенные провокационные наряды, то родителям стоит вмешаться, поскольку это может быть для нее опасно.

Используйте различия в ваших вкусах как поле для диалога. Вместо того, чтобы морщиться, заслышав музыку, которую слушает ваш ребенок, лучше скажите: «О, это что-то новенькое!» (без сарказма в голосе). Попросите его объяснить, что ему нравится в такой музыке. Если вы сохраните способность оставаться спокойной при виде всех этих пугающих экспериментов, то заслужите своего ребенка, ему не будет нужды прятаться от вас в темных подворотнях, а значит, вы все еще можете контролировать его поведение.

Наращивайте толстую кожу

Когда вашему малышу было 5 лет, то, скорее всего, он целовал и обнимал вас при малейшем поводе. Сейчас, в 15 лет, он становится совсем другим ребенком, которому, кажется, нет до вас никакого дела, а уж заставить его поцеловать вас и вовсе нереально. И это относится не только к мальчикам, но и к подавляющему числу девочек тоже. Хотя это и удручает, постарайтесь не принимать это на свой счет. Это скоро пройдет.

А пока имейте в виду, что вы в этом ни в коем случае не виноваты, это выбор самого подростка. В его возрасте само ваше существование заставляет его искать больше независимости. Как бы вам ни было грустно это слышать, но мнение его друзей сейчас для него важнее, чем ваше. Чтобы поддерживать свой социальный статус, он для видимости должен отречься от вас (хотя в глубине души все еще очень и очень в вас нуждается). Поэтому ваша главная миссия сейчас – принимать на себя все его подростковые перепады настроения, страхи и . Это чем-то похоже на его дошкольные годы: малыш, может, и вырос, и у него больше словарный запас, но он проходит тот же этап вхождения в большой мир. Поэтому терпите подростковые капризы так же, как терпели раньше малышовые. Дайте ребенку понять, что всегда готовы его принять и утешить – но соблюдайте дистанцию.

Не шпионьте

В подавляющем большинстве случаев лучше держаться подальше от личных вещей подростка. Даже если вы и найдете при «обыске» что-нибудь запретное или неприемлемое для вас, то подросток заострит свое внимание не на том, что плохого вы нашли, а каким способом вы это нашли. И запретный плод в этом случае станет еще слаще. Если вы обеспокоены поведением своего ребенка или подозреваете, что у него могут храниться какие-то опасные вещи или записи, то всегда лучше спросить об этом прямо. Ваш ребенок может отрицать все опасения, которые вы высказываете, но он все равно поймет, что вы о нем заботитесь и что вы обеспокоены его поведением. После такого разговора подождите некоторое время, чтобы посмотреть, не изменится ли поведение ребенка или не придет ли ребенок с повинной или за советом к вам сам. Но если вас продолжает беспокоить поведение ребенка долгое время или тревожные симптомы усугубляются, то, возможно, стоит просмотреть личные вещи подростка. Да, это подорвет его доверие к вам на какое-то время, но его безопасность в данном случае важнее.

Не считайте, что он или она «никогда этого не сделает»

Большинство родителей, глядя на своих детей, видят совершенных ангелов. Вот только реальность не имеет ничего общего с нашим восприятием. Неважно, насколько хорошо воспитаны ваши дети или каких жизненных ценностей придерживается ваша семья, шансы, что ваш подросток делает что-то, что вы не одобрите, очень велики. Это подтверждает и статистика: три четверти подростков к 11-му классу уже пробовали , еще примерно столько же пробовали курить, один из пяти подростков признается, что когда-либо позировал в обнаженном виде. И это еще «цветочки» по сравнению с сексом и наркотиками. Но попробуйте опросить родителей, и эти цифры станут микроскопическими, ведь мало кто из родителей согласится, что их ребенок входит в эту статистику. Родители, заявляющие «Только не мой ребенок!», видят только то, что хотят видеть, а не то, что должны.

