Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.
Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.
Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.
Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.
Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.
в Америке
Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.
В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.
Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.
Учёные давно спорят: мужчиной и женщиной рождаются или ими становятся? Одни утверждают, что от рождения мальчики и девочки психологически абсолютно одинаковы. И только в процессе социализации одни приобретают набор качеств, отличающихся мужественностью, другие, напротив, женственностью.
А если бы мальчика в детстве одевали в платьица и покупали ему в игрушечном магазине не машинки, а кукол, то он вырос бы ласковым, нежным и мягким - у него есть для этого врождённые задатки, стоит их только развить. И напротив, человек, рождённый женщиной, при надлежащем воспитании вполне может по характеру и поведению напоминать мужчину.
Другие учёные убеждены в обратном: младенца мужского пола, как ни старайся, невозможно превратить в «психологическую женщину», ведь он уже рождён мужчиной, у него мужской мозг.
Мы - разные
Оказалось, что в наших различиях виноваты гормб-ны - вещества, которые вырабатывает организм человека, у мужчин и женщин они разные. Они несут ответственность за наше поведение, наши предпочтения и наши различия. Что это значит? Если воспитывать детей на необитаемом острове в отрыве от общества и от родителей, которые руководили бы их поступками, девочки всё равно будут нянчить, одевать и воспитывать кукол, а мальчики соревноваться друг с другом физически и интеллектуально.
Интересные факты
Мозг - хранилище ума. Учёные предложили испытуемым мужчинам и женщинам тесты на интеллект. Выяснилось, что у женщин больше способностей к иностранным языкам, а мужчинам легче даётся математика.
Физически и психически женщины выносливее мужчин. Эту точку зрения прекрасно иллюстрирует тот факт, что среди потерпевших кораблекрушение выживает больше женщин. Женщины лучше, чем мужчины, переносят всякого рода обстоятельства, истощающие силы: голод, опасность, усталость, стрессы.
Женщины слышат лучше мужчин и великолепно различают звуки в области высоких частот. Мозг женщины запрограммирован на детский крик, а мужчина может ночью не услышать его и спать как ни в чём не бывало. Зато мужчин отличает мужество, отвага, храбрость, логичность ума (среди лауреатов престижной Нобелевской премии больше мужчин).
А вы как думаете, чем мальчики отличаются от девочек?
Осознание своей половой принадлежности формируется у ребёнка уже к 1,5 года. Двухлетний ребенок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать различия. На третьем году жизни появляется явное предпочтение к игре со сверстниками своего пола (сначала у девочек, а потом у мальчиков). В 3-4 года ребёнок уже различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой). К 5 годам дети, особенно мальчики, предпочитают играть с детьми только своего пола.
Различия в воспитании и поведении мальчиков и девочек
Различия двух социальных полов начинаются в детстве, но эти различия надо обязательно воспитывать, причём правильно. Такое воспитание называется гендерной социализацией.
Гендерная социализация начинается в детстве и охватывает всю жизнь человека.
С детства девочки учатся накрывать на стол, пеленать ребёнка и др. А мальчики изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий.
Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость.
Как фотографии отражают гендерную социализацию девочек и мальчиков?
Родители часто рассказывают детям о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Вы вступили в тот возраст - 10-11 лет, который является самым критическим с точки зрения разницы между мальчиками и девочками. В то время как мальчики могут ещё не стесняться играть в машинки, девочки того же возраста уже говорят о вечеринках и обсуждают вполне взрослые темы. Девочки 10-11 лет начинают активно интересоваться косметикой и задумываться о собственной внешности. Примеряют различные красивые заколки, резинки, обручи на волосы, браслеты, колечки и цепочки.
Интересные факты
Мальчики чаще, чем девочки, играют на улице, чаще играют в соревновательные игры в больших, смешанных по возрасту компаниях. Оказывается, игры мальчиков длятся дольше, они чаще ссорятся во время игры, но быстрее разрешают конфликты по сравнению с девочками.
В подростковом возрасте возникает интерес к противоположному полу, стремление нравиться. А значит, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Особое значение придаётся личной привлекательности.
В 5-6 классах интерес к человеку другого пола приобретает необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают «задирать» девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности. Однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников и тем и другим доставляет явное удовольствие. Позднее появляется застенчивость, скованность и робость, которые могут сопровождаться показным равнодушием, презрительным отношением к сверстнику противоположного пола.
В 7-8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность в самосовершенствовании. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
Среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, информатику, а для девочек - технологию, литературу и историю. Тем самым программируется и выбор профессии в зависимости от пола.
Подведём итоги
Через игры, одежду и манеры поведения ребёнок с малолетства начинает соотносить себя либо с мужским, либо с женским началом.
