Технология исследовательской деятельности в детском саду

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

С. Гин

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Учебное исследование в детском саду рассмотрено в рамках программы «Одаренный ребенок в массовой школе» А.И. Савенковым. Автор определяет три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной зарубежной педагогике:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
  2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Мы считаем, что представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, которыйпозволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента , в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающегомира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование ». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

П.В. Симонов и П.М. Ершов отмечают, что творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Н.К. и Е.И. Рерих проповедуют творчество, радость, преодоление преград несовершенства, созидание, неприятие отрицания и гнева. Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы , поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

Разрабатывая содержание и технологии руководства экспериментальной деятельностью детей, мы ориентировались на принцип единства фило- и онтогенеза. Данный принцип предполагает, что ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет культурно-исторический путь человечества. Исторически экспериментирование возникает в деятельности, когда субъект (человечество, ребенок) противопоставляет себя объекту (природе, предметам, физическим явлениям). С этого момента освоение действительности выступает как процесс постоянного совершенствования собственной деятельности и обогащения творческого опыта. Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребенка.

Особое внимание мы уделяем таким структурным элементам экспериментирования , как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальнуюактивность илюбознательность ребенка.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым мы предлагаем знакомить детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специальноорганизуемыйпедагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение «квазиисследовательских», экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка , обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия -таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого,созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами - позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а следовательно, и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Результатом реализации программы «Детское экспериментирование» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи :

  1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
  • знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
  • Формировать у детей элементарные географические представления.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • В отличие от существующих работ по умственному развитию детей (И.С. Фрейдкин «Ознакомление с неживой природой», В.Н. Аванесова, Г.В. Урадовских «Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности» и др.), данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т.д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.

    При систематизации и подборе разделов программы использован принцип «от простого к сложному». При разработке методов обучения мы опирались на теоретические положения Ю.К. Бабанского, который указывал на необходимость соблюдения следующих связей, обусловливающих создание целостного образовательного процесса: «Связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями. Связи внутри педагогического процесса; связи между процессами обучения, воспитания и развития; между процессами воспитания и самовоспитания; процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания. Связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации образовательного процесса». Эти теоретические положения позволили нам построить содержание программы «Детское экспериментирование» и развивающие технологии работы с детьми. Данная программа содержит разделы «Измерение», «Земля и ее место в Солнечной системе», «Вещество», «Движение», «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «В мире электричества», «Человек и законы природы». Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе «Развитие естественно-научных представлений» по таким критериям, как создание условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира; знакомство с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; знакомство с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); знакомство с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.); поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т.п.); развитие любознательности и поддержка инициативы детей (организация проблемных ситуаций; совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.); создание условий для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями; рассказы о Земном шаре, атмосфере (знакомство с глобусом, картами, Северным и Южным полюсами, материками, океанами, морями и пр.); знакомство с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказы о тайге, тундре, пустыне и пр.; использование художественной литературы, картин, слайдов для ознакомления детей с условиями жизни на Крайнем Севере, в джунглях и т.д.); рассказы о природных богатствах недр Земли (добыче и использовании угля и нефти, драгоценных камней и металлов и пр.); создание условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдение за движением Солнца и Луны; рассказы о вращении планет вокруг Солнца; с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением и пр.); создание условий для развития у детей естественно-научных представлений в различных видах деятельности, в том числе в играх, на прогулках и пр.

    Анализ образовательных программ позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

    Согласитесь, каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

    Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    1. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

    деятельности:

    Эвристические беседы

    Постановка и решение вопросов проблемного характера

    Наблюдения

    Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой

    Природе)

    Опыты

    Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

    трудовой деятельности

    - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

    Использование художественного слова

    Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

    ситуации

    Трудовые поручения, действия

    Создание условий для развития у детей естественнонаучных представлений в соответствии с их возрастными возможностями

    О физических свойствах окружающего мира

    Географических представлений

    Элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях

    Знакомят детей с различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.

    Знакомят с основными характеристиками движения: скорость, направление и др.

    Рассказывают о земном шаре и атмосфере.

    Знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на земле.

    Знакомят с разными видами ландшафта.

    Развивают представления о природных богатствах недр Земли.

    Показывают Солнечную систему, рассказывают и читают о затмениях Солнца и Луны и т. д.

    Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

    Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.

    Читают о видах поселения люд

    Оборудование для исследовательской деятельности

    1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

    2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного

    размера, резиновые перчатки.

