Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Организация предметно - развивающей среды в ДОУ »

Введение

Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития » (С. Л. Новоселова) . Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды , которая способствует максимальному развитию личности ребенка .

Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть Организуя предметную среду развития развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами. При создании развивающего Предметно- развивающая среда

Важно, что предметная среда развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду среды среда .

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде :

1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды , что предполагает :

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации , где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития ) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно- развивающая среда в ДОУ включает в себя :

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя :

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор :

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор : (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним :

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка . Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда .

Особенности построения предметно- развивающей среды в ДОУ .

В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно- развивающая среда- центры :

1. Раздевалка.

2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.

7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений : прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.

8. Театральная зона– важный объект развивающей среды , с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

9. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".

10. Математическая зона.

11. Центр дидактической игры (грамматический уголок) .

12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников . В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

13. Центр краеведения.

14. Уголок уединения.

15. Туалетная комната.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников .

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ , а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС

С введением ФГОС в дошкольное образование предъявляются определенные требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции. Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Хорошо тем детским садам, которые построены под «ключ» в соответствии с требованиями ФГОС. А как быть тем детсадам, которые были построены в «советское время» и пространство для игровой, познавательной и конструктивной деятельности ограничено только одним помещением - групповой комнатой, которая содержит в себе еще и спальню? На реконструкцию и модернизацию, как всегда, денег нет. Выход один – обустройство и дооснащение (переоснащение) уже существующей предметно-пространственной среды силами педагогов и родителей.
Очень много говорится о насыщении предметно-пространственной среды, предъявляются требования к ее предметному содержанию, к обязательной сертификации и т.д. и т.п. Однако нет конкретных указаний, с чего начать обустраивать предметно-пространственную среду. А начинать нужно с основания. Вот как строят дом? Сначала ставят фундамент, а уже потом распределяют планировку дома – где какая комната будет находиться (спальня, холл, кухня и т.д.) Так-же и в данном случае – сначала нужно распределить помещение групповой комнаты по зонам (спокойная, умеренная и активная), а уже потом в этих зонах распределять уголки (центры) согласно деятельности детей.
Зоны могут быть гибкими (принцип «трансформируемости» )– «расширяться» и «сжиматься» в размере, однако они не должны «вливаться» друг в друга, потому-что «вливание» зон ведет к смешению уголков. А это может привести к тому, что, например, уголок (центр) уединения может оказаться рядом с физкультурным уголком (центром), что крайне недопустимо.
Поэтому для того, чтобы педагогам привести свою предметно-пространственную среду к требованиям ФГОС, эту самую среду нужно обустраивать поэтапно:
I этап – определить зоны (спокойная, умеренная, активная);
II этап – определить, какие именно уголки (центры) можно распределить в каждой конкретной зоне;
III этап – в каждом уголке (центре) привести игрушки, дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал к сертификации и эстетическому оформлению (принцип «насыщенности» и «безопасности» ). В состав перечней РППС для ДОО должны входить только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества, специальным требованиям, соответствующим профилю ДОО, и имеющие все необходимые сертификаты.
И, конечно, весь материал должен быть легко доступен детям (принцип «доступности» )
Для мобильности пространства РППС возможно разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей. Между зонами можно установить модули или полифункциональное оборудование, которое возможно применить как для одного уголка (центра), так и для другого, рядом граничащего (принцип «полифункциональности» )
Так-же при выборе мебели необходимо учитывать то, что могут быть дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья, требующие особого внимания и подхода в воспитании.

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется , как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развивающая предметно-пространственная среда

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде , как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер»: ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т.д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.

Обеспечение возможности для исследования и научения.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада.

Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Побор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.

Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные, «прозрачные».

Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр, для «неопрятных игр» и занятий в одиночестве. Основное правило – свободное пространство должно занимать не менее трети не более половины общего пространства игровой комнаты.

Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно.

Принцип функциональности.

Он означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий.

Принцип опережающего характера содержания оборудования.

Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во – первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

Принцип динамичности – статичности среды.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Следовательно, развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в детском учреждении. То есть программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде, которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В качестве таких зон могут быть:

  1. Уголок для ролевых игр.

Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.

  1. Книжный уголок.

В удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным освещением организуется книжный уголок – стол и книжная полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.

Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно–пространственной среды. Она должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.

Изучив психолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играми детей и проанализировав развивающую предметно-пространственную среду в группах, пришли к выводу, что необходимо создать такую среду, которая бы отвечала требованиям ФГОС ДО.

Мы, педагоги ДОУ, находимся в постоянном поиске путей создания такой среды.

Проблема недостаточности финансирования серьёзно ограничивает возможности создания такой среды. Очевидно, что решать данную проблему нужно посредством использования нетрадиционных, доступных, экономичных материалов.

В 2015 году нами совместно с родителями были созданы маркеры игрового пространства из сэндвич–панелей, которые прекрасно прижились в группах и понравились детям.

На этом мы решили не останавливаться, задумались, из чего ещё можно сделать аналоги дорогих пособий? И в 2016 году в ДОУ появились подобные маркеры и оборудование, изготовленное из ПВХ-труб. Как оказалось, данный материал даёт ещё больше возможностей для творчества и вариативности. Всего лишь один раз изготовив конструктор из труб, можно обеспечить группу различными вариантами игрового оборудования. Элементы такого конструктора лёгкие, эстетичные и безопасные. А изготовленное оборудование полифункционально, вариативно и трансформируемо.

Конструктор из ПВХ-труб - это набор полипропиленовых труб разного размера, одного диаметра, заглушки, уголки, тройники, крепления – клипсы. Концы труб обработаны с помощью специального приспособления (снят верхний слой на ширину 30 мм), что дает возможность для монтажа, избегая спайки и демонтажа конструкций.

Методическое руководство к конструктору

Цель изготовления конструктора: предоставление возможности для творческой самореализации детей в игре посредством преобразования РППС самими детьми.

Конструктор реализует следующие задачи :

  • Развивать умение самостоятельно организовывать деятельность, трансформируя пространство в зависимости от замысла игры, обогащая тем самым содержание игр.
  • Развивать способности детей к анализу и синтезу, способности комбинированию. Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • Содействовать формированию социально-коммуникативной компетенции детей, инициировать необходимость договариваться с партнером во время взаимодействия.
  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей, посредством разнообразных упражнений, с использованием конструкций.

Конструктор обладает рядом достоинств и отвечает современным требованиям:

  • Легко трансформируется;
  • Многофункционален;
  • Вариативен;
  • Развивает детскую фантазию и воображение;
  • Активизирует двигательную активность;
  • Рассчитан на все возрастные категории детей;
  • Отвечает гигиеническим требованиям (легко моется, безопасен);
  • Конструкции имеют эстетичный вид;
  • Занимают мало места при хранении;
  • Выполнен из недорогих и доступных материалов.

Из конструктора собираются различные конструкции - «маркеры».

Состоит из одинаковых труб 1,2м. (12 шт.) и тройников (8шт.)

  • Маркер «Дом». Может быть дополнена тканью на кольцах, съемными атрибутами (окна, балкончики, вывески, № дома), которые также как и ткань могут крепиться к кольцам с прищепками или привязываться к самому каркасу, либо могут быть использованы липучки. Можно дополнительно прикрепить крышу. Конструкция крыши состоит из длинной трубы (1,2 м), на концах которой присоединены тройники с короткими трубами. Крыша крепится с помощью клипс к верхним деталям куба и коротким деталям крыши.