Различия в поведении мальчиков и девочек связаны с их природными (физиологическими) различиями, а также с воспитанием - гендерной социализацией.
Основные термины и понятия
Гендерная социализация.
Проверьте свои знания
- Докажите, что различия в поведении мальчиков и девочек связаны с их природными различиями и гендерной социализацией.
- Как должно различаться воспитание мальчиков и девочек?
- Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено мальчику?
- Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено девочке?
- Когда начинается и когда заканчивается гендерная социализация? В чём в вашем возрасте выражается гендерная социализация?
Практикум
- Вспомните своё детство или понаблюдайте за поведением младших родственников и выполните задания.
- Приведите примеры детских игр, которые воспитывают в ребёнке мужские качества.
- Приведите примеры детских игр, которые воспитывают в ребёнке женские качества.
- Найдите информацию и подготовьте устное сообщение о том, как у разных народов принято воспитывать мальчиков и девочек. Выясните сходства и отличия в воспитании мальчиков и девочек у этих народов. Как вы думаете, чем они объясняются? Воспользуйтесь материалами энциклопедий и Интернета.
Мы воспитываем наших детей так, как воспитывали нас родители, а их наши бабушки и дедушки. И кажется, что лучше методики воспитания не придумаешь. Садик, школа, институт, бабушки и дедушки в помощь - традиционное детство украинского ребенка. Но так воспитывают детей далеко не в каждой стране. Как именно мы сейчас узнаем!
Германия.
Здесь заводят детей к 30 годам, ведь, прежде всего, нужно обеспечить им безбедное существование. Еще будучи беременной, мама подыскивает няню, которая до 3-х лет помогает ей воспитывать ребенка дома. С 4-х летнего возраста малыша начинают водить в «игровую группу», чтобы он общался с другими детьми и правильно развивался, а затем уже его устраивают в детский садик.
Франция.
В этой стране детей очень рано отдают в детский садик. Это обуславливается тем, что мамы боятся потерять свою квалификацию и место на работе, к тому же по их мнению в садике ребенок лучше развивается. Почти с рождения ребенка отдают в ясли, потом в садик и в школу. Французские дети очень быстро становятся самостоятельными: сами ходят в школу, покупают себе необходимые вещи и даже готовят еду. Бабушки же видят своих внуков только на каникулах и в праздники.
Италия. Традиционно бабушки и дедушки следят за своими внуками. В детский сад тут ходят дети, лишенные родных или же имеющие «деловых» бабушек. В итальянских семьях большое значение придают семейным обедам и праздникам – в эти дни за огромным столом собираются все родственники, число которых, иногда, делает обед похожим на свадьбу.
Великобритания. Здесь детей воспитывают строго. С младенчества ребенка окружают массой рамок и требований и учат сдерживать свои эмоции. Родители очень умеренно показывают свою любовь и не балуют детей – все это формирует стойкий характер и благородное поведение в обществе
США. В обычной американской семье традиционно минимум два ребенка. В этой стране считают, что одному очень трудно расти и развиваться. Родители всюду берут за собой детей, будь-то поход в кино или на вечеринка. Именно поэтому во многих общественных заведениях есть отдельные комнаты где можно покормить и переодеть малыша.
Япония.
До 5 лет ребенку в японской семье позволено все: его балуют, никогда не ругают и все разрешают. Таким образом малыш самостоятельно познает мир. Начиная с периода средней школы, отношение к ребенку становится более жестким, детей делят по способностям, поощряют за поведение и успехи. С этого возраста у Японцев начинается большая конкуренция и четкое разделение по рангам.
Африка.
Мамы, по традиции, всюду носят за собой детей. При чем, ребенок «прикреплен» к матери с помощью длинного отреза ткани, а европейские коляски здесь считаются антинациональным изыском и вызывают бурный протест у почитателей народных традиций.
В исламских странах ребенка воспитывают, показывая правильный пример. Детей редко наказывают – учат жизни поощряя за хорошие поступки.
В Пуэрто-Рико родители оставляют грудничков под присмотром старших братьев и сестер, даже если им всего по пять лет. А вот в Гонконге мать наоборот никому не доверит своего ребенка, даже отец, нося малыша на руках, находится под пристальным контролем мамы.
В западных странах принято успокаивать детей в среднем через минуту после начала плача – ребенка берут на руки и покачивают, а вот в Африке на плач реагируют в течении 10 секунд и сразу же прикладывают малыша к груди. На Бали в отличии от принятых у нас традиций, кормление происходит не по расписанию, а по первому требованию ребенка.