Поэтому перестаньте изображать страуса, прячущего голову в песок, и обсудите с подростком все возможные неприятные аспекты, которые могут быть частью его жизни. Не бойтесь, что обсуждение запретных вещей как-то подтолкнет подростка попробовать их. Наоборот, чем откровенней вы обсуждаете с ребенком различные аспекты, тем теснее эмоциональная связь между вами, а это, как считают психологи, лучшая гарантия безопасности подростка, предохраняющая его от рискованного поведения.


Воспитание подростков.

Помочь родителям подростка - основная задача этой статьи. Мы уверены, что прочитав ее полностью , вы сможете лучше понять, как сделать воспитание подростка более эффективным, предотвратить или сгладить конфликты. Узнаете психологические основы воспитания подростков.

В ней вы найдете информацию о психологии подростка, конкретные рекомендации по воспитанию подростка, которые помогут избежать типичных ошибок родителей в воспитании подростков, сохранить гармоничные отношения в семье, помочь подростку и взрослым успешно справиться с трудностями переходного возраста. Часто конфликты подростков и родителей происходят из-за элементарного незнания последними психологических особенностей подросткового периода развития.

Надеемся, что эта статья поможет родителям и другим взрослым успешно преодолеть все трудности в воспитании подростка.

Структура статьи.

  • Рекомендации родителям подростков.
Психологические особенности подросткового возраста.

О том, как воспитывать подростка написаны сотни книг и тысячи статей, но часто они основаны на личном опыте автора и его мировоззрении.

В этой статье мы опираемся исключительно на информацию, подтвержденную многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, результаты которых опубликованы в научной литературе.

Родители и педагоги часто выделяют отдельные темы в воспитании подростков: нравственное воспитание, половое воспитание, физическое воспитание, духовное воспитание и т.д. Но любое направление воспитания подростков только тогда эффективно, когда оно осознанно и основывается на возрастных особенностях подросткового периода развития человека.

Речь пойдет о возрасте 11-18 лет. Хотя границы подросткового возраста достаточно условны, у кого-то он может начаться чуть позже, у кого-то чуть раньше.В статье нет деления на подростков-мальчиков и подростков-девочек. Все в ней сказанное относится к подросткам вне зависимости от их пола. Разумеется, некоторые типичные подростковые реакции проявляются у девочек - подростков чаще в более скрытом виде, чем у подростков -мальчиков, а некоторые, наоборот, у девочек более выраженные, чем у мальчиков.

Все знают, что период от рождения до трех лет является очень важным в развитии ребенка. Полученный в это время опыт во многом определяет дальнейшее становление человека и сказывается на всей жизни.

Но гораздо меньше известно, что подростковый период оказывает не менее важное влияние. Связано это с тем, что в подростковом возрасте возникает второй период повышенной пластичности мозга, т.е. способности головного мозга к изменениям под влиянием внешней среды.

Повышенная пластичность мозга в подростковый период дает возможность позитивных результатов в воспитании подростка, но и одновременно является зоной риска, т.к. последствия неблагоприятного внешнего воздействия могут быть сильными и сохраниться на всю жизнь .

Подростковый возраст – это период, когда человек приобретает набор навыков и способностей, необходимых ему для дальнейшей самостоятельной жизни.

В это время формируются способности осознавать потребности других людей, их мотивацию и намерения; умение планировать и достигать поставленных целей; прогнозировать последствия своих действий; контроля собственного поведения и эмоций.

Знание и учет психологических особенностей подростков помогут родителям избежать ошибок в воспитании своих детей подростков.

Что необходимо знать и учитывать в воспитании подростков.

  • В подростковом возрасте возникает потребность в отделении от взрослых, ощущении себя самостоятельным и независимым. Именно эта потребность часто лежит в основе подросткового негативизма, стремлении подчеркнуть свою индивидуальность, сопротивлению взрослым.
  • Подростки нуждаются в признании со стороны сверстников. Для большинства подростков мнение приятелей может быть более значимым, чем мнение взрослых, в том числе и родителей. Часто это приводит к неразумным поступкам в компании сверстников. С другой стороны, отвержение со стороны сверстников приводит к эмоциональным проблемам подростка, чувству одиночества и проблемам в общении, которые могут закрепиться на всю жизнь.
  • Всем людям не безразлично внимание окружающих, их мнение и отношение. Но в подростковом возрасте это проявляется в значительно большей степени, чем у взрослых. Подростки становятся более чувствительными к мнению и оценкам окружающих (особенно сверстников), они часто преувеличивают внимание окружающих к себе, особенно остро переживают чувство отверженности сверстниками, одиночество.
  • В подростковом возрасте положительные эмоции кажутся сильнее и ярче, чем в других возрастах, при этом самоконтроль еще недостаточно развит. Саморегуляция подростков еще не сформировалась. Для подростков характерно стремление к получению вознаграждения «здесь и сейчас», но они менее склонны избегать ситуаций, в которых могут что-то потерять или потерпеть неудачу. Стремление получить немедленное вознаграждение часто берет верх над здравым смыслом, т.к. они в меньшей степени способны контролировать свое импульсивное поведение, особенно в компании сверстников. Очень часто подростки совершают какие-либо нежелательные поступки не из-за незнания, а под влиянием сиюминутных эмоций.
  • В обычных условиях подросток часто способен на такой же уровень самоконтроля, как и взрослые. Но беспокойство, усталость или стресс в гораздо большей степени влияют на его способность к самоконтролю, чем у взрослых. (Это связано с неразвитостью префронтальной коры головного мозга, ответственной за саморегуляцию). В эмоционально нестабильном состоянии или под внешним влиянием качество принимаемых им решений ухудшается.
  • Из-за повышенной возбудимости лимбической системы головного мозга подростки проявляют большую эмоциональность, переживают эмоции острее, чем взрослые, а также стремятся получить более яркий и интенсивный опыт – психологи называют это «стремлением к чувственному опыту».
  • В случае негативных эмоций у подростков снижается активность в областях мозга, отвечающих за контроль над эмоциями и понимание того, что им говорят. Саморегуляция подростков при негативных эмоциях снижается гораздо сильнее, чем у взрослых.
Типичные ошибки родителей в воспитании подростка.
  • Излишний контроль, попытки все регламентировать. Отношение как к маленькому ребенку. Не считаются с желаниями и мнением подростка.

    Тем самым родители или подталкивают подростка к бунту, к выраженной реакции эмансипации или подавляют его самостоятельность.

  • Пытаются воздействовать только авторитарным способом, используют исключительно запреты и наказания. Считают, что главное, чему должен научиться ребенок – это послушание, покорность и почитание авторитетов .

    Жесткие авторитарные воспитательные меры часто подталкивают ребенка к изощренному вранью из-за страха наказания. Исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания не способствует здоровому развитию, часто приводит к меньшей самостоятельности и настойчивости в дальнейшей жизни, неуверенности в нестандартных ситуациях.

  • Пускают все на самотек, уступают всем капризам ребенка, ничего не контролируют, избегают конфликтов.

    Это может привести к воспитанию низкой мотивация к достижениям, к большей степени подверженности влиянию со стороны сверстников и нарушениям поведения. Тормозит развитие саморегуляции подростка.

  • Ругая за что-либо, оценивают не сам поступок и его последствия, а личность подростка.

    В этом случае родители провоцируют протестную реакцию или ощущение беспомощности и отверженности у подростка.

  • Недооценивают степень влияния сверстников. Не придают значения, если у него нет друзей

    Если у подростка нет друзей, то это повод для беспокойства. Так же из-за подверженности влиянию сверстников очень важно его окружение. Иногда даже следует поменять школу или класс, если подросток оказался в изоляции или в неподходящей компании сверстников (но делать это надо в крайних случаях).
  • Недооценивают внешние обстоятельства, когда требуют от подростка осознанного поведения и самоконтроля.

    Подросток часто просто не может себя контролировать, противостоять каким-либо обстоятельствам. Вспомним, что саморегуляция подростков еще недостаточно развита.

  • Пытаются воздействовать на подростка «на эмоциях», в стрессовой ситуации.

    В стрессовой ситуации мозг подростка просто хуже способен к аналитической работе. До подростка просто может «не доходить», что ему говорят рассерженные взрослые.

  • Неумеренно поощряют подростка даже за незначительные успехи, тем самым приучая к получению «удовольствия» без особых усилий.
Это может привести к развитию эгоцентричности, а также к тому, что во взрослой жизни человек испытывает постоянные разочарования, теряется в ситуации, когда к нему предъявляют какие-либо требования.
  • Не учитывают индивидуальные особенности подростка и современные условия жизни. Действуют по принципам: «Что хорошо для меня, то и для него». «Что мне нравится, то и ему это должно нравится» и т.п.

    Все люди разные. Во многом личностные особенности человека обусловлены свойствами его нервной системы, зависящими от генотипа и формирования в пренатальный период. Как учитывать индивидуальные особенности в воспитании подростка - чуть ниже в этой статье.

Рекомендации родителям по воспитанию подростков.

Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, - это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье.

Основные принципы воспитания подростка:

Проявления любви.
Справедливость.
Оказание поддержки.

Основные средства воспитания подростка:

Общение, разговор.
Контроль.
Совместные мероприятия.
Личный пример.
Пластичность нервной системы, то есть степень восприимчивости человека к влиянию окружающей среды, предопределена генетически. Другими словами, кто-то больше подвержен внешним воздействиям, кто-то меньше. Но внешняя среда способна оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие подростка в зависимости от ее содержания. И хотя генетический код определяет силу влияния среды на развитие подростка, будет ли это влияние положительным или отрицательным, зависит от условий окружающей среды . А семья - это важный фактор, влияющий на развитие подростка.

Если человек растет в благоприятной обстановке, то это делает его психологически более устойчивым, а если условия его жизни неблагоприятные, то наоборот. Именно проявления любви и безусловного принятия создают благоприятную и психологически безопасную «среду обитания» для человека, особенно для подростка.

Проявления любви не противоречат твердости в установке границ и требований к подростку . Более того, сами подростки нуждаются во внешнем контроле, установке границ приемлемого поведения и правил. Но если подросток не будет чувствовать, что родители его любят, то, скорее всего, воспримет требовательность как жесткость, несправедливость или слишком суровое наказание.

Часто подростки чувствуют себя в семье одинокими.

Рекомендация 1 . Проявляйте свою любовь, не скупитесь на ласку и похвалы. Даже когда ругаете подростка, никогда не оценивайте его личность, говорите только о конкретном поступке и его последствиях. Не ставьте свою любовь к нему в зависимость от его успехов, соблюдения правил и каких-то поступков.

Рекомендация 2. Помогайте развивать уверенность в себе, давайте возможность совершать самостоятельные поступки и принимать решения. Поддерживайте его потребность в самостоятельности.

Рекомендация 3. Участвуйте в жизни подростка. Но без навязчивости и избыточного контроля, не пытайтесь по любому поводу «влезать в душу». Просто разговаривайте, интересуйтесь его жизнью без морализаторства и «воспитательных» речей. Помогайте в планировании, постановке целей и способах их достижений.

Рекомендация 4. Если ставите какие-то ограничения, то обосновывайте их, четко формулируйте правила поведения и требуйте их исполнения. Если правила и ограничения будут обоснованные, с учетом возможностей подростка, то они не будут им восприниматься, как нечто негативное. (Что вовсе не означает, что он всегда будет их соблюдать). Лучше мотивировать подростка потенциальной наградой, чем угрозой наказания или лишения чего-либо.

Рекомендация 5. Не прибегайте к суровым наказаниям. Физическое наказание или наказание, унижающее подростка, не является эффективным. Наказание должно быть строго за конкретный поступок, обоснованным, конкретным и ограниченным во времени. Лучше совсем обойтись без наказаний, заменив их выражением неодобрения и объяснением, почему это плохо и к каким последствиям (в том числе и лично для вас ) это привело.

Рекомендация 7. Не стесняйтесь сообщать подростку о своих эмоциях и чувствах, которые вызываются его поступками. Подростки могут не понимать, что на самом деле и почему чувствуют родители и неправильно интерпретируют их действия и слова. (Для этого есть очень эффективная техника «Я - сообщение», в конце страницы есть ссылка на он-лайн тренинг для родителей по общению с подростком, очень рекомендуем).

Рекомендация 8. Исследования показывают, что уровень развития саморегуляции подростка – это одна из основных личностных характеристик, от которой зависит его успешность. В развитии саморегуляции подростков хорошо помогают занятия спортом, а также установление системы разумного контроля за его поведением .

Отдельная тема - сексуальное воспитание подростков. Рекомендуем статью на нашем сайте на эту тему.

Учет индивидуальных особенностей в воспитании подростков.

Люди рождаются с разными особенностями нервной системы.
Приведем цитату из книги выдающегося отечественного психолога В.Н.Дружинина «Психология семьи».

«Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда - человек. Для него семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет ….»

Многие особенности личности и психологического развития детей определяются биологическими предпосылками. Изменить их мы не в силах. Но мы можем принимать их во внимание при общении с человеком. Разумеется, у каждого человека бывает разное настроение, он по-разному ведет себя в зависимости от обстоятельств, проявляет разные эмоции и т.д. Но у каждого есть индивидуальные, наиболее ярко выраженные черты личности, проявляющиеся в поведении и эмоциях. Ниже приведем несколько рекомендаций, как учитывать наиболее часто встречающиеся сильно выраженные индивидуальные особенности подростков .

1. У подростка повышенная активность, он очень не любит однообразия, ему очень некомфортно находиться в одиночестве. Он постоянно жаждет общения, склонен к частым сменам увлечений и видов деятельности, но редко доводит начатое до конца, он невнимательный и имеет постоянные проблемы с дисциплиной, может переоценивать себя, стремится выделиться, заработать похвалу .
В этом случае лучше уделять больше внимания контролю и помощи в планировании времени. А главное - проявлять интерес к жизни подростка, к его увлечениям и эмоциям, чтобы он не ощущал безразличия родителей к себе. Но если родители будут чрезмерно пытаться контролировать абсолютно все и ограничивать самостоятельность, навязывать очень жесткие правила, осуществлять мелочный контроль, то это может подтолкнуть его к «бунту». Подросток будет искать способы избежать обходить контроля и жить своей жизнью, скрытой от родителей.

2. У подростка наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность и склонность беспокоиться по поводу своего здоровья. Могут быть неожиданные вспышки эмоций по незначительному поводу. Как правило, все это сочетается с аккуратностью и дисциплинированностью.
В этом родителям не стоит чрезмерно опекать подростка, пытаться контролировать каждый его шаг, постоянно все запрещать и наблюдать за ним. Все это будет способствовать усилению несамостоятельности и неуверенность в себе, нерешительности и неумению постоять за себя. Здесь большую роль будет играть нормальный, упорядоченный ритм жизни, чередование умственных и физических нагрузок .

3. Очень сильная склонность к самоанализу и бесконечным рассуждениям, постоянные колебания при принятии решений. Нерешительность и колебания в действиях особенно в ситуациях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, тревожная мнительность. Все это сочетается с опасениями, как бы чего не случилось ужасного и непоправимого с ним самим и особенно с близкими людьми.
В этом случае для подростка нежелательно, когда родители сильно «грузят» его своими ожиданиями и надеждами в отношении его будущего. Делают подростка ответственным за воплощение в жизнь их собственных несбывшихся надежд, возлагают недетские обязанности. Такие особенности подростка, как мнительность, нерешительность, склонность к тревоге по каждому поводу будут усиливаться.

4. У подростка очень сильно выражен эгоцентризм и жажда внимания окружающих. Он часто сочиняет и фантазирует с целью приукрасить себя и свои достижения. Переживания и эмоции носят театральную наигранность .
Эти черты личности получат подкрепление и будут усиливаться, если родители подростка будут всячески ему покровительствовать, ограждать от любых трудностей и неприятных обязанностей, неумеренно восторгаться мнимыми способностями и придавать излишне большое значение его достижениям. Другими словами, все время восхищаться подростком, даже в тех случаях, когда его реальные способности и достижения не очень велики.

Мы привели всего несколько примеров ярко выраженных индивидуальных особенностей и их учета в воспитании подростка.
Но кто лучше родителей знает своего ребенка? Присмотритесь к его поведению и эмоциям. Попробуйте проанализировать, - какие ваши действия вызывают ту или иную его реакцию. Подумайте в чем и как вы можете ему помочь. Одни и те же слова и действия могут воздействовать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей подростка.

В заключение отметим следующее.

К сожалению, не так редко встречаются случаи, когда родители тяготятся подростком, хотя гонят от себя подобную мысль и не признаются в этом себе. В этом случае подросток не получает эмоционального тепла, хотя родители и заботятся о нем, проявляют внимание к его воспитанию.
В зависимости от индивидуальных черт личности подростка его реакция может быть разной – от ухода в оппозицию к родителям до стремления всеми силами завоевать их любовь. Но в любом случае такая ситуация психологически травматична для любого ребенка, несмотря на заботу родителей, он все равно чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.
Почему так происходит? Как правило, причины кроются в детстве самих родителей.
Что делать родителям, если они осознают такое свое отношение к ребенку? Здесь каждый самостоятельно должен найти ответ на этот вопрос. Часто в этом помогает консультация психолога.

И последнее, в разрешении и профилактике конфликтов с подростком важную роль играет способ поведения родителей в конфликтных ситуациях.

В семье растет подросток 14 лет. Но как воспитать в нем настоящего мужчину? Каждому родителю хотелось видеть в своем сыне ответственного и целеустремленного человека, умеющего принимать решения, заботиться о близких людях, уважительно относящегося к женщинам, чтобы был смелым и честным.

Как воспитывать подростка мальчика

Примерно с 14 лет происходят бурные изменения в организме ребенка:

  • физические;
  • психологические;
  • половые.

Это все сказывается на психике и его поведении. Многие мальчики перестают слушаться своих родителей, ведут себя своевольно, замкнуто, агрессивно. У них появляются свои кумиры, они им подражают, поэтому начинают обращать внимание на свою внешность.

Парни больше общаются со своими сверстниками, родители отходят на второй план. Подросток часто отклоняет их просьбы, не соглашается с их мнением, спорит и старается доказать свою правоту.

Мальчик – подросток живет в своем мире надежд и стремлений. В этом возрасте очень часто зарождаются первые романтические чувства.

Воспитание подростка 14 лет характеризуется тем, что его характер к этому времени уже сформирован и нельзя ничего изменить. Он складывался на протяжении всей его жизни: в садике, школе, семье.

Воспитание подростка мальчика во многом зависит от взаимоотношений между родителями и их участия в воспитании ребенка. В этом возрасте иногда подростку так хочется, чтобы его поддержали, почаще обращали внимание. А многие отцы отклоняются от своих обязанностей. Ведь любой мальчик старается подражать своему отцу, видя все положительное и отрицательное в его поведении. Папы обязаны об этом помнить и быть всегда примером для него.

Мать должна проявлять постоянную заботу, быть в курсе дел отрока, делать небольшие подарки, быть ласковой и доброй. Все это повлечет за собой правильное воспитание. Он вначале полюбит свою мать на всю жизнь, а потом девушку своей мечты.

Повзрослевший парень желает быть на равных с родителями, а они считают его ребенком. Поэтому часто возникают обиды, мальчик замыкается в себе. Нужно видеть в нем взрослого сына, больше поручать самостоятельно принимать решения.

Воспитание 14 летнего подростка мальчика необходимо проводить обдуманно, быть заранее готовым к этому, наладить тесный контакт со школой, с учителями и классным руководителем, чтобы помогать своему ребенку в освоении предметов, в отношениях со сверстниками.

Воспитание сына подростка – это очень ответственный период для родителей, все зависит только от них.

Советы психолога по воспитанию мальчика 14 лет

Психологи не считают этот возраст сложным для воспитания, они его называют новым идентификационным периодом становления будущей личности.

Специалисты утверждают, что это возраст 5-ти «НЕ», к ним относят:

  1. нежелание учиться;
  2. не выполнять домашние задания;
  3. не слушать советы;
  4. не убирать за собой;
  5. не приходить вовремя с прогулки.

Воспитывать подростка мальчика 14 лет нужно бережно и тактично, необходимо стараться сдерживать свои нервы, никогда не кричите на него.

Не забывайте, что на первый план у подростков выступают эмоции, им кажется, что взрослые часто несправедливо к ним относятся. Парни начинают выяснять отношения, которые приводят к скандалам дома и в школе.

Мать и отец должны понимать своего сына, запасаться большим терпением, все вопросы решать бесконфликтно и не ругать за пустяки.

Школа. Большую помощь родителям оказывает школа. Воспитание мальчиков в средней школе проходит на разных уроках: «Этика и психология семейной жизни», «Обществознание», «Физическая культура», а так же на классных часах, где рассматриваются разные вопросы становления личности, часто говорят о нравственности школьников, их девиантном поведении (курении, алкоголизме, наркомании).

  • нельзя критиковать ребенка в присутствии его друзей;
  • интересоваться успехами;
  • не бояться признаваться в своих ошибках;
  • никогда не обманывать ребенка;
  • всегда объяснять правильность поступка;
  • советоваться с сыном по поводу финансовых затрат, семейных планов;
  • внимательно слушать мнение;
  • доверять сыну;
  • любить его всей душой.
  • Чтобы подростковый период прошел безболезненно, все зависит от подготовленности родителей к нему. Поэтому наберитесь терпения, помогите своему сыну преодолеть все возрастные трудности, относитесь к нему всегда с любовью и пониманием!

    Часто родители не замечают как ребенок становится подростком и постепенно уходит из под контроля и полной власти родителей. Ошибки воспитания , могут ярко проявиться в подростковом возрасте.
    Вопрос психологу: Как воспитывать дочь-подростка в 14 лет , как воспитывать подростка и наладить с ним отношения?

    Воспитание дочери-подростка 14 лет

    Добрый вечер. Меня зовут Ольга. Мой вопрос будет к Вам по поводу моей 14-ти летней дочери. Опишу свою проблему.

    Дочь я воспитываю сама. В школе учится хорошо. Проблем с ней не возникало никогда по поводу ее поведения. Перемен в ней тоже не замечала в связи с переходным возрастом. Внешне она остается таким же ребенком.


    Недавно у нее появился парень старше нее на 2 года. Время вечернее стала проводить у него. Встречаются они 2 месяца. Я разговаривала с ней о половом воспитании , объясняла, что ее старшему парню это нужно и он будет ее к этому склонять. На что она отмахивалась и говорила, что он ей обещает ее не трогать. А если это случится, то есть презервативы.

    Я, конечно, к такому готова не была, что моя дочь уже подросток. Повторюсь, ее поведение оставалось таким же. Никаких перемен с ней не происходило. Но сегодня я прочитала в одной из соц.сетей ее переписку с подружкой и у меня волосы стали дыбом.

    В первую очередь, что моя дочь уже не девственница, во вторых, мат через каждое второе слово, на дне рождения она и еще 5 девочек принимали алкоголь в огромных количествах (а она отпрашивалась к подружке на ночевку, а они сняли квартиру посуточно) слава богу без мальчиков там было все. То, что я прочитывала о себе — ни грамма уважения, постоянно, оказывается, врет.

    Они между собой только говорят, что мы застряли в каменном веке и сейчас они такие и это нормально. И со всего этого теперь у меня вытекает вопрос — мне рассказать ей что я обо всем знаю? Но я на столько шокирована, что не знаю как правильно в данной ситуации вести беседу и она может сказать, что я не имела права читать ее переписку и это может повлиять на климат в семье.

    Будьте добры, подскажите правильное решение. Может ее на консультацию к детскому психологу отвести? Жду любые Ваши рекомендации. Заранее Вас благодарю!

    Воспитание дочери подростка 14-ти лет

    Смотрите статьи Методы воспитания детей
    • Подростковый онанизм — мифы и реальность

    Консультация семейного психолога



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png