  • На данную конструкцию можно сшить тематический чехол («Космос», «Подводное царство» и т.д.) и использовать как для сюжетно-ролевых игр, так и как уголок уединения.
  • Для улучшения эмоционального комфорта в группе можно использовать «Куб» как для основы «Сухого дождя». Для этого, с помощью клипс, крепятся трубы большей длины с ленточками, заглушками на концах, что исключает падение лент, если они на кольцах, как в нашем случае, кроме того добавляя эстетичности конструкций. Количество труб может быть разным и возможно крепление их в разных направлениях и на разном уровне по высоте.
  • «Куб» используется и как основа для полосы препятствий во время самостоятельной и совместной деятельности детей физкультурно-оздоровительной направленности (НОД, развлечения, бодрящие гимнастики и т.д.) Для этого прикрепляются трубы большей длины, чем использованы для «Куба», с заглушками. Крепятся вертикально для разных видов ходьбы, бега и даже ползания между рейками, используя клипсы. Легко регулировать высоту перекладин. Для подлезания и перешагивания также используются трубы, большей длины, с заглушками, прикрепленные горизонтально клипсами. «Полосу препятствий» можно увеличить, вынеся ее за пределы контура «Куба», прикрепив клипсами.
  • «Куб» можно использовать, как ограничитель пространства, для организации развивающих центров, основу для помещения иллюстративного материала различной направленности. Например, внутри «Куба» выставочный павильон посвященный творчеству того или иного писателя или художника. Иллюстрации могут быть прикреплены в карманы разными способами к каркасу «Куба». Снаружи с 1 стороны «Куба» в те же карманы может быть размещен другого рода иллюстративный материал, например образцы для конструирования или другой художник и т. д., а с третьей стороны творчество другого художника, или рисунки детей. Либо «Куб» может быть посвящен 4 временам года.

2. Конструкция «Ворота»

Для двух ворот понадобится по 4 трубы (1,2м.), 2 тройника сверху, 2 короткие трубы (0,4м) сверху, 4 уголка снизу, 2 трубы (0,8м) снизу и по бокам сзади ворот на клипсах наклонно крепятся 2 трубы (1,8м) с заглушками.

  • Конструкция «Экран» это вертикально стоящий квадратный контур, обтянутый белой тканью, состоит из 4 труб по 1,2 м; 2 уголков и 2 тройников, 2 короткие трубы с заглушками, для опоры контура. Использование:
  • Теневой театр
  • Просмотр диафильмов
  • Мультимедиа
  • Кукольный театр

это вертикально стоящий квадратный контур, для декораций и фона, состоит из 4 труб по 1,2 м; 2 уголков (крепление сверху) и 2 тройников внизу. И параллельно стоящий прямоугольный контур (2 трубы по 1,2м горизонтальные; 2 трубы по 0,6м - вертикальные; 2 угольника вверху и 2 тройника внизу), 2 средние трубы соединяют обе части и являются опорой. Использование: кукольный, пальчиковый, перчаточный театр. На прямоугольный контур необходимо повесить ткань и декорации.

Это 3 вертикально стоящих квадратных контура, скрепленных между собой клипсами, каждый из которых состоит из 4 труб по 1,2м; 2 уголков и 2 тройников, внизу добавлены короткие трубы с заглушками, для устойчивости. Сверху с помощью клипс крепятся трубы с заглушками:

  • для переднего оформления сцены (2,8м), можно прикрепить и афишу;
  • для занавеса (2,10м);
  • для кулис (2,8м);
  • для съемных декораций (1,8 м).

состоит из 2 частей. Первая часть (нижняя)- это вертикально стоящий прямоугольный контур, скрепленный между собой уголками, каждый из которых состоит из 4 труб: 2 трубы - 82 см, 2 трубы - 40 см. Стол стоит на 4 ножках по 46 см.

Вторая часть (верхняя) используется для переливания воды, которая состоит из вертикальной трубы - 95 см. и 2 боковых труб – 36см., скрепленных между собой уголками. Также используются дополнительные детали: краны, воронки, заглушки.

На горизонтальную поверхность стола в зависимости от деятельности можно крепить: тазы, подносы, прозрачную раму.

Можно использовать как в здании, так и на участке детского сада в теплое время года. Обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами: с песком, манкой и водой; развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

  • Рисование на песке (песком), манке
  • Лепка из кинетического песка
  • Опыты с водой
  • Опыты с песком
  • Сухой бассейн.

Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.

Многофункциональная трёхстворчатая конструкция, разделяющая пространство. Ширма устойчиво стоит на полу. Ширма одета в кусочки ткани яркой расцветки, которые закреплены на кольцах с прищепками и с помощью петель на кнопках. Ткань легко снимается и стирается. Напольная ширма предназначена для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.), театральных постановок с использованием различных видов кукол, как уголок уединения, разделение пространства, развития двигательной активности. На ткани с одной стороны сделаны прозрачные карманы, в которых можно расположить наглядный материал.

Консультация для воспитателей

« Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС ДО »

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Костогорова Лилия Ахмадьяновна

2016 год

Консультация по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО»

Письмо Минобрнауки России от 28.02.14 № 08-240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования

«Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой программы Организации (группы) образовательное оборудование, мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы) .

Образовательная среда включает… РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детскую игру, предметное содержание образовательных областей и другие условия… »

Принципы по ФГОС ДО

полифункциональность

трансформируемость

вариативность

насыщенность

достаточность

Безопасность

Основные принципы построения развивающей среды

Принцип дистанции позиции при взаимодействии - принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого (Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности - это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды (Использование больших модульных наборов; стен, ширм)

Принцип стабильности-динамичности. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности: использование сборно-разборной мебели; игрушечной мебели; емкостей для хранения игрушек; мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, здесь же возможно создание тематических зон (Использование игровых столов сложной конфигурации; Мебель-трансформер; Игрушки-заменители).

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Эстетическая организация среды, следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип. Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;

Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

В организации предметно-пространственной среды группового помещения предлагается рамочная полифункциональная конструкция зонирования группового помещения Н. А. Коротковой

Рамочная конструкция должна быть конкретизирована воспитателем «под свою группу» в зависимости от возможностей ДОУ и от состава детей.

Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое пространство на три части:

1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности,

2) активную зону,

3) рабочую зону,

для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

Рабочий блок (50%) Здесь размещаются центры науки, игротека (математики, искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия позновательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Все центры маркируются с помощью табличек с условными обозначением.

Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между блоками (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т. п.) . Разделение смысловыми маркерами включает также ковры и ли подиумы. Каждый блок включает соответствующий материал. Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.) . Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.

Детские столы и стулья

Доска

Стеллажи

Игровые настенные панели

Магнитные плакаты

НОД и виды самостоятельной детской деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская) .

Блок активной деятельности (30%) Блок для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п. (условно – «активная» зона). Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, физкультурный инвентарь.

Ковер

Крупный конструктор

Крупные игровые маркеры

Игровые модульные трансформеры

Игровые настенные панели

Физкультурное оборудование

Виды самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевая игра,

двигательная. конструирование

Блок спокойной деятельности (20 %) Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности».

Ковер

Столик, диван

Многофункциональные ячеечные стеллажи

Уголок природы

Ширма (театральный, музыкальный уголки)

Мобильный игровой стол

Виды самостоятельной деятельности: чтение, музыкальная, театрализованная, режиссерская игра, коммуникативная, познатательно-исследовательская

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

Использование компонентов предметно-пространственной среды

Группа ДОУ может иметь свое название и соответствующий ему стиль оформления, которая может лечь в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки - данные его родителей, контактные телефоны.

С целью индивидуализации педагогического процесса могут использоваться следующие компоненты детской субкультуры: стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа; в приемных групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (6-7 лет). В группе оформляется Уголок именинника, «Паровозика желаний» и т. д.

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение».

В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика ‘Я молодец, я научился».

Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.) .

Коллекционирование - доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».

Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.) .



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png