    3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

    4. Резиновые груши разного размера.

    5. Пластиковые, резиновые трубочки.

    6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

    7. Пластиковые контейнеры.

    8. Рулетка, линейка.

    9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,

    термометр.

    10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

    11. Цветные прозрачные стеклышки.

    12. Лупы, зеркала, магниты.

    13. Лопатки, грабли, лейки.

    14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для

    самостоятельной исследовательской деятельности.

    Материал, подлежащий исследованию

    1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный

    уголь.

    2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские

    Шампуни, пенка для ванн).

    3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

    4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,

    мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки

    орехов.

    5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,

    кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

    Правила безопасности жизнедеятельности детей

    1. Работа под наблюдением взрослого.

    2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

    3. Грязными руками не трогать глаза.

    4. Не брать руки в рот.

    По доминирующей деятельности: исследовательский
    По количеству участников: групповой
    Характер контактов: (среди детей одной группы)
    По продолжительности: — среднесрочный 1 месяц
    Заявитель: дети старшей « А» группы
    Авторы проекта: воспитатели: Тохтиева В. О. и Козлова Н.В
    2016 год

    Структура проекта.

    Проблема :

    В ходе бесед о воде выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о льде.

    Актуальность
    Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
    Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить результаты, полученные действенным путем: сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
    Исследовательская, познавательная деятельность способствует расширению кругозора детей, расширяет активный словарь, формирует представление об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии общего умственного развития ребенка.

    Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах льда.

    Задачи проекта:
    Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, прозрачный, в тепле тает, принимает форму емкости, в которой находится, окрашивается, растворяет различные вещества);

    Подвести детей к пониманию, что лед может приносить людям пользу и радость. Лед может быть и опасен. С ним надо быть осторожными.
    Совершенствовать умения сравнивать вещества и делать умозаключения.
    Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.
    Познакомить детей со способами обследования.
    Формировать правила безопасности со льдом.

    Этапы проекта
    1. Организационный.

    Педагог раскрывает детям проблемные вопросы проекта.

    Проблемные вопросы:
    Почему лед бывает разной формы?
    Что быстрее тает снег или лед?
    Как определить прозрачность льда?
    Что можно носить в сите?
    Как сделать лед не скользким?
    Можно ли лед согнуть, разделить на куски?
    Можно ли прозрачный лед, сделать цветным?
    Как можно сделать ледяной вулкан?
    Как сделать азбуку Снежной королевы?

    Оборудование
    Лед разной формы: из замерзшей бутылки, из разных ёмкостей для льда, сосулька, глыба льда со снегом; вода комнатной температуры, вода теплая, емкости для воды разной формы, молоточки, деревянные палочки, пилочки-ножевки, гвозди, соль, краски, снег, песок, карандаши, фломастеры, пластмассовые буквы, пуговицы, сито, сода;

    Задачи этапа с детьми:
    Повышать интерес к исследовательской деятельности, вызвать желание высказывать свое мнение на поставленные вопросы;

    Задачи этапа с родителями:
    Вызвать положительный отклик родителей, через индивидуальные беседы, на существующую проблему. Вызвать желание организовать исследования в кругу семьи.

    2. Планирование деятельности.
    Продумывание экспериментальной деятельности
    Подбор репродукций художников
    Подбор стихов и рассказов о красоте зимы и о льде
    Художественная деятельность с детьми
    Экскурсия в снежный городок
    Изготовление презентации «В царстве Снежной королевы»
    Подбор музыки « Звуки природы»
    Разработка анкеты для родителей
    Составление кроссворда «Секреты Снежной Королевы»

    Деятельность с детьми: разучивание стихов о зимних явлениях
    участие в экспериментальной деятельности.

    Деятельность с родителями: – предложить найти в интернет ресурсах интересные опыты со льдом ([email protected])
    Показ интересных опытов со льдом детям в детском саду.
    Выставка консультаций: «Давайте поиграем!» (занимательные опыты с водой);
    «Как сделать прогулку зимой интересной».
    Оформление фотовыставки «В царстве Снежной королевы» (семейные фото на фоне снежных и ледяных скульптур)
    Анкета «Поисково-исследовательская деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей».

    Реализация проекта
    Социализация
    Дидактические игры: «Когда это бывает? », «Зимние забавы », «Из чего мы сделаны?»
    Загадки о зимних видах спорта
    Размышление: «Как лед человеку помогает?»
    Познание
    Наблюдение за: состоянием погоды, за снегом и льдом, за явлениями природы: иней, снег, гололед, наст, метель.

    Исследовательская деятельность
    Надавливают, сжимают, сгибают лед
    Стучат по льду и распиливают его
    Держат, греют лед в руках
    Сравнение что быстрее тает в помещении и в воде (снег или лед)
    Сравнивают на вес (снег и лед)
    Сравнивают на твердость (снег и лед)
    Сравнивают на прозрачность с помощью пуговицы (снег, лед, вода)
    Определяют, что можно носить в сите
    Сравнивают на плавучесть (снег, лед, деревянная пластина)
    Окрашивают воду для замораживания
    Окрашивают лед красками
    Украшают деревья и кусты цветными льдинками
    Определяют, дружат ли соль и лед?
    Определяют, как сделать азбуку для Снежной королевы
    Как действует ледяной вулкан?

    Проведение детьми опытов и их фиксация:
    Алгоритм:
    1. Рассматривают лед различной формы и прозрачности (отмечают: вода замораживаясь, принимает форму, того предмета в котором находилась)
    2. Держат и греют лед в руках, кладут лед на батарею, льют на лед холодную воду, льют на лед теплую воду. Отмечают: лед твердый, холодный, прозрачный, принимает различную форму, тает в теплой воде быстрее, чем в холодной. На батарее лед тает еще быстрей.
    3. Стучат по льду молоточками и деревянными палочками, пробуют распилить, согнуть лед, процарапывают гвоздем. Отмечают: лед твердый и хрупкий, его можно расколоть и распилить.
    4. Насыпают на лед соль. Отмечают: соль «плавит» лед. Места, где лед треснул, обозначаем краской.
    5. Наносят на лед краски для рисования. Отмечают: краска не попадает внутрь льда, а покрывает лед только сверху.
    6. Просеивают и пытаются носить в сите: снег, лед, воду. Делают вывод: лед в сите носить можно, а воду и снег нет.
    7. Определяют, как сделать азбуку Снежной королевы. Рисуют буквы карандашом, фломастером, красками. Опускают в форму для льда пластмассовую букву. Делают вывод: карандаш и фломастер на льду не пишут. Краски растекаются. Пластмассовая буква во льду не растворилась. Азбука Снежной королевы готова. Выкладываем слово «ВЕЧНОСТЬ» и другие слова.
    8. Бросают в воду пуговицу, кладут пуговицу под снег и лед. Делают вывод: лед и вода прозрачные, а снег нет.
    9.Разводят краски для рисования в воде. Разливают по формочкам. Прикрепляют ниточки-петли. Развешивают цветные льдинки на дерево. Делают вывод: (отсроченный результат) цветной лед принимает форму того предмета, в котором находилась вода в жидком состоянии.
    10.Взвешивают ком снега и кусок льда в руках и на весах. Делают вывод: лед тяжелее снега.
    11. Опускают в воду: снег, лед, деревянную пластину. Делают вывод: лед и деревянная пластина держатся на поверхности воды, а снег утонул.
    12. Определяют твердость снега и льда, протыкая их палочкой. Делают вывод: снег палочкой протыкается, а лед нет.
    13. Растворяют в воде соду и краски. Замораживают. На кусок льда педагог капает разведенную уксусную кислоту. На поверхности появляется пена. Она течет везде, где капали уксусную кислоту. Очень похоже на вытекающую лаву. Чем не вулкан?
    14. Располагают снег и лед в группе. Засекают время таяния снега и льда. Делают вывод — снег тает быстрее, чем лед. Опускают снег и лед в воду. Результат видно сразу. Снег тает в воде.
    15.Находят на участке скользкие дорожки. Посыпают их песком. Определяют изменения льда. Делают вывод: если лед посыпать песком он не будет скользким.

    Коммуникация развитие речи
    Рассматривание картин:
    «Льды Карского моря» А. Борисов; «Айсберг» Лукин. Б; «Застывшая Волга» И. Панов; «Ледоход на реке Москва» В. Юцков; «Ледокол Ермак» Д. Голубев; «Сосульки» С. Андрияк;
    Чтение и заучивание стихотворений о зиме, льде;
    Размышление «Сосульки и лед это хорошо или плохо?».
    Презентация «В царстве Снежной королевы» (скульптуры изо льда);

    Чтение художественной литературы
    Чтение стихов А. С. Пушкин: «Опрятней модного паркета», К.Д. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Ледоход»; Н. Некрасов «Славная осень»; и «Мороз Красный нос»; Т. Бокова «Зимушка зима», А. Барто «Весна идет»;
    Чтение рассказов: Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», М. Пришвин «Прозрачный лед», И. Надеждина «Снежные слова», И. Соколов Микитов «Зимняя ночь», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

    Безопасность
    Беседы: «Если хочешь быть здоров… » (по материалам дидактической игры «Малыши крепыши »)
    «Лед может быть опасным» (по материалам дидактической игры «Как избежать неприятностей?»)

    Художественно — эстетическая деятельность
    Рисование: «Снежинки», «Замок Снежной королевы», «Морозные узоры», «Ледяные скульптуры нашего города», Выставка рисунков «Волшебница зима»;
    Лепка: «Снежная королева», «Северный олень»;
    Аппликация: «Зима», «Пингвины на льдине» (коллективная);
    Слушание звуков воды (капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега);

    Физкультурно — оздоровительная деятельность
    Подвижные игры: «Мороз — Красный нос», «Снежная Королева», «Снежки», «Льдинка» Игры народов севера: «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Льдинки и ветер»
    Игровые упражнения: «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту».
    Развивающая среда : альбом для рассматривания «Времена года», фотографии: «Зима в нашем городе», «Зимние забавы»;

    Заключительный

    Ожидаемые результаты
    -Расширение представлений о льде.
    — Расширение словарного запаса.
    — Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
    — Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
    -Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

    Результат: Анкетирование родителей показало, что у детей выросла познавательная активность, расширился активный словарь. Исследовательская деятельность объединила родителей и детей, позволила найти новые формы проведения совместного досуга.

    Продукт проекта: Альбом детских рисунков « В царстве Снежной королевы».

    Презентация проекта.
    Общение с детьми по страницам альбома рисунков «В царстве Снежной королевы».
    Предложить родителям кроссворд «Секреты Снежной королевы» для проведения совместного досуга с детьми.

    Рефлексия
    Дети рассказывают: о том, что они узнали нового
    Что их удивило при проведении опытов
    Какой опыт понравился больше всего
    Какой опыт повторяли дома, или какой хотели бы повторить

    Название: Проект исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «В царстве Снежной королевы»
    Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

    Любовь Пучкова
    Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности , которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников

    ***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

    ***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

    ***Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

    ***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

    *** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.

    *** О материалах : бумага, ткань, дерево, пластмасса.

    *** О природных явлениях : времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

    Детская любознательность,

    постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес

    У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.

    «Такая разная ткань» .

    Цель : узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.

    Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

    Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.

    Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала : (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж) . Сравнивают ткани по их свойствам; учатся понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

    «Рассматривание песка через микроскоп» .

    Цель : Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса , развивать наблюдательность, мыслительную деятельность .

    Вывод : Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

    «Потребность растений в воде» .

    Цель : Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Вывод : вода необходима растениям, без нее они погибают.

    «Веселые кораблики» (плавучесть предметов) .

    Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

    Вывод : не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

    «Мир бумаги»

    Цель : Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) . Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

    Вывод : Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.

    «Измерение размеров изображения с помощью линз» .

    Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

    Вывод : при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

    «Мир насекомых» .

    Цель : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

    Вывод : внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.

    «Что мы знаем о времени»

    Цель : рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время» .

    «Измерили глубину снега» . Цель : формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .

    Вывод : глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.

    «Следы на снегу» . Цель : учить сравнивать и сопоставлять следы : человека и животных.

    Вывод : следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.

    «Волшебный шарик» . Цель : установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.

    Вывод : В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

    Публикации по теме:

    Конспект НОД в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Способствовать умению детей в воссоздание указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине, совершенствовать умение.

    Самый лучший способ, чтобы объяснить дошкольнику какие-либо явления - это наглядно-действенный. Так быстрее доходит до детского сознания.

    Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе Тема: «Чудо пузыри». Осваиваемые образовательные области: познавательное.

    Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Лук от семи недуг» ТМБ ДОУ «ЦРР»- д/с «Белоснежка» Воспитатель: Бойко Лариса Ивановна Проект исследовательской деятельности «Лук от семи недуг» Возраст:.

    Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»

    Подготовила: воспитатель МБДОУ Черёмушинский детский сад «Берёзка» Е.В. Новоселова

    Целью мастер-класса является: передача коллегам личного профессионального опыта, разработок в сфере исследовательской (экспериментальной) деятельности.
    Задачи мастер-класса:
    - создание условий для профессионального общения;
    - распространение передового педагогического опыта;
    - внедрение новых технологий воспитания.

    Исследовательская деятельность в детском саду

    Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

    Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
    - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

    Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

    Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.


    Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает иоказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

    В моей группе оборудован экологический уголок в виде мини-лаборатории, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенны

    Опытов.
    В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
    – приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,
    компас, магниты;


    – разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
    – природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;




    – муляжи овощей и фруктов, модели животных.



    При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
    – безопасность для жизни и здоровья детей;
    – достаточность;
    – доступность расположения.

    В нашем детском саду ведётся экологический кружок «Мы и природа», руководителем которого я являюсь. Весь проект кружка разбит на 9 тем. По каждой теме мы с ребятами либо проводим опыты, либо моделируем разнообразные объекты.

    Сегодня я вам хочу продемонстрировать несколько экспериментов, которые мы проводим с ребятами. Прежде чем начать с моими помощниками научные эксперименты мы превращаемся в исследователей (надеваем белые халаты). И вас я попрошу надеть халаты.
    Для первого опыта мне необходимо два помощника.

    Опыт №1. Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка. Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

    Опыт №2 . Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

    Опыт №3 . Нужно взять свечу на блюдце и зажечь. Когда свеча разгорелась, накройте её стаканом. Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.

    Опыт №4 . В следующем опыте со своими исследователями мы используем дрожжи, сахар и тёплую воду. Необходимо некоторое время для того чтобы дрожжи растворились и началась реакция, только тогда шарик начнёт надуваться.

    Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Исследовательская деятельность в детском саду

    “Расскажи – и я забуду,

    Покажи – и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму”.

    Китайская пословица

    Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

    Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

    Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

    Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

    Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

    Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

    Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

    Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

    3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность .

    Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

    Это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

    Основой исследовательской деятельности являются:

    Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

    прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

    эффективности.

    Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

    Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

    Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

    Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

    В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

    Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

    Значение исследовательской деятельности для детей:

    • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
    • Развивается речь ребенка.
    • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
    • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

    В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

    Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

    Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

    Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

    • Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
    • Второй вид , когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

    Модель исследовательских технологий

    совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

    • Проблемная ситуация
    • Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)
    • Выдвижение гипотез
    • Подбор материала для проверки гипотез
    • Проверка гипотез
    • Формулирование и оформление вывода

    Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

    Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

    • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
    • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
    • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
    • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
    • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
    • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

    Из опыта работы:

    В своей группе «НЕПОСЕДЫ» мы устроили «Лабораторию мудрого Филина», которая помогает нам изучать мир, который нас окружает В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.

    Дядюшка Филин рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена .

    В апреле в нашей группе «Непоседы» был реализован исследовательский проект

    В рамках этого проекта мы:

    • рассматривали иллюстрации и видеоматериалы о шоколаде;
    • читали «Шоколадную сказку» и стихи о шоколаде;
    • собирали разрезные картинки, отгадывали загадки;
    • исследовали свойства шоколада с помощью опытов

    Цвет, вкус, запах, хрупкость, твёрдое и жидкое состояние шоколада;

    • свойства какао-порошка - цвет, запах, вкус, растворимость;
    • беседовали о пользе и вреде шоколада;
    • узнали о том, как и из чего делают шоколад и шоколадные конфеты;
    • создали свой памятник шоколаду;
    • сами готовили шоколадные конфеты «Сладкоежка» по алгоритму мудрого филина;
    • лепили различные конфеты из пластилина;
    • выбирали к ним фантики;
    • придумывали названия;
    • сделали коллаж о пользе и вреде шоколада.
    • Дети вместе с родителями делали различные поделки из фантиков и шоколада.
    • Была проведена викторина о шоколаде с участием детей и родителей.

    Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

    Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Подготовила учитель –дефектолог ГБДОУ детский сад № 34 Садикова Елена Алексеевна Санкт-Петербург 2013 год

    Оборудование для исследовательской деятельности 1. Различные емкости. 2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши разного размера. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. 7. Пластиковые контейнеры. 8. Рулетка, линейка. 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр. 11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

    Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн). Материал, подлежащий исследованию Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

    Правила безопасности 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.

    Свойства воды

    Свойства сухого и мокрого песка

    «Воздух - невидимка»

    «ИЗМЕРЯЛОЧКА» Измеряем вес, длину, рост, время

    «Удивительное рядом»




    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png