К сожалению, бывают такие ситуации, когда новоиспеченная мамочка сталкивается с проблемами у новорожденного, например, малыш часто срыгивает или у него проблемы со стулом. В такие моменты у многих родителей наступает приступ паники. Конечно, ведь они не знают, что делать в таких случаях. Давайте немного приподнимем «завесу» и рассмотрим самые частые проблемы новорожденных. А это срыгивания, затрудненный стул, нехватка молока и колики.

Срыгивания у новорожденных.

Срыгивания у новорожденных это довольно частые явления, которые, чаще всего, не являются признаком какого-либо заболевания. Обычно срыгивания происходят после кормления ребенка грудью или бутылочкой. Дело в том, что вместе с молоком кроха иногда может заглотнуть небольшое количество воздуха, который рано или поздно выйдет наружу и не один, а с пищей. Возникает срыгивание. Чтобы предотвратить подобное, новорожденного обязательно после кормления нужно поддержать «столбушком», т. е. в вертикальном положении, прижав его животик к своему плечу и не опускать до тех пор пока он не срыгнет воздух. Однако если ребенок во время кормления сразу же уснул, то не нужно его беспокоить. Просто положите малыша на бочок.

Внимание! Если у новорожденного срыгивания стали частыми и обильными, есть вероятность патологии. В этом случае обязательно обследуйте своего малыша в больнице и в первую очередь сводите его к хирургу и неврологу. Более подробно о срыгивании у новорожденных вы можете прочитать в .

Колики у новорожденных.

Кишечные колики – приступы боли, возникающие в результате скопления газов в кишечнике. Колики у детей обычно начинаются после трех недель жизни. Первые признаки кишечных коликов: малыш постоянно плачет, сучит ножками, отказывается от груди и беспокойно спит ночью.

Как лечить:

  • Для начала постарайтесь уменьшить газообразование. Обратите внимание, как малыш захватывает ваш сосок. В идеале – он должен взять в ротик всю ареолу.
  • Во время коликов приподнимите новорожденного в вертикальное положение так, чтобы его животик оказался прижатым к вашей груди или животу. Тепло исходящее от вас согреет малыша и снимет газообразование.
  • Не торопитесь давать крохе вторую грудь. Пусть он сначала высосет первую до самого конца. Считается, что так малыш получит самое полезное грудное молоко, т. е. «заднее».

Проблемы стула у новорожденных.

По стандарту здоровый ребенок должен оправляться после каждого кормления. Но, к сожалению, на самом деле такое случается очень редко. Чаще всего у многих малышей стул бывает либо один раз в день, либо через день, а то и через два дня. Что делать в таких ситуациях? Как решить подобную проблему у новорожденного?

Оказывается, по мнению большинства медиков, дети, находящиеся на грудном вскармливании могут не оправляться в течение 6 дней, и здесь ничего страшного нет. Наоборот, это доказательство тому, что грудное молоко ребенком полностью усваивается без остатка.

Однако если малыш при задержке стула стал беспокойным и постоянно плачет, не стоит ждать столько дней, помогите ему, например, специальными свечками, которые вы можете приобрести в любой аптеке. Ну, а для профилактики давайте малышу больше питья и отвар шиповника. Известно, что шиповник помимо того, что является отличным общеукрепляющим средством, так он еще действует как легкое слабительное.

Нехватка грудного молока.

Иногда у некоторых мамочек через две-три недели после родов уменьшается количество молока. Не стоит паниковать это так называемый лактационный криз. Как правило, он проходит через 3-4 дня. Просто когда малыш подрастает, ему требуется большее количества молочка, чем раньше, а молочные железы не успевают за его повышенным аппетитом, вот и получается нехватка грудного молока. Но как уже было сказано ранее, все вскоре восстановится.

В период лактационного криза ни в коем случае не прекращайте прикладывать ребенка к груди. Также, можете самостоятельно стимулировать лактацию с помощью частого сцеживания и обильного теплого питья.

Кстати, чтобы не растеряться когда у новорожденного возникают какие-либо проблемы, заранее запаситесь аптечкой.

Аптечка новорожденного:

  • Бриллиантовая зелень (зеленка) и перманганат калия (марганцовка).
  • Перекись водорода.
  • Ватные палочки, стерильная вата и бинты.
  • Травы для купания: череда и ромашка.
  • Пипетки.
  • Электронный градусник.
  • Спринцовка, газоотводная трубка, аспиратор для чистки носика.
  • Детский крем и присыпка.

Теперь, думаю, столкнувшись с проблемой у новорожденного крохи вы не станете паниковать, а грамотно ему поможете.

Научные исследования последних десятилетий выявляют новые свойства грудного молока и грудного вскармливания. Грудное вскармливание оказывает положительное влияние на физическое, умственное, психоэмоциональное и речевое развитие ребенка, закладывает основы здоровья малыша на многие годы вперед.

Однако в России, как и во многих других странах, отмечаются низкие показатели распространенности грудного вскармливания. По данным официальной статистики Минздрава России за 2003 г., лишь 41,7 % женщин кормят младенцев до 3-6 мес и 33,9 % — до 6-12 мес. Основной причиной прекращения грудного вскармливания является нехватка грудного молока, реже — болезнь ребенка или матери.

В нашей стране уделяется большое внимание вопросам естественного вскармливания детей, разработана и внедряется концепция охраны и поддержки грудного вскармливания на всех этапах оказания медицинской помощи матери и ребенку, широко распространяется Инициатива ВОЗ и ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» . На 1 июня 2004 г. в Российской Федерации уже 165 акушерских стационаров в 35 субъектах федерации были удостоены этого звания.

Расширенный охват медицинских учреждений данной Инициативой, а также разработка механизмов проведения периодической переоценки этих учреждений для обеспечения поддержания стандартов, долгосрочной стабильности и доверия к ней являются одними из важнейших направлений новой глобальной стратегии по питанию детей грудного и раннего возраста.

Центральное место в реализации целей Инициативы занимает подготовка кадров и повышение квалификации специалистов. С помощью разработанных ВОЗ и ЮНИСЕФ программ обучения администрация, медицинский персонал учреждений родовспоможения и детства учатся организовывать мероприятия по поддержке грудного вскармливания в учреждении, ведению и поддержке лактации среди кормящих матерей. Весь персонал родильного стационара, а также медицинские работники, оказывающие последующую помощь матерям после выписки, должны давать согласованные и точные консультации по вопросам грудного вскармливания.

Для того чтобы получить статус «Больницы, доброжелательной к ребенку», каждое учреждение, оказывающее услуги по родовспоможению и уходу за новорожденными, принимает на себя обязательство осуществить «Десять шагов успешного грудного вскармливания», которые изложены в совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб». К ним относятся обязательства по обеспечению условий для раннего прикладывания малыша к груди в родильном зале, для совместного пребывания матери и ребенка с момента появления малыша на свет и продолжения исключительно грудного вскармливания, осуществляющегося по требованию ребенка, в течение всего времени пребывания в стационаре.

Данные научных исследований свидетельствуют о важности внедрения принципов Инициативы «Больница, доброжелательная к ребенку» в практику родовспомогательных учреждений для обеспечения продолжительного грудного вскармливания и увеличения доли исключительно грудного вскармливания в первые 6 мес жизни ребенка. Исходя из этого, с целью поддержания устойчивого результата в долгосрочном плане, ВОЗ и ЮНИСЕФ разработали комплекс средств по мониторингу и повторной оценке родовспомогательных учреждений на предмет соответствия международному статусу.

Предпринятая изначально в целях поддержки грудного вскармливания в акушерских стационарах Инициатива распространяется в настоящее время и на другие оказывающие медицинские услуги учреждения, такие, как частные больницы, перинатальные центры, центры здоровья, детские медицинские учреждения и др., которые внедряют принципы успешного грудного вскармливания.

Преимущества грудного вскармливания

Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу. Оно содержит все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы и полностью обеспечивает потребности детского организма в пищевых компонентах в первые 6 мес жизни.

К числу важнейших достоинств женского молока относятся: оптимальный и сбалансированный уровень пищевых веществ; высокая усвояемость женского молока организмом ребенка; наличие в молоке широкого спектра биологически активных веществ и защитных факторов (ферментов, гормонов, иммуноглобулинов и др.); благоприятное влияние на микрофлору кишечника; стерильность; оптимальная температура и др.

Состав грудного молока не постоянен, он изменяется во время кормлений, в зависимости от времени суток, а также в процессе лактации. Общий объем выработки материнского молока и потребления его ребенком чрезвычайно изменчив: в среднем потребление молока грудными детьми находится в пределах 680-850 мл в сутки, но иногда эти величины могут колебаться от очень малых количеств до более 1 л в день, что зависит от частоты и эффективности сосания. Потребление грудного молока ребенком в период исключительно грудного вскармливания увеличивается, достигая постоянного уровня 700-800 мл примерно через 1-2 мес, и после этого возрастает лишь незначительно.

Грудное молоко характеризуется сбалансированностью белкового и жирового компонентов. Оно, в отличие от коровьего молока и смесей домашнего приготовления, содержит меньше белка. Белки женского молока богаты незаменимыми аминокислотами и хорошо усваиваются детским организмом.

Только грудное молоко содержит некоторые незаменимые жирные кислоты, такие, как эссенциальные полиненасыщенные, выполняющие пластические функции и необходимые для нормального развития ребенка.

Углеводы в женском молоке представлены до 90% лактозой и являются основным источником быстроутилизируемой энергии. Усвоение лактозы происходит в тонкой кишке. Лактоза способствует всасыванию кальция, железа, цинка, магния и меди. Кроме лактозы в женском молоке содержится галактоза, необходимая для метаболических процессов в нервной клетке.

Чрезвычайно важно то, что женское молоко содержит иммунологические и биологические активные вещества, антитела, которые защищают ребенка от различных микробных и вирусных инфекций и аллергических реакций .

Грудное молоко содержит относительно большое количество витамина А, группы В, а также витамины К, Е, Д и С.

Кроме того, в состав женского молока входит липаза, облегчающая переваривание жиров, и многие другие полезные пищевые компоненты, отсутствующие в коровьем молоке и детских смесях домашнего и промышленного приготовления.

Таким образом, грудное молоко представляет собой поистине незаменимый продукт, предназначенный самой природой для вскармливания детей первого года жизни. Оно имеет значительные преимущества перед искусственными смесями для ребенка, матери, семьи и общества в целом. Несмотря на развитие науки и индустрии детского питания, альтернативы грудному вскармливанию нет. Оно превосходит все заменители, в том числе и детские адаптированные молочные смеси промышленного производства.

Рациональное вскармливание является одним из важнейших условий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка: нормальное созревание различных органов и тканей, оптимальные параметры физического, психомоторного, интеллектуального развития, устойчивость младенца к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

Преимущества грудного вскармливания для здоровья ребенка

Грудное вскармливание обеспечивает гармоничное развитие ребенка: улучшаются показатели его физического, психического и умственного развития; снижается риск развития синдрома внезапной смерти.

В первые 3 года жизни (особенно в первый год) ребенок крайне нуждается в прямом контакте с матерью: ласках, прикосновении, поглаживании, укачивании, ношении на руках, речевом и зрительном контакте. Исследования показали, что кормление материнским молоком способствует эмоциональному и психическому здоровью ребенка, улучшает его память и интеллект, снимает стресс.

Кроме того, дети, находящиеся на грудном вскармливании, имеют более высокие показатели по части остроты зрения и психомоторного развития, что связано с наличием в молоке ненасыщенных жирных кислот. У них уменьшаются аномалии прикуса благодаря улучшению формы и развитию челюстей.

Получающий грудное молоко ребенок меньше подвержен инфекционным заболеваниям желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, респираторным инфекциям, менингитам, отитам и пневмониям, развитию пищевой аллергии.

Характер вскармливания на первом году жизни в значительной степени определяет состояние здоровья ребенка не только в раннем возрасте, но и в последующие периоды его жизни. Обменные нарушения, возникающие при нерациональном вскармливании младенцев, являются фактором риска развития в будущем ожирения, заболеваний сердечно-сосудистой системы, в частности гипертонической болезни, сахарного диабета, бронхиальной астмы, онкологических и других заболеваний.

Преимущества грудного вскармливания для здоровья матери

Раннее начало грудного вскармливания сразу после рождения ребенка способствует более быстрому восстановлению сил матери после родов, ускоряет сокращение матки за счет выделения окситоцина и уменьшает риск развития послеродовых кровотечений.

Исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес является надежным способом защиты от беременности в результате секреции пролактина и его тормозящего действия на овуляцию в послеродовой период.

У кормящих матерей, как правило, быстрее снижается масса тела, возвращаясь к показателям, которые были до беременности. В будущем у них уменьшается риск развития рака молочной железы и яичников. Кроме того, у женщин, кормивших грудью, улучшается минерализация костей и снижается степень выраженности остеопороза в пожилом возрасте.

Грудное вскармливание и связанные с ним забота и уход за младенцем способствуют улучшению психоэмоционального состояния матери, формированию привязанности между матерью и ребенком, установлению гармоничных отношений в семье.

Кроме того, многие исследователи отмечают, что грудное вскармливание способствует установлению прочной духовной связи между матерью и ребенком, остающейся на всю жизнь. В дальнейшем маме, научившейся с первых месяцев хорошо понимать своего малыша, легче не потерять с ним контакт и в периоды возрастных кризисов, и когда ее ребенок станет подростком. Выросший ребенок по-прежнему ощущает, что он любим, и это придает ему уверенности в жизни. А мама, выкормившая одного или нескольких малышей, чувствует себя состоявшейся: чего бы ни достигла она в жизни, самую главную свою задачу она выполнила.

