В родительском онлайн-чате переполох. Дети в классе сына Ирины начали играть в «купи-продай»: покупают, продают и перепродают все, что находится в карманах, от браслетов «из резиночек» до конфет и печенья. Торговля бойкая, большие скидки как на «черную пятницу» - ведь успеть совершить сделку нужно за перемену. Родители тут же окрестили развлечение детей «базаром» и решили, что базару в школьных стенах не место, равно как и не время, - также условились они.

Ирина оказалась в эмоциональном разговоре родителей в своеобразной оппозиции: она робко сообщила, что в целом не считает дурным, что дети пробуют себя в предпринимательстве. Главное, чтобы без криминала.

«В жизни взрослого деньги играют очень важную роль. Странно было бы ожидать, что ребенок этого не замечает. И когда ему будет позволено пройти эти простые шаги - наиграться с деньгами? В 16 или 18? Я рассчитываю, что к этому возрасту сын уже будет иметь представление о том, как и сколько он хочет зарабатывать денег» - рассуждает она.

Ирина – любительница почитать биографии известных людей-созидателей. Например, про основателя «ИКЕА», заработавшего свой детский капитал на перепродаже спичек, авантюриста Уорена Баффета или основателя Zappos.com Тони Шей. Последний начал предпринимательский путь в 9 лет, столько сейчас сыну Ирины. Родители рассчитывали, что Тони будет отличником и умником, и всегда поддерживали его предпринимательские порывы вне школы. В день рождения его первого бизнеса (разведение дождевых червей на продажу) родители Тони Шей инвестировали в дело 33 доллара. Правда, черви в промышленных масштабах у него размножаться не стали. Но уже второй бизнес – изготовление значков, стал приносить школьнику по 200 долларов ежемесячно на протяжении средней и старшей школы. Более того, удачливый бизнесмен смог продать его, отправившись на учебу в университет. Но между этими двумя опытами у школьника было еще несколько проб и ошибок, которые милосердные родители стерпели.

Сработает ли такой подход в воспитании ее сына, Ирина не знает, поэтому активно доказывать свою позицию в родительском чате не спешит. А спор, между тем, там развернулся нешуточный. В основном он касался вопроса карманных расходов и контроля трат.

Звучали аргументы «против»:
  • слишком много внимания денежным вопросам –ребенок вырастет «с долларами в глазах»;
  • если регулярно снабжать деньгами, ребенок станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания;
  • ребенок сам не зарабатывает деньги и цену им не знает;
  • носить с собой деньги опасно, сами все купим!
  • Аргументов «за» было меньше. Они звучали так:
  • пусть лучше тратит деньги под нашим присмотром, потренируется сейчас - не станет бездумно рисковать, став взрослым;
  • отсутствие собственных денег провоцирует зависть к другим детям. А зависть, как известно, ведет к плохим последствиям, вплоть до краж;
  • ребенок имеет право на деньги, раз на них имеют право его родители.
  • Разброс мнений в родительском чате отражает картину родительского отношения к вопросу «дети и деньги» в обществе в целом. Рыночным отношениям в России от силы 25 лет, и вряд ли кто-то из нас получил университетское образование по вопросу, как зарабатывать деньги, как с ними правильно обращаться, как копить и инвестировать. Повезло, если родители не считали, что деньги – грязное дело и все богатые – воры. В мировой практике скопилось множество исследований и экспериментов, которые показывают, из каких детей и с каким воспитанием вырастают успешные люди. С одной стороны, отношение к деньгам и успех в финансах – это лишь показатель общей развитости личности. Но через правильное обращение с деньгами во-многом эта зрелая личность и формируется.

    Дайте потратить на ерунду

    Несмотря на то, что среди психологов и родителей многие вопросы финансовой грамотности детей еще не решены, по самому принципиальному вопросу согласие есть: у детей должны быть свои деньги с уже довольно раннего возраста – примерно с шести лет.Открыты вопросы о размере, периодичности, с которой нужно выдавать карманные деньги. Маленький ребенок вполне справится с планированием расходов на неделю,ребенок постарше – на месяц. Родители могут оговорить список покупок, на которые тратить карманные деньги нельзя (опасные, вредные). Но этот список должен быть минимальным, считает один из самых востребованных сегодня психологов Михаил Лабковский. Наличие карманных денег позволяет ребенку понять цену денег и вещей, которые он хочет купить. Он может потратить все и сразу на мелочи и ерунду, а может подкопить несколько недель и купить большую дорогую игрушку (предмет одежды, гаджет). Право родителей – подсказать этот путь, но не диктовать его.

    Наиболее распространенное среди специалистов мнение, что оценки ребенка, его поведение и прочие аналогичные факторы не должны влиять на размер карманных денег. Это неприкосновенный запас ребенка, дающий ему спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. У родителей есть другие воспитательные рычаги для реакции на серьезные проступки. Кроме того, нельзя требовать отчета о потраченных деньгах, как начальник не вправе требовать отчета о том, куда подчиненный потратил свою зарплату. Кстати, размер карманных денег каждая семья определяет самостоятельно. Проделайте эксперимент – спросите ребенка, сколько ему нужно денег на неделю. Это станет еще одним уроком финансового планирования.

    Партнерство на паритетных началах

    Освоившись с карманными расходами, дети легко разбираются и с азами инвестирования. Чешский психолог Зденек Матейчек предлагает родителям с детьми создать своеобразную копилку, в которую деньги вносят и взрослые, и дети «на паритетных началах». Ребенок имеет право тратить деньги на свои нужды как полноправный участник накоплений, предварительно уведомив родителей. Есть и следующая ступень – долгосрочное инвестирование, которому семья учится, создавая «фонд» на полгода или даже год. Средства этого фонда целевые, их семья собирает на крупную вещь, которую по истечении срока накопления взрослые и дети идут покупать вместе.

    Можно пойти еще дальше и создать своеобразный фонд для более взрослого ребенка (подростка) в форме счета в банке. Его можно совместно пополнять для какой-то большой и светлой цели - оплаты обучения, путешествия или даже покупки жилья во время обучения в университете.

    По ниже перечисленным вопросам у разных психологов имеются различные точки зрения:
    платить ли за оценки?
    платить ли выполнение домашних дел?
    платить ли за чтение книг? И т.п.

    Некоторые психологи, как упомянутый выше Лабковский, высказывают на это категоричное «нет». Обоснование довольно простое – желание подзаработать на хороших оценках и выполнении домашних обязанностей подменяет естественную мотивацию - познавательный интерес, осознание, что есть общие интересы и нужды семьи. Другое мнение не столь категорично, но психологи, придерживающиеся его, оговариваются – денежное поощрение возможно, но только в семьях со здоровыми отношениями. В таких семьях денежная мотивация будет воспринята как азартная игра и не более. Если же в семье нет близких отношений, если отношения подменяются деньгами, «игра» окажется лишь откупом родителей от детей и детей от родителей.

    Но что удивительно, платить за хорошую учебу – бесполезное дело. Это показали масштабные эксперименты в Чикаго, Далласе и Нью-Йорке, где учителя платили ученикам за прочитанные книги, сданные тесты и прочее. В эксперименте приняло участие 27 тысяч учеников из 203 школы. За два года им было выплачено вознаграждение в размере 9,4 миллиона долларов. В результате же оказалось, что результаты таких учеников не лучше, чем у ребят из контрольной группы, которые деньги за учебу не получали.

    Разговор по душам, без истерик

    Не дожидаясь шести лет, - момента, когда ребенок получит в руки свои собственные деньги, с ним нужно говорить о деньгах. Говорить о том, что деньги не появляются из воздуха, банкомат – это не волшебный ящик, деньги – это результат труда, купить можно не все. Все это можно объяснять даже самому маленькому ребенку. Однако, как правило, родители предпочитают обходить тему денег стороной или, наоборот, заострять ее до эмоционального: «Ты хоть знаешь, сколько это все стоит?!»

    В вопросе денег гораздо больше неудобных для разговоров тем, чем кажется: почему есть бедные, позволительна ли роскошь, нужно ли стремиться удовлетворить все свои потребности, почему у кого-то больше денег, чем у нас. Позитивные и взвешенные рассуждения по этим вопросам дают ребенку уверенность, что деньги – это не хорошо или плохо, что это необходимость. Из таких разговоров ребенок узнает, что деньги могут кончиться, - это не конец света, ведь у человека всегда есть возможность справиться с этой ситуацией. А заигрывание с темой денег или истерические всплески заставляют ребенка испытывать страх за свое будущее и связывать будущее с наличием или отсутствием денег в принципе.

    Экономисты тоже «за» воспитание успешного ребенка

    К вопросу финансовой грамотности детей неравнодушны экономисты и финансисты. Они согласны с психологами, что начинать обучение элементарным экономическим понятиям нужно с самого раннего детства. Сегодня выглядит неловко, когда взрослый человек не отличает прибыль от выручки. А для наших детей незнание таких терминов станет и вовсе признаком необразованности - они все-таки выросли в совершенно другом экономическом пространстве. Биржевые маклеры Кеннет Дэвис и Том Тэйлор – авторы книги «Дети и деньги», говорят, что начинать следует с нескольких особо важных терминов:

    «Расход» - для понимания того, что денег иногда может не хватить и придется выбирать между альтернативами
    «Бюджет» - для умения планировать и видеть перспективу
    «Сбережения» - для понимания, как важно скопить деньги для получения выгоды в будущем
    «Доход» - н для понимания, что нужно уметь разумно рисковать и учитывать конкуренцию.

    Причем, эти понятия можно изучать на практике. Простые варианты – это игры: от «Монополии» до FreshBiz. Более сложные варианты – это тренировка в реальности, например, практика настоящего предпринимательства. Поверьте, любой подросток, хорошенько подумав, назовет с десяток вариантов, как может заработать ребенок его возраста.

    Подростку, получившему паспорт, можно открыть счет в банке и завести для него дебетовую карту для зачисления его карманных денег. Пользоваться собственной картой, планируя расходы и доходы (если на остаток будут начисляться проценты), – это огромная гордость для ребенка! Кроме того, такая практика открывает ребенку совершенно новый большой финансовый мир, в котором люди по-настоящему зарабатывают, сберегают и инвестируют деньги. Подросток начинает понимать, как устроен этот мир, из каких рисков, а, главное, возможностей он состоит.

    Этой статьей мы открываем серию уроков по финансовой грамотности для детей, которые, надеемся, будут полезны и для взрослых.

    Урок 1. Личный финансовый баланс ребенка

    Если вы начали давать детям карманные деньги, снабдите их и небольшой инструкцией по их трате. Маленьким детям проще пользоваться специальной табличкой на неделю, а более взрослым – на месяц.

    Привет! Эти уроки созданы специально для таких как ты, молодых, но уже взрослых детей, которые понимают, что такое деньги, у которых полно идей, как их заработать и, конечно, потратить! Учись, и ты будешь делать это как лучшие взрослые финансисты и даже лучше!

    Возможно, ты видишь, как твои родители заходят в специальное приложение на телефоне, где смотрят, сколько они потратили в этом месяце и на что. Они говорят, что это нужно, чтобы держать деньги «под контролем». Теперь у тебя тоже есть деньги, и ты тоже можешь их «контролировать»!

    Расчерти в блокноте или попроси родителей распечатать табличку (как та, что ниже), заполняй ее каждый раз, когда тебе дают карманные деньги, когда дарят их на день рождения, когда ты зарабатываешь их (а вдруг!). И, самое важное, записывай туда все свои покупки! Те деньги, которые дают тебе, называются «доход». Те, которые ты тратишь сам, – «расход».

    Для чего тебе такая табличка? Чтобы знать, какие у тебя есть потребности. Накопив несколько таких табличек за 2, 3 или 4 месяца, ты сможешь разобраться, какой у тебя бюджет и какие в нем статьи расходов. Зная, на что уходят твои деньги, ты сможешь ими управлять – отказаться от ненужных трат и накопить деньги на нужные. Например, на приставку или классный фотоаппарат. Как копить быстрее всего, рассмотрим с тобой в следующем уроке!

    Итог

    1. Никогда не рано начать с детьми разговор о деньгах. Например, как только ребенок успокоился после очередного представления в магазине с возгласами «Купи!!!». Начать стоит с того, что деньги – это результат труда.
    2. У ребенка должны быть свои деньги – это аксиома, с которой соглашаются все психологи. Лучший возраст для старта – шесть лет. Оговариваем, сколько денег и когда получает ребенок, на что он не может их тратить и… все. Карманные деньги - неприкосновенный запас ребенка, на котором он тренируется быть самостоятельным, наращивает уверенность в себе и приобретает навыки траты, потери денег и их сбережения.
    3. Интерес к миру финансов для ребенка естественен, потому что в этом мире живут его родители. Нет ничего страшного в том, что ребенок пытается заработать деньги – он делает то же, что и Вы. Помочь обеспечить безопасность этой деятельности – вот задача родителя.
    4. Вопрос денег гораздо важнее в жизни взрослого и ребенка, чем кажется. За нашим отношением к деньгам – шлейф предрассудков и личных проблем. Успешных людей характеризует спокойное отношение к деньгам. Но, в свою очередь, правильное обращение с финансами помогает в воспитании здоровой личности. Вот небольшая библиотека, которая может помочь взрослым и детям в этом вопросе: «Дети и деньги», Евгения Блискавка; блог на сайте Forbes.ru,Леонид Бершидский;«Как научить ребенка обращаться с деньгами»,Джолайн Годфри; «Люди и деньги», Анна Фенько; «Сделайте ваших детей успешными», Дмиж Роджерс.

    Как воспитать ребенка успешным?

    Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии, часто повторяющиеся события и слова формируют у ребенка восприятие себя и всего, что окружает. Это своего рода программа, которая влияет на все события в будущем.

    "Посеешь мысль - пожнешь поступок,

    Посеешь поступок - пожнешь привычку,

    Посеешь привычку - пожнешь характер,

    Посеешь характер - пожнешь судьбу…"

    Родители - это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.

    Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.

    1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

    Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности –

    высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой

    знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих, и не пытаются

    доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и

    уважает самого себя, тем лучше он относится к другим и тем лучше их мнение о нем.

    Говорите ребенку о своей любви. Чаще обнимайте его. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете.

    Ни в коем случае не пытайтесь управлять ребенком, шантажируя своей любовью. Не говорите ребенку: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх потерять любовь матери вырастают неуверенными в себе людьми.

    Уважительно относитесь ко всему, что делает ребенок. Если время спать, а он еще играет, помогите ему закончить игру (например, построить гараж для машинки или домик для куколки, где игрушка сможет поспать). Игра для ребенка имеет такое же важное значение, как для вас ваша работа.

    Если критикуете ребенка, критикуйте не его самого, а его действия. Например, лучше сказать «ты плохо поступил» вместо «ты плохой».

    Принимайте своего ребенка и хорошим и плохим. Принятие ребенка «плохим» не значит отказ от совершенствования. Это значит лишь то, что ваш ребенок - уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами.

    2. Учите оптимизму.

    «Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты - лишь зрители».

    Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты.

    Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее.

    Неудача- это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок не победил в соревнованиях, хотя очень хотел и долго готовился. Объясните расстроившемуся ребенку, что его временная неудача послужит хорошим стимулом для достижения лучших результатов в будущем.

    Расскажите ребенку, что в жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать, и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все получится.

    3. Найдите «дело всей жизни» ребенка.

    Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Например, девочка, начавшая заниматься теннисом в 4 года, к 20-ти годам достигнет более значительных успехов, чем та, которая пришла в спорт совсем недавно.

    Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно. Так что ваша задача- показать и дать попробовать ребенку как можно больше особенностей каждой профессии. Рассказывайте ребенку о том как можно зарабатывать (на примере знакомых людей), смотрите вместе обучающие фильмы, читайте книги о профессиях, играйте в игры о профессиях и т.д.

    Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его очень увлекает и он готов заниматься этим чаще и больше, то это верный знак для того, чтобы развивать в ребенке это направление. Например, девочке больше нравится рисовать, чем выполнять задания на логику. В таком случае, задача родителя - предоставить девочке различные инструменты и материалы для рисования (рисование специальными красками на одежде, маслом на холсте, баллончиками на стене), знакомство с работами мастеров, и прочтение специализированной литературы и т.п.

    Ребенок проявлявший активный интерес к искусству в 5 лет вполне может переключиться на что-то другое в будущем. Будьте уверены, что имеющийся опыт обязательно пойдет на пользу. И вполне может быть, что ваш ребенок найдет какое-то новое сочетание профессий.

    4. Развивайте красноречие ребенка.

    80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.

    Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.

    Поддерживайте желание своего ребенка больше общаться. Посещайте развивающие группы и кружки, пересказывайте прочитанные рассказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.

    5. Учите ребенка иметь собственное мнение.

    Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.

    Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем. Каждый выбор действий (или бездействий) имеет свои последствия, их которых и складывается наша жизнь. Так что очень важно, чтобы человек с ранних лет приучался делать выбор.

    Если покупаете продукты для ребенка - попросите помочь вам выбрать. Если собираетесь гулять - спросите, в чем он хочет пойти гулять. Например спросите: «В чем ты пойдешь гулять- в красной кофте или синей? Что с собой возьмешь- лопатку или совок?". Постоянно приучайте ребенка делать выбор: из какой тарелки есть, какой пастой чистить зубы, с какой игрушкой сегодня засыпать, какую книжку читать и т.п.

    Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение и советы, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы, фильмы и увиденные ситуации.

    6. Приучайте к самостоятельности.

    Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем

    увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет

    самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.

    Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок проходит «кризис 3-х лет». Если в этот период вы не будете поощрять его желание все делать самостоятельно, то потом вы этого от него не дождетесь.

    7. Развивайте фантазию и воображение ребенка.

    "Успешный человек – всегда потрясающий художник

    своего воображения. Воображение гораздо важнее знания,

    ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно". (Альберт Эйнштейн)

    Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

    С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, почаще наводите ребенка на мысль: «а что, если...».

    8. Учите ценить время.

    Самый ценный ресурс, который есть в жизни - это время жизни.

    Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.

    С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека

    Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.

    9. Приучайте ребенка к ответственности .

    Успешные люди осознают, что только они несут

    ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.

    С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.

    Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.

    Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере -всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.

    10. Учите ставить цель и достигать её.

    Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают,

    чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того,

    что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится.

    Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.

    Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.

    Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этом важном и интересном деле!

    Успешный ребенок — это в первую очередь победа родителей! Каждому папе и каждой маме хочется, чтобы у их детей все было хорошо, чтобы они хорошо учились, а когда вырастут, совершили то, что не смогли совершить они. Рецепта как помочь ребенку стать успешным не существует, зато наука знает, какие условия успешного воспитания ребенка в семье способны увеличить шансы.

    Неудивительно, что во многом это зависит от родителей, хотя есть и исключения.

    Как вырастить успешного ребенка

    Итак, когда сегодняшние успешные люди были маленькими, то их родители, скорее всего:

    1. Приучали их к домашней работе

    Если дети не моют посуду, это означает, что кто-то моет ее за них. И тогда они лишены не только работы, но и понимания, что работа должна быть выполнена, и каждый из нас должен делать свой вклад для общего совершенствования.

    Дети, у которых есть домашние обязанности, вырастают в ответственных людей, которые умеют сотрудничать с коллегами, более сильны к эмпатии, способны самостоятельно выполнять задания.

    Благодаря домашним делам, таким как выносить мусор или стирать свои вещи, они понимают настоящую ценность труда.

    2. Давали им социальные навыки

    Американские исследователи обнаружили корреляцию между социальными навыками мальчиков и девочек в детсадах и их успеваемостью во взрослом возрасте. Исследование, длившееся 20 лет, показало, что социальнокомпетентные дети с детства умеют сотрудничать, договариваться, понимать чужие чувства и решать собственные проблемы, имеют больше шансов получить высшее образование и найти хорошую работу в 25 лет.

    Тогда как люди, чьи социальные навыки были неразвиты в детском возрасте, имеют более высокие шансы стать пьяницами, быть арестованными и не иметь крыши над головой.

    3. Возлагали на них большие надежды

    Ожидания, которые возлагают на своих детей родители, имеют большое влияние на их будущие достижения. Это выяснили ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, проведя опрос среди нескольких тысяч детей, родившихся в 2001 году.

    Родители, которые видели в будущем своих детей обучение в колледже направляют их к этой цели, независимо от их доходов и других ресурсов. Среди детей, которые показали худшие результаты по стандартизированным тестам, лишь 57% получали от своих родителей наставления по вступлению в колледж. А среди тех участников, которые справились с тестами лучше, родители видели в вузах 96%.


    4. Имели хорошие отношения между собой

    Исследователи из Университета Иллинойса установили, что дети, которые растут в высококонфликтных семьях, где родители разведены или состоят в браке, во взрослом возрасте имеют меньше шансов стать успешными, чем те, в которых папа и мама жили в согласии.

    Причем с этой точки зрения для ребенка полезнее расти в неполной семье, где единственный взрослый неконфликтный человек, чем мать и отца, которые между собой дерутся. В случае развода родителей на ребенка и его будущее влияет то, удастся ли им наладить между собой хорошие отношения, как часто будет видеться с ребенком тот из родителей, кто будет жить отдельно.

    5. Должны иметь хорошее образование

    Исследование, которое провела в 2016 году психолог из Мичиганского университета Сандра Танг, показало, что дети матерей с высшим образованием чаще поступают в вузы. Также исследователи обнаружили, что дети, чьи мамы на момент их рождения были не старше 18 лет, имеют меньше шансов получить полное среднее или высшее образование.

    6. Рано начали учить детей математике

    Масштабное исследование 20 года, которое охватило 35 000 дошкольников США, Канады и Англии, показало, что раннее обучение математике — очень важная частица паззла образования в целом.

    Как сделать ребенка успешным? Обучите его цифрам еще до поступления в школу. Если ребенок идет в школу, уже зная цифры, их порядок и другие базовые математические понятия, это является залогом не только его будущих высоких оценок по математике. Читать такой ребенок тоже будет лучше.

    7. Развивали отношения со своими детьми

    Исследователи считают, что дети, чьи родители в первые три года их жизни проявляют чувствительность к их потребностям и сигналам, надлежащим образом реагируя на них, создают им базу уверенности, что поможет детям быть успешными в учебе и дальнейшей жизни. И отношения с папой и мамой будут лучше.

    Инвестиции в ранние отношения между родителями и ребенком могут приносить долгосрочные результаты, которые будут аккумулироваться в течение их жизни.

    По мнению исследователей, количество времени, которое мамы проводят рядом с детьми 3-11 лет, мало влияет на их поведение, самоощущение или будущие успехи. Но интенсивное материнство или НЕдоотцовство действительно могут навредить.

    Какая главная задача нас, как родителей, перед нашими детьми? Зачем мы нужны ребенку? Что мы можем ему дать, кроме того, как накормить, одеть, обстирать и дать образование?

    Главная задача родителей - адаптировать ребенка к жизни в социуме, научить его уметь выстраивать коммуникации, самореализовываться.

    Ребенок должен уметь достигать материальных благ и выстраивать отношения с окружающими людьми, которые не все и не всегда будут на его стороне. Эти два навыка, так необходимые в реальной жизни, ребенку могут дать только родители, школа этому не учит. Школа не учит качественному общению, слабо учит работе в команде. Это иллюзия, что общению мы научились в школе, мы научились этому в ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ! Во дворах, на улице, играя в замечательные командные игры и общаясь с людьми разного возраста. Именно так дети учатся общению: разговаривать, договариваться, переживать конфликтные ситуации, дружить.

    В привычных рамках социума многие придерживаются мнения, что надо быть удобным и «не высовываться». Поэтому и школа воспитывает «удобных» детей, «удобных» учеников. Иллюзия лидерства, когда учителя нахваливают послушного ученика, растет в вашем ребенке. А по итогу оборачивается вечным поиском похвалы и эмоционального поглаживания даже во взрослом возрасте, депрессией бывших отличников и отличниц, когда они узнают об успехах двоечников и троечников среди своих одноклассников.

    Если вы ориентируете ребенка на безоговорочное послушание - он будет удобен, но вряд ли станет успешным в современном понимании этого слова. «Удобный» ребенок, как правило, подавленный, не имеющий своего мнения, не способный принимать пусть даже свои маленькие решения и нести за них ответственность, человек. Но и вседозволенность также неприемлема для развития успешной личности. Значит, нужны правила.

    В семье должны быть четкие, понятные границы – и никакой безусловной любви в ее жутком проявлении

    Плохой солдат никогда не станет генералом. Ребенок должен научиться придерживаться правил, установленных границ и сотрудничеству с окружающими его людьми. Этот этап он постигает в возрасте до 7-8 лет.

    С 7-14 лет вы должны расширить его границы ответственности и постепенно уменьшать свои границы влияния. Ребенок должен становиться более самостоятельным и ответственным. Не ограничивайте его. Пусть делает то, что считает нужным, если его решение не может принести ему физического вреда. Отдайте ему эту ответственность. Исходя из этого, полученные оценки - его зона ответственности.

    Не ломайте ребенка под общепринятые критерии и нормы

    Не поддерживайте, особенно, при ребенке, тех, кто его критикует, кто вам на него жалуется. Помните, они не столько жалуются на него, сколько высказывают вам претензии, что ваш ребенок им неудобен. Самым лучшим ответом на критику будет: «Спасибо, я услышала, я подумаю!»

    Как бы родители себя ни вели, нужно помнить, что в детях заложена безусловная любовь к ним. Ребенок биологически заточен на то, что без взрослого он погибнет. Но если вы начинаете его сравнивать с какими-то нормами (чужими), ребенок ради того, чтобы вам понравится, может вам подыграть. Он заработает похвалу и потом будет стараться быть «хорошим» для вас, для своего начальника, для своего партнера. А это означает, что им будет легко манипулировать. Успешными людьми манипулировать практически невозможно, скорее, манипулируют они.

    С раннего возраста обучайте ребенка взаимодействию с деньгами

    Сейчас очень странное время с точки зрения передачи жизненного опыта своим детям. Читая классиков, да и вспоминая свое детство, мы видим, что раньше ребенок с малолетства участвовал в помощи по хозяйству, а в 12 лет - это был полноценный помощник или помощница по дому. Сейчас мир изменился. Родители уходят на работу, дети не понимают, как родители работают, откуда деньги. Они потеряли возможность учиться у родителей добывать ресурсы. А это тот навык, который поможет им во взрослой жизни быть материально обеспеченными. Раньше дети реально обучались создавать ресурс - что-то выращивали, вязали, вышивали, плотничали, помогали в кузнице и т.п. Наши дети от нас этому не учатся. Даже если вы возьмете своего ребенка к себе на работу, он там скорее развлечется, чем научится чему-либо.