Также на западе не распространено понятие дневной сон: ребенок должен устать за весь день, чтобы вечером легко уснуть. Интересно, что в Китае и Японии во многих семьях дети спят с родителями: с одной стороны экономия места, с другой - ребенок спит спокойнее и не боится темноты.
Воспитание существенно влияет на развитие ребенка, к примеру, В Нигерии среди 2-х летних детей 90% умеют самостоятельно умываться, 75% делают покупки, а 39% могут помыть тарелку. А в США специалисты советуют чтобы к 2-м годам малыш уже умел катать машинку на колесиках.
Марина Шиян
Воспитание мальчиков и девочек на основе народных традиций
Использование народных традиций в воспитании необходимо прежде всего потому, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт , человеческая мудрость и выражается характер и душа народа , лучшие черты истории семейно - бытовой жизни общества.
Цель воспитательных
Задачи основным
Цель : необходимость использования воспитательных возможностей общества и образовательных учреждений в сфере противостояния негативным общественным явлениям.
Задачи : овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе. Познание культуры, как хранилища лучших образцов человеческой сущности, тайные смыслы человеческой жизни, выступает основным средством развития индивидуальность ребенка.
С. Ф. Егоров пишет, что «до начала века восточнославянские этносы прошли длинный путь своего развития. Таким же длинным было и развитие воспитания .»
Огромное влияние на культуру языческой Руси оказало принятие в 988 году, Владимиром Святославовичем христианской веры, которое стало эпохальным событием для русского государства.
Дашкова Е. Р. Призывала воспитывать в детях такие исконно русские качества, как скромность, милосердие, трудолюбие, любовь к отечеству, родному языку, почтительно относиться к родителям своим».
(учитель) воспитатель русских детей воспитания
Известный педагог-гуманист начала 20 века И. А. Ильин в своих педагогических воззрениях обращался к русским учителям, призывал их продумать и прочувствовать до конца свою национальную задачу. «Он (учитель) не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей . В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания . Национальная задача русского учителя- в пробуждении и укреплении в детях духовности, совести, чести, художественного вкуса, братской сверхклассовой солидарности,чувства ответственности, патриотизма и уважения к своей и чужой собственности».
К типично русским относятся такие традиции , как крепкая семья, построенная на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании; ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь, и к материнству, как единству природного и духовно - нравственного начала; беспредельная любовь к детям; ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека; традиционное отношение к человеку, как главной ценности на земле, неразрывно связанное с представлениями русского человека о красоте, чести, мужестве, достоинстве, добродетелях и трудолюбии.
Рождение ребенка в семье, как правило, являлось радостным событием, воспринималось как дарование , Божья милость. Еще со времен славян - солнцепослушников было принято первым на руки брать ребенка отцу. Этим действом он признавал малыша своим, затем укутывал его в свою рубаху, в косматый тулуп, клал ребенка в люльку.
Обряд, посвященный мальчику - казачонку , был описан в древнерусских летописях. Годовалому казачку крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранились за именной иконой. Далее казачка сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, стараясь угадать судьбу будущего воина.
С трех - пяти лет казачонка приучали к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. С пяти лет мальчик работал в поле с родителями : погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. В семьях уделялось большое внимание физическому развитию мальчиков . Русские народные игры - лапта . С детства отец внушал сыну : «Ты - мой наследник» , продолжатель рода, фамилии, помощник.
С самого рождения девочку воспитывали иначе , чем мальчика , старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Девочке внушали , что самое главное - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - это крепкая семья и честно заработанный достаток. С раннего детства девочки участвовали во всех работах по дому. Игры - обшивали кукол т. д. «Первой обязанностью семи - восьмилетней девочки было нянчить младших братьев и сестер».
Формирование у детей ценностного отношения к труду, как основное жизненное благополучие, - одна из наиболее актуальных задач современного образования, которую необходим решать на основе педагогического опыта русского народа . Семейно - бытовая культура предполагала разумную, эстетически безупречную систему традиционного женского рукоделия и мужского ремесла, первые шаги в освоении которых не только помогали детям обрести необходимые трудовые навыки, но и обеспечивали эстетически - нравственную почву для формирования чувства женского и мужского достоинства.
Публикации по теме:
Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание детей на основе традиций кубанского казачества» «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Слайд 1 Слайд 2 Край наш кубанский, Родные просторы: Нивы бескрайние,.
Предлагаю еще одну игру на гендерное воспитание ребенка. Оборудование: предметные картинки - куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, рубашка,.
Занятие по гендерному воспитанию «Золотая осень для мальчиков и девочек» Тема: «Золотая осень «(для мальчиков и девочек) 3-4 года. Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного воспитания Задачи.
«Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа" Программные задачи: Продолжать формировать у детей интерес к историческому.
Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях» Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей.