Для родителей, как и для самих детей, будет очень хорошо, если в воспитании младшего поколения примут активное участие бабушки и дедушки . Но у каждой медали имеется две стороны. Так и в этом случае, ведь старшее поколение выросло, и было воспитано в совсем иных условиях и при других моральных ценностях. Они имеют свое мнение по поводу тех или иных методов воспитания внучат, и это мнение очень часто отличается от мнения самих родителей. Но как все-таки достичь взаимного согласия? Давайте вместе разберемся с этим вопросом.

Скорее всего, участие бабушек и дедушек в воспитании наших детей вызвано традициями и взглядами на жизнь славянского народа. Но как найти общий язык разным поколениям родственников в одном доме?

Внуков любят больше, чем детей?

Чувство пожилых людей относительно малышей всегда считались особенными. Они могут по-особенному смотреть на мир, будто бы сами, как и много лет назад, возвращаются в детство. Бабушки и дедушки умеют поставить себя на место карапуза, понять, как он думает, увидеть все его радости и переживания. Возникает такое ощущение, что они даже разговаривают на одном и том же языке. Суть здесь не в том, что старшее поколение может эмоционально заинтересовать . Скорее причина в том, что они принимают внуков со всеми их индивидуальными особенностями, такими, какими они есть на самом деле.

Никто не скажет, что родители не переживают за своего малыша. Конечно, они переживают за него, стремятся понять, но не так как старшее поколение. Но где тогда кроется причина в таком различном восприятии одних и тех же вещей? Почти всегда родители наперед знают, как они будут воспитывать малыша, и какие свойства характера хотят у него видеть. Они следуют своим моделям воспитания . Возможно, родители стремятся реализовать в своем ребенке те мечты, которые им не получилось осуществить в своей жизни. К примеру, мама всегда мечтала стать актрисой, но, ввиду жизненных ситуаций, у нее этого не получилось, и теперь она отдает малышку в школу актерского мастерства. Или папа старается прищепить сыну любовь к футболу вместо компьютерных игр, так как сам в детстве мечтал стать нападающим. В таком отношении родителей и детей доминирует чувство собственности. Некоторые родители на критику по поводу воспитания ребенка прямо отвечают: «ребенок мой, и я лучше знаю, что ему нужно». Например, семья, у которой все хорошо в финансовом плане, мечтает отправить своего ребенка во время летних каникул на один из престижных курортов. Но им совершенно неинтересно, что их малышу намного ближе к сердцу поездка в деревню к бабушке .

В свою очередь у старших людей таких чувств собственности нет. Они стараются поставить себя на место малыша, принимать те условия игры, которые он им ставит. Они не стараются научить ребенка основам поведения или заниматься педагогической практикой с детьми. Бабушки и дедушки просто живут проблемами внуков. Все сказанное можно заключить в одну короткую фразу: старшее поколение живет для малышей, а не наоборот. Если возникают дискуссии между поколениями в вопросах воспитания , то бабушки и дедушки , в большинстве случаев, идут младшему поколению на уступки.

Но будет несправедливо, если мы всех будем мерить под одну линейку. Ведь бабушки тоже могут быть разными. Давайте сейчас и дальше говорить именно о бабушках , так как в основном они, вместе с родителями, занимаются воспитанием внуков . Некоторые бабушки еще слишком молоды, чтобы принимать такую роль, и не хотят оставлять высокооплачиваемую работу или жертвовать личной жизнью ради внуков . Другие бабушки , наоборот, рады бы посидеть с внучатами, но возраст не дает им такой возможность. Еще одна категория старается удержаться на работе для того, чтобы обеспечить малышей материально.

Но, несмотря ни на что, в странах постсоветского пространства молодые родители в случае проблем с воспитанием детей сразу обращаются к бабушкам . В современной Европе такое непринято, там существуют специальные службы, к которым можно обратиться, если у вас нет возможности самим воспитывать малыша. Но наши сограждане тоже стараются не отставать от Европы. В связи с этим появилась новая схема обращения к бабушкам по вопросам воспитания малышей. Зачем нанимать совсем постороннего человека, платить ему, если можно те же деньги отдавать родной бабушке . Тем более вы будете уверены на все сто, что она никогда не обидит малыша. Ничего плохого или зазорного в таком обращении нет.

Сядем за стол переговоров

Очень часто два поколения взрослых людей не могут прийти к консенсусу по поводу воспитания детей. Это и есть одна из наиболее распространенных ошибок такого воспитания . Пока малыш лежит поперек кровати, все нормально, и роли в семье распределены. Бабушка , обычно, гуляет с коляской по улице, а мама занимается домашним хозяйством. Можно и поменяться ролями. Но когда ребенок становится немного старше, и начинает самостоятельно общаться со сверстниками, возникают разногласия. Бабушка хочет одеть ребенка в пальто, а мама сует куртку, бабушка кормит его борщом , а мама приготовила рассольник и т.д. Если у вас возникла похожая ситуация, лучше все обсудить в спокойной обстановке, и поставить в вопросе точку. Во время обсуждения не стесняйтесь высказывать свои претензии оппоненту, тогда у вас не останется затаенных обид, и все вопросы будут решены. Более правильной будет позиция тех бабушек, которые помогают всем, чем могут, но стараются не вмешиваться в сам процесс педагогического воспитания детей. Давайте рассмотрим несколько простых советом для старшего поколения, которых они, хочется верить, будут придерживаться.

Не старайтесь во всем потакать своим внукам, немного строгости в отношениях отнюдь не будут лишними.

Если ребенок сделал что-то плохое, его действия не должны остаться безнаказанными. Наказание подразумевает под собой не только физическое влияние, но и профилактическую беседу. Может быть, что вы в качестве наказания не сделаете того, что очень любит или к чему привык ребенок. Например, перед сном не прочитаете ему сказку или не купите его любимых леденцов. Пока малыш не вырос, на него существует множество способов влияния.

Поговорите с родителями ребенка, поинтересуйтесь, как они видят процесс воспитания своего ребенка. Тогда вы сможете избежать лишних недоразумений с ними.

Родителям, со своей стороны, следует быть немного снисходительнее к своим отпрыскам. Если малыш сам убрал свои игрушки или помог вам, похвалите его. Если вы ему что-то запрещаете, то запрещенные вещь или действие действительно должны быть опасными для ребенка или для окружающих.

Почти идеальным будет тот вариант событий, когда карапуз живет вместе с родителями, а бабушка приходит к вам в гости поиграть с ним.

Слово ученым

Человек еще не разработал такой педагогической системы обучения, которая не имела бы противников. Так и с бабушками . Одни считают, что бабушкино воспитания имеет позитивное влияние на детей, а другие, наоборот, являются его противниками. У противников есть свои весьма значимые аргументы. После бабушек ребенок намного хуже адаптируется в коллективе сверстников, он пассивный, не любит активные игры, становится слишком разбалованным и неуправляемым. Сторонники такого воспитания в свое оправдание говорят, что ребенок растет здоровым психически, хотя и имеет слегка завышенную самооценку, что намного лучше неуверенности в своих силах. Достаточно часто ребенок, чьим воспитанием занималась бабушка , стоит намного выше в умственном развитии от своих сверстников . Но, правды ради, хочется заметить, что слова как противников, так и сторонников бабушкиного воспитания не подтверждены научным путем. Все они основаны на наблюдениях поколений людей. А что по этому поводу думают психологи и педагоги?

В одном из Институтов психологии были проведены подобные исследования творческих и интеллектуальных особенностей детей младшего школьно возраста. Во время исследования ученые изучили особенности воспитания каждого ребенка и их семейное положение. Выводы были впечатляющими. Они заметили, что те из малышей, чьим воспитанием занимались, преимущественно, бабушки , намного проще решали нестандартные задания. Но и это еще не все. Специалисты обнаружили, что и бабушки , и родители воспитывали малыша за одинаковыми принципами, хотя сами этого не замечали. Разница была только в том, какой именно метод воспитания каждый из них считает более главным, и как он его применяет на практике.

Помощь бабушки в воспитании ваших детей - это, конечно, замечательно, но злоупотреблять ею не следует.

Требования взрослых к ребенку кардинально меняются по мере того, как он взрослеет. Это вполне естественный процесс. Что родители могут требовать от грудного малыша? А вот ребенок 4 - 5 лет уже имеет свои обязанности, за исполнение которых у него спросят. Специалисты во время проведения исследования задавали всем родителям детей и их бабушкам одинаковые вопросы, например, считают ли они необходимым, чтобы ребенок каждый день убирался в своей комнате, или придерживается ли малыш постоянного распорядка дня. После таких опросов был сделан вывод, что родители имеют более высокие требования к своим детям, нежели бабушки к внукам.

Давайте теперь немного поговорим о запретах, которые мы навязываем детям. Например, мама не разрешает своему ребенку перекусывать перед обедом, а бабушка , в то же время, постоянно подкармливает малыша то конфеткой, то печеньем. Из этого примера можно увидеть, что бабушки не склонны накладывать внукам табу на те, или иные вещи, если это, по их мнению, не принесет вреда ребенку.

Больше всего споров в науке о педагогике ведется про наказание детей за их проступки. Проведенные в этой отрасли исследовании показали, что практически все родители считают наказание детей в процессе их воспитания необходимыми. А каково мнение по этому поводу бабушек? Они, наоборот, считают, что при любых обстоятельствах с малышом можно договориться без применения кардинальных методов влияния. Главное, что при этом понадобится - это терпение.

В своем большинстве родители достаточно редко хвалят ребенка за его достижения. Возможно кто-то из родителей придерживается мнения, что в свои 5 или 7 лет малыш еще ничего не достиг. Они постоянно ставят в пример своему ребенку других детей, которые достигли больших успехов в том или ином вопросе. Такими словами родители, скорее всего, добьются того, что у их ребенка разовьется комплекс неполноценности, и его самооценка будет на чрезвычайно низком уровне. Бабушки , наоборот, считают, что их внуки самые лучшие на свете, и что никто иной кроме них не сможет делать все так же хорошо. Их внуки - самые лучшие. Для ребенка это имеет чрезвычайно большое значение.

Мы часто можем слышать, что ребенок станет разбалованным, если постоянно удовлетворять все его прихоти. Такие слова имеют смысл, если говорить о покупке, например, еще одной желанной игрушки. Но достаточно часто малышу не хватает общения и ласки родного человека. Он чувствует себя ненужным и брошенным на произвол судьбы. Этим вопросом заинтересовались специалисты во время проведения своих исследований. Они задавали взрослым вопросы, которые могли показать им, как часто родители играют с ребенком, или насколько часто они с ним разговаривают. Результаты опросов их разочаровали. Оказалось, что родители не принимают всерьез требования и желания своего малыша. Старшее поколение, согласно исследованиям, всегда прислушиваются к потребностям внуков, даже если эти потребности кажутся им, мягко сказано, немного странными.

Еще одним вопросом, по которому проводилось исследование, была возможность выбора у ребенка. Ответ на этот вопрос дает возможность судить о демократичности отношений в семье. Выбор у малыша может быть относительно всего. Начиная от того, хочет ли он посещать какую-то секцию, и какую именно, и, заканчивая тем, какой стиль одежды ему больше нравится. Результат этого исследования был весьма предсказуем. Родители придерживаются мнения, что им виднее, когда их отпрыск должен делать домашнее задание или с кем он должен дружить. У таких родителей ребенок не имеет права выбора, даже если вопрос касается обычных ежедневных дел. А что тогда говорить о критических ситуациях?

В завершение поговорим немного про то, как дети выражаются эмоционально . Исследователями было замечено, что мамы достаточно часто дергают детей по мелочам: «не смейся так громко», «говори тише» и др. Почти всегда такие реплики безосновательны. Но и они имеют свои последствия. Ребенок стает закомплексованным, замыкается в себе, не идет на контакт со сверстниками. Такие дети не способны проявить в полном объеме свои возможности в школе. Бабушки , в отличие от матерей, разрешают детям быть самими собой. Тогда почему бы нам не выбрать все положительные моменты из методов воспитания родителей и бабушек, и сделать своих малышей более счастливыми и социально адаптированными. Может, тогда наши дети смогут сказать, что у них было по-настоящему счастливое детство.

А где же дедушки?

Во время проведения исследований психологи задействовали более чем 200 семей. Эти исследования показали, что активное участие в воспитании внуков принимали только трое дедушек. Все другие придерживаются мнения, что воспитание детей - отнюдь не мужское занятие. А ведь они совершенно неправы. Роль дедушки, как и роль отца, в процессе воспитания детей просто огромна. Кто, кроме папы и дедушки, даст маленьким девочкам навыки в общения с мальчиками. И если не они, как тогда мальчик сможет представить себя в роли взрослого мужчины. Дети моделируют поведение взрослых в своих действиях. Они смотрят, как взрослые общаются между собой, на их взаимоотношения, и так же ведут себя при общении со сверстниками. Если по объективным причинам семья осталась без папы, его роль исполняет именно дедушка. Но это в идеале, а практика показывает, что вожжи правления в семьях нашей страны находятся в руках наших любимых и хрупких женщин. Они и играют главную роль в воспитании детей . Мама и бабушка придерживаются мнения, что мужчины ничего не смыслят в процессе воспитания детей , для них нет ничего роднее, чем железяки, с которыми они постоянно возятся. А результат ситуации весьма прост: женщины сами отбирают у мужчин право воспитания детей, а вместе с ним и само желание к этому делу.

Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков. Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей.

Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин - роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу: Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.

Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи - бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в ром, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее ("ребенок ваш", "нам тоже никто не помогал") либо, напротив, "с восторгом и усердием" захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых родителей.

А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: "бабушка-жертва" и "бабушка-соперница".

"Бабушка-жертва" воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

"Бабушка-соперница", на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

"Обычные бабушки" принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу "обычной". Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это "просто так" или "за хорошее поведение", "за то, что она маленькая". В качестве наказаний "в случаях плохого поведения", непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

"Активные", "увлеченные бабушки" имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за "вранье, лень, грубость" ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

"Далекие", "отстраненные бабушки" затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения "с другой стороны", т. е. бабушки "отстраненного" типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье - воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания - единственный вид совместной деятельности.

Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

Первый - "молодая бабушка" - начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило, она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; становится "обычной" бабушкой, реже "активной" или "далекой". В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, т. е. "кормлением", "прогулками" и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Молодая бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

Именно в группе молодых бабушек наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей "ближе", чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются.

В дальнейшем, по мере роста внука молодые бабушки не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания "бабушкинской" деятельности.

Второй - "старая бабушка" - наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе "молодых" до тех пор, пока младшему не исполнится 10 -11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.

Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуком, и часть "обычных" бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию "активных". Некоторые же на этом этапе отдаляются, как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапа занимал позицию "отдаленной" или "увлеченной" бабушки, редко ее изменяют при сохранении условий проживания.

Если "молодую" бабушку больше волнует здоровье внука, то у "старой" появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки - от дочери или сына. Она больше, чем молодая бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.

Третий - "пожилая женщина", "старая женщина" - начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит "переворот" ролей - меняется баланс независимости и автономии членов семьи.

Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

Представления пожилых о своем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп. Поэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однако решение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка, опосредовано личностными факторами, личными нормами бабушек.

Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.

Жили-были мама и папа и были у них сыночек и доченька. Пока папа и мама работали не покладая рук, за детьми присматривала бабушка. Она рассказывала внукам сказки, пекла им пирожки и водила их на музыку. И жили все весело, хорошо и дружно. Знакомая сказка, правда? Настоящая идиллия. Так ли все складно в реальной жизни?

Трудно представить себе жизнь детей без участия в ней бабушек и дедушек. Наверное, во многом это связано с нашими традициями, потому как на Западе бабушки не так уж сильно влияют на воспитание детей. Напротив, современная заграничная бабушка – человек независимый и «отдельный». Выйдя на пенсию, она вместе с дедушкой, конечно, наконец получает шанс реализовать свои мечты и по-настоящему пожить для себя.

Конечно, и у нас случается, что бабушку почти невозможно уговорить посидеть с ребенком, и роль ее в разных семьях неодинаковая, однако чаще всего встречаются бабушки, абсолютно для нашей культуры традиционные...

«Дети до венца, внуки до конца»

Редкая мама долетает до кружков по танцам или спортивной секции. Что уж говорить о папах. В коридорах Дворцов культуры и других детских развлекательно-обучающих заведений ждут детей с занятий в основном бабушки. Так что самой распространенной в нашей повседневной реальности является бабушка самоотверженная и жертвенная. Как только у детей появляются семьи – бабушки уже ждут внуков и, как только эти ожидания оправдываются, они начинают бурную деятельность. И как бы молодые родители без этой деятельности обошлись! Ведь у них ни опыта, ни времени.

Как правило, с появлением ребенка мама оставляет работу, но ненадолго. И как только трудовые будни возобновляются, она, конечно же, предпочитает оставлять малыша с бабушкой, а не отдавать его в ясли или вручать заботам няни. Кто же, если не бабушка, даст ребенку столько заботы, ласки и нежности, кто будет внимательнее ухаживать за ним, предупреждая всевозможные его желания и капризы, кто не пожалеет времени и сил на то, чтобы приготовить его любимые блюда и прочитать любимые книжки? Но, как ни странно, именно с этого момента и начинаются конфликты и недоразумения.

Очень скоро маме начинает казаться, что бабушка «тянет одеяло на себя». Минимум запретов – и ребенок переходит на сторону бабушки! Маме же остается роль жандарма, который в короткие часы после работы пытается восстановить порядок и дисциплину. Правда, все это завтра же утром после ее ухода будет разрушено вновь. Что уж говорить о том, что бабушки гораздо менее строги, чем родители! Порой их воспитание молодые мамы и папы расценивают как антивоспитание! Как одно сплошное баловство, потворство капризам, торможение развития и становления его личности. Разногласия часто перерастают в противостояние, которое лучше всего характеризуется поговоркой «коса нашла на камень».

Благими намерениями...

Ситуации, когда с обеих сторон борьба ведется исключительно из добрых побуждений, – пожалуй, самые сложные. Мотивация и у родителей и у бабушек одна и та же – желание блага для ребенка. Мамы и папы хотят вырастить его умным, воспитанным и целеустремленным, одним словом – успешным. Их воспитательные идеи устремлены вперед, в будущее. К тому же для них ребенок – это еще и арена для удовлетворения амбиций. Очень важно и приятно осознавать, что их драгоценное чадо лучше всех читает, больше всех ест и выше всех прыгает. Бабушки же относятся к внукам гораздо лояльней. Их в большей степени волнуют проблемы сегодняшние. Заботы, настроение и здоровье ребенка сейчас, а не когда-нибудь, когда он вырастет, закончит университет и сделает блестящую карьеру. Для человека с жизненным опытом простые радости, которых не так много в жизни, и беспечность детства, которое никогда не повторится, неизмеримо ценнее любых долгосрочных – пусть и самых благих – целей.

Сталкиваясь в повседневной жизни, эти две модели поведения оказываются почти несовместимыми. Пока ребенок маленький – лет до трех – диалог бабушек с родителями еще складывается. Когда же карапуз становится старше, родители стараются приучить его к самостоятельности. Для бабушки же внук или внучка по-прежнему остаются крохами, которых надо кормить с ложечки, мыть им ручки и усаживать на горшок.

С теми или иными вариациями эта ситуация довольно характерна для тех семей, где бабушка принимает большое участие в воспитании детей. В итоге дети дезориентированы – пока родители на работе, они могут быть настоящими капризными «ляльками», а как только папа и мама переступают порог квартиры, им надо срочно преобразиться в вундеркиндов и акселератов?! Если же бабушка живет отдельно и дети провели у нее выходные, то в воскресенье вечером вместо своих не по возрасту взрослых и самостоятельных крошек вы найдете сорванцов и лентяев, в неограниченных количествах пожирающих сласти, разбрасывающих повсюду фантики, яблочные огрызки, которые собирает и выбрасывает умиленная бабушка... Как быть?

Обратная сторона попустительства

Пока дети малы, они, конечно же, привязаны к балующей их бабушке настолько, что родителям приходится их даже к ней ревновать. Однако, становясь старше, ребенок и сам ощущает необходимость в самостоятельности, у него появляются собственные амбиции, он хочет казаться взрослым. И вот тут-то бабушки, которые приучили внуков ко вседозволенности и всепрощению, рискуют потерять у них авторитет. Или же, что на самом деле гораздо хуже, ребенок может и впрямь «сесть на шею и свесить ножки», не проявляя к ней даже должного уважения. Это прежде всего удар для самих бабушек. Они вложили во внуков столько сил, времени и эмоций, что считают себя вправе ждать от них уважения, благодарности и сочувствия! Но, к сожалению, такую запущенную ситуацию выровнять не так просто. И казалось бы, удивительно, но несмотря на очевидную просчитываемость не самого приятного для бабушек развития событий, они из поколения в поколение продолжают безмерно баловать внуков.

Из чего только сделаны бабушки?

Почему же бабушки так балуют своих внуков? В чем причина их бесконечной преданности и самоотверженности? Как вариант, можно предположить, что они подсознательно сопротивляются взрослению внука. Пожилому человеку, особенно, если он вышел на пенсию и утратил привычный, сложившийся годами уклад жизни, важно не потерять чувство уверенности в себе, необходимости и значимости. Хотя бы для семьи. А как еще проявить себя, если не помогая растить внуков? К сожалению, проблемы со здоровьем у бабушек не редкость, но и это только усиливает их стремление взять на себя как можно больше нагрузки по воспитанию и уходу за малышом. Так они стараются доказать себе и окружающим, что они еще на многое способны. И потом, внуки для бабушек – это действительно отрада жизни, светлый лучик, праздник среди будней, которому не жаль отдать все на свете, чтобы только увидеть солнечную улыбку и услышать звонкий смех.


Мы же не так часто задумываемся о том, как и что чувствуют наши бабушки. Почему их забота иной раз переливается через край?.. Может быть, если бы мы не тратили столько усилий на борьбу со следствием – бабушкиной чрезмерной лояльностью, а попытались бы незаметно воздействовать на причину – бабушкино стремление быть необходимой и приносить пользу, было бы больше толка?

Бабушка, которой нет необходимости доказывать свою необходимость и влияние, которой незачем соревноваться с родителями в том, кто лучше ребенка оденет и накормит, не станет слишком его баловать. Все уравновесится и подросшие дети не станут садиться ей на шею.

Творчество любимчиков

А впрочем, как бы мы ни сопротивлялись бабушкиным принципам воспитания, именно они, как gоказалось, дают возможность развиться творческим способностям наших детей гораздо лучше, чем любые разумные и правильные родительские теории. Та вседозволенность, которая нам кажется вредной и расслабляющей, создает благоприятную среду для совершенно нестандартных идей и начинаний. Человек, привыкший к свободе действий, будет свободен и в мыслях, и в творчестве. Сотрудник Института психологии РАН Татьяна Тихомирова провела серию экспериментов в обычной начальной школе, которые полностью подтвердили, что у бабушкиных любимчиков творческое мышление развито гораздо лучше, чем у их сверстников, которые по тем или иным причинам лишены бабушкиной ласки. Даже пресловутый IQ у них оказался значительно выше. Дети, которых балуют наши мамы и папы, напрочь лишены стереотипов мышления. Например, дорисовывая по просьбе исследователя картинку, в которой заложен уже очевидный вариант завершения, они придумывают самые фантастические сюжеты. А дети, которых воспитывают только мама с папой, закончили рисунок совершенно стандартно. «Родители выражают через детей свои нереализованные мечты и желания. А бабушки внимательно прислушиваются к желаниям и мечтам самого ребенка», – говорит Татьяна Тихомирова. Дело тут, наверное, не столько в том, есть у ребенка тесный контакт с бабушкой или нет, сколько в том, что творчески развитым растет тот малыш, у которого близкие люди поддерживают склонность к смелым нестандартным решениям. В общем, это нам, родители, на заметку!

Назад, в детство

– Баба, я так соскучилась по тебе, – говорит моя пятилетняя дочь бабушке по телефону. Они увидятся через пару дней, в выходные. И пока я буду тратить свой уик-энд на скопившиеся за неделю взрослые домашние дела, дочь в полной мере сможет насладиться своим детством – у бабушки. Наконец-то они поиграют в свои заветные секретные игры, расскажут друг другу истории и сны, погуляют в парке, где можно будет делать что угодно. Наконец-то можно будет валяться утром в постели сколько захочется, разбрасывать игрушки и крошить на мелкие кусочки цветную бумагу по всей квартире. Можно будет рисовать красками, сидя за кухонным столом, глядя, как тут же рядом бабушка белыми от муки руками лепит пирожки, смотреть мультики хоть полдня и даже не доесть за обедом суп! А вечером, сладко засыпая, слушать сказки. Сказки, которые можно услышать только в детстве. Бабушкины сказки. Сказки со счастливым концом.

«Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду». К.Д. Ушинский Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? Дело в том, что старшее поколение - носители и хранители семейных ценностей и традиций. Поэтому, отношение бабушки и дедушки к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца. Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. В русском быту бабушка и дедушка испокон веков занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», - говорит русская пословица. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им "не давать много воли", наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей. Но и в наше время членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. При этом положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим и друг к другу, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями. И создать такую атмосферу в семье, порой, под силу представителям старшего поколения. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах во многом зависит авторитет бабушек и дедушек. Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых членов семьи. Например, дед, работающий на производстве, активно участвовал в благоустройстве детской игровой площадки во дворе дома. Он привлёк к этой работе взрослого сына, соседей и даже старших дошкольников. Никто в семье не упрекнул его за то, что он в ущерб семье и своему отдыху выполнил полезное общественное дело. В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в воспитании детей. Мальчику дедушка особенно нужен, когда в семье нет отца. Именно дед передаёт своему внуку навыки мужественности в самом широком смысле этого понятия. Укрепляет отношения родных нескольких поколений и проведение праздников: Нового года, дней рождения. Организацию таких мероприятий, как правило, берут на себя бабушки. Во многих семьях существует традиция хорового пения, игры на музыкальных инструментах, проведения игр, состязаний на смекалку, ловкость. В этих развлечениях с удовольствием принимают участие все члены семьи от мала до велика. Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своём детстве, работе. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии. Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии: трудовые и боевые ордена, медали, почётные грамоты, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение важно для ребёнка. Не нужно забывать, что традиции - лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку - уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни. Это углубляет его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию. Но, к сожалению, нередко между разными поколениями в семье возникает конфликт. При этом, ученые подметили, что он, как правило, не затрагивает бабушек и внуков, а локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей, как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими. Как избежать семейных дрязг, от которых страдают дети? Замечательный педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя». Одно из них гласит: «Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми - это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию - патриотизм, истинная любовь к женщине и старость». Так какие же советы, руководствуясь вышеизложенным можно дать Молодым родителям: Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи. Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания — это родители. Проявляя уважение к старшему поколению, вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости. Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности. Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут. Бабушке и дедушке: Помните, что вы — основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства». Не забывайте о том, что старость — это мудрость. Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства. Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее поколение самостоятельности.

Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо от того, живут все вместе, одной семьей или порознь. Здесь доминируют совсем другие аспекты. Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!». А опыт выращивания своих собственных детей дает им основание думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке. Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение.

Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими.

Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания ребенка, необходимо развернуть именно в его сторону. Давайте попробуем понять ребенка. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли она сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?». И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное — это понимание ребенка, принятие его тайн и детской озабоченности.

Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и отвести, наконец, в зоопарк. Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот.

К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей — все бабушки и дедушки — родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимо-отношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно, к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного семейного клана, то другого.

Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Хотя по сути им, сорокалетним, наверное, хотелось бы почувствовать свободу. Во многом такое отношение определяет совместное проживание в силу отсутствия средств на отдель-ную квартиру у молодой семьи. Но даже, если бабушка живет отдельно, она частенько старается контролировать действия молодой семьи. Под этот контроль, конечно, попадает и такой важный аспект жизни молодой семьи, как воспитание ребенка. А с другой стороны, молодые родители, зачастую и рады «подкинуть» свое чадо в знакомые теплые объятья. Почему нет? Ведь это родные бабушка и дедушка. Они любят нас и наших детей, и соответственно практически обязаны заботиться о своих внуках и внучках. Такие сложные взаимоотношения в семьях, где живут несколько поколений, нередки.

Конечно, лучший вариант жить отдельно от родителей и встречаться с ними в дни праздников общих и специальных, семейных. При этом абсолютно не важно, вместе или раздельно живут эти три поколения. Отдельное проживание бабушек и дедушек отнюдь не уменьшает к ним любовь внуков при правильном воспитании со стороны родителей. Самое главное — правильно построить взаимодействия между поколениями.

Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани. Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребен-ку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет их сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи — воскресные чаепития в доме мамы, свекрови, тещи, комплексная заготовка продуктов для семей, празднование дней рождений всех членов семьи с подготовкой представ-лений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции — лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкно-венных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя».

Приведем одно из правил в качестве примера:

Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.

Создание семейных традиций — это работа. Не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в будни жизни вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений — это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи и ласке своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если родители ребенка почитают своих родителей и формируют у него уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежного «вложения» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!

В родительский блокнот

❀ Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи.

❀ Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания — это родители.

❀ Проявляя уважение к старшему поколению,

вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости.

❀ Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности.

❀ Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Помните, что вы — основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства».

❀ Не забывайте о том, что старость — это мудрость.

❀ Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства.

❀ Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее поколение самостоятельности.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png