    Получается, что дома ребенок может научиться только домашним делам, но это не деятельность по созданию материального ресурса. К тому же, находясь дома, делая дела, он в это время не обучается коммуникативным навыкам. Современный ребенок не может добывать ресурс. А именно способность к этому дает ощущение, что ты полезен, воспитывает и взращивает в ребенке самоуважение. Ребенок становится инфантилен. Он не понимает значения денег, не умеет ими пользоваться.

    Что делать?

    1. Начните с себя: демонстрируйте свое бережное, уважительное отношение к деньгам. Дети запоминают то, что вы делаете, а не то, что вы говорите.
    2. С 4-5 лет, когда ребенок немного знаком со счетом и знает буквы, можно рассматривать мелкие купюры и монеты. Подарите ему его первый кошелек и положите деньги разного номинала в пределах 50-100 рублей. Если вы идете в магазин, расскажите, что он может себе купить, на каждую монетку/купюру в отдельности и на все сразу.
    3. Вместе с кошельком купите маленький блокнот для учета его трат. Сначала вам придется вести эти записи вместе с ребенком, но буквально через год ребенок сам будет сводить свой баланс. Введите правило: выдавать следующую сумму только после сдачи отчета. Выдавайте столько карманных денег, чтобы не задумываться, как и на что он их потратит. Но объясните, что выданные деньги не на один день, а на неделю, и если он их потратит сразу, вы не дадите ему ничего, пока неделя не закончится. Ваша задача - позволить ему распоряжаться деньгами и научиться выбирать между сиюминутным желанием и действительно полезными покупками. Поощрайте за правильное ведение доходов и расходов.
    4. Позвольте ребенку самому рассчитываться на кассе за свои покупки. Сначала он будет стесняться, а потом будет это делать с удовольствием. Потому что этот навык повысит его самооценку.
    5. Когда ребенку будет 7-8 лет, подскажите, как он может увеличить свой бюджет. Например, договориться самому с родственниками, чтобы ему дарили на день рождения деньги, и объяснить им, почему (копит на игрушку, на ролики и т.п). Ваша задача – предупредить его о том, что сумма не называется - это выбор дарящего. Мой совет: не платите за учебу - это очень мощный демотиватор.

    Не мешайте ребенку заниматься любимым делом

    Если ваш ребенок занялся каким-то делом, которое ему приносит удовольствие (рисует, конструирует, читает) – НЕ МЕШАЙТЕ! И даже если у него не выучены уроки, пусть весь мир подождет. Занимаясь любимым занятием, ребенок обучается практически самому главному в своей жизни: он учится находиться в состоянии потока! Это не про любовь к себе, это про любовь к ДЕЛУ! Этот навык получать удовольствие на протяжении нескольких часов от того, что ты делаешь, быть сосредоточенным на одном деле, в будущем окупится стократно. Если вы его «выдерните» из этого состояния один раз, десять раз, в подсознании запишется: «нехорошо заниматься тем, что любишь, - это неправильно, надо делать то, что требуют, даже если не нравится».

    Стремитесь, чтобы большую часть своего времени дети проводили вне дома.
    Желательно отдавать предпочтение тем кружкам, секциям, дополнительным занятиям, где собраны разновозрастные дети! Отпускайте детей на улицу, в гости, не вмешивайтесь в их отношения с другими детьми. Потому что именно так дети получают навык общения и стрессоустойчивости.

    И в заключение

    А как же школа? Я не говорю, что школа - это зло. Ни в коем случае! У меня о школе и учителях только позитивные воспоминания. И училась я хорошо. Только эти знания мне мало пригодились в тех трех институтах, которые потом закончила, и уж тем более в обычной жизни. Возьмите максимум полезного из того, что она может дать, только не вопреки интересам вашего ребенка.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png