На сегодняшний день мы недостаточно знаем о том, как распространение грудного вскармливания влияет на обстановку в обществе. Но можно предположить, что чем больше вокруг нас будет кормящих и кормивших женщин, а также детей, выросших на материнском молоке, тем человечнее станут отношения между людьми.

Медицинские работники учреждений родовспоможения и детства должны проводить разъяснительную работу среди пациенток, консультировать молодых матерей, напоминать им об основных правилах грудного вскармливания.

Основные правила успешного грудного вскармливания

  • Необходимо прикладывать ребенка к груди матери в течение первого часа после рождения. Ребенок при этом получает ценное вещество — молозиво.
  • Следует обеспечить круглосуточное совместное пребывание в одной палате матери и ребенка.
  • Необходимо осуществлять телесный контакт матери и ребенка «кожа к коже», он важен для установления тесной эмоциональной связи между ними.
  • Следует следить за тем, чтобы ребенок был правильно приложен к груди.
  • Грудное вскармливание нужно осуществлять по требованию ребенка, а не по расписанию.
  • Если потребуется, следует кормить ребенка также и ночью.
  • Нельзя давать новорожденному и грудному ребенку никакой другой пищи и питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, когда для этого имеются медицинские показания.
  • Не следует давать ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).
  • Необходимо кормить ребенка исключительно грудным молоком до 6-месячного возраста.
  • С 6-месячного возраста обязательно нужно вводить адекватный прикорм.
  • Следует продолжать грудное вскармливание ребенка до года и более.

Режим и техника грудного вскармливания

Обучение матери технике и практике грудного вскармливания, основным методам сцеживания молока, уходу за молочными железами должно проводиться на занятиях в «Школе материнства» при женской консультации или детской поликлинике и продолжаться в родильном доме и детской поликлинике.

Если раньше в роддомах учили матерей мыть соски перед кормлением, то сейчас эта процедура считается необязательной, так как частое мытье может повредить кожу сосков и спровоцировать возникновение трещин.

Техника прикладывания ребенка к груди

  • Сядьте удобно.
  • Возьмите ребенка на руки, поверните к себе и прижмите к своему телу. Новорожденного ребенка следует придерживать снизу за все тельце, а не только за плечи и головку.
  • Голова и тельце малыша находятся на одной прямой линии.
  • Лицо малыша обращено к маме, а носик — напротив соска.
  • Грудь мама поддерживает снизу указательным пальцем. Большой палец — сверху груди, но не близко от соска.
  • Помогите малышу — коснитесь соском его губ.
  • Ждите пока ребенок широко откроет ротик.
  • Быстро придвиньте малыша к груди, направьте его нижнюю губу чуть ниже соска, а сосок в рот.
  • Сосок находится глубоко во рту малыша, его кончик — в самой глубине рта ребенка.
  • Мама должна почувствовать, как губы и десны малыша крепко сжимают ареолу (коричневатый круг возле соска).
  • Нижняя губка ребенка должна находиться чуть дальше от основания соска, чем верхняя.
  • Язык ниже ареолы. Он закрывает нижнюю десну и губу.
  • Ребенок должен захватить не только сосок, но и коричневый кружок, причем больше снизу.
  • Во время процесса кормления мама ощущает, как молочко выделяется из груди, а малыш сглатывает его. Маме не больно.
  • Кормление грудью должно доставлять удовольствие обоим — и матери, и ребенку.

В среднем за сутки следует проводить 8-12 кормлений. При правильном кормлении ребенок сосет медленно, ритмично, глубоко, нет втягивания воздуха (со звуком) и раздувания щек.

Большое значение имеет полное сцеживание молока после кормления. Оно стимулирует дальнейшую лактацию и служит профилактикой лактостаза.

Техника ручного сцеживания

Тщательно вымойте руки; удобно сядьте, держа чашку возле груди; положите большой палец на ареолу над соском, а указательный палец — на ареолу под соском, напротив большого; нажимайте большим и указательным пальцами внутрь, в направлении грудной клетки.

Если ручного сцеживания недостаточно, т. е. оно не приводит к полному опорожнению молочной железы и возникает угроза лактостаза и мастита, можно прибегнуть к помощи молокоотсоса (Medela, Chicco). , моделирующего физиологическое сосание. Маме надо обучиться методике его использования. Докармливать ребенка сцеженным молоком следует не через соску, а с помощью ложки, поильника, других доступных сейчас специальных систем, чтобы ребенок не отказался от груди, пососав из бутылочки с соской. Посуда, поильники и другие специальные системы российских и зарубежных производителей в широком ассортименте представлены в аптеках и магазинах, продающих товары для кормящих матерей и детей грудного возраста.

Типичные ошибки при кормлении грудью

Ребенок «жует» (сосет) только сосок, язык малыша работает на кончике соска, губы малыша всасываются внутрь, если ребенок в начале кормления заглотнул немного воздуха, сразу после кормления надо поднять его вертикально, положить его голову на плечо матери и похлопать слегка по спинке — воздух из желудка выйдет, что предупредит срыгивание.

Возможные проблемы при грудном вскармливании

Плоские или втянутые соски . Такие соски встречаются редко и не являются препятствием к грудному вскармливанию. В этом случае можно использовать формирователи сосков (Medela), которые вкладываются в чашечку бюстгальтера. Если после родов ребенок не может взять грудь, молоко необходимо сцеживать и кормить им ребенка из чашечки параллельно с применением формирователей сосков. Через 2-4 нед обычно соски увеличиваются настолько, что прикладывание ребенка к груди становится возможным.

Трещины на сосках . Чтобы избежать их возникновения, следует точно выполнять правила прикладывания ребенка к груди. Главное, чтобы нижняя десна малыша не терлась о сосок (язык ребенка закрывает его нижнюю губу и десну). Когда кормление закончено, надо выдавить несколько капель молока, смазать им сосок и оставить на 15-20 мин: пусть подсохнет на открытом воздухе. Такая процедура очень полезна. Если трещинка все-таки образовалась и болит, мать должна начинать кормить ребенка со здоровой груди. Когда молоко начнет прибывать, следует приложить малыша к другой груди. Если боль сильная, надо прервать кормление на 1-2 дня, но продолжать сцеживать молоко из травмированной груди при помощи молокоотсоса. Кормите ребенка сцеженным молоком из ложечки (чашечки). Обработайте соски пуреланом (100% ланолин). Между кормлениями целесообразно использовать пористые одноразовые и многоразовые вкладыши для бюстгалтера или вентилируемые накладки, которые соберут вытекшее молоко и дадут соску просохнуть. Эта продукция представлена в ассортименте таких фирм, как Medela, NUK, «Наша мама», Flava и др.

Если ранка долго не заживает, следует обратиться к врачу.

Нагрубание груди . Нередко, когда молоко прибывает впервые, грудь вследствие обилия молока становится тяжелой, твердой, горячей. Как избежать этого? Выход только один: ребенок должен сосать грудь часто. Нельзя оставлять грудь «без работы». Тогда молока будет вырабатываться столько, сколько нужно малышу.

Если ребенку не под силу отсасывать большое количество молока, излишки после кормления надо сцеживать. Иногда помогают легкий массаж груди и сосков, теплый душ перед началом кормления, холодный компресс на грудь, применение гомеопатических средств (по назначению врача) и др.

Закупорка протока (лактостаз) . Ткань молочной железы разделена на 10-20 секций. Из каждого сегмента выходит по протоку. При закупорке протока молоко не вытекает из груди, образуется болезненная припухлость с красноватым цветом кожи. Может повыситься температура.

Этого не следует допускать. При правильном прикладывании ребенка к груди и достаточной длительности кормления (без ограничения) все будет в порядке.

Действия должны быть такими же, как и при нагрубании: более частое прикладывание ребенка к груди, сцеживание, массаж грудной железы.

Мастит . При нарушении техники кормления, появлении лактостаза, трещин сосков, если мать не сцеживает до конца молоко, может развиться мастит. У женщины возникает недомогание, повышается температура тела, прощупывается болезненное уплотнение участка молочной железы, отмечается покраснение кожи над ним. При этом заболевании мать должна продолжать естественное вскармливание ребенка. Необходима помощь врача. Противопоказанием к кормлению грудью является наличие гноя в молоке. В серьезных случаях могут потребоваться лечение антибиотиками и даже хирургическое вмешательство. Необходимо применять клинический молокоотсос, чтобы предупредить застой молока в зоне воспаления, улучшить кровоснабжение и лимфатический дренаж молочной железы. При этом лактация не нарушается, и это позволяет продолжить естественное вскармливание ребенка после исчезновения воспалительных явлений.

Невылеченный мастит может стать причиной абсцесса груди — образуется болезненная горячая флюктуирующая (наполненная жидкостью) припухлость. В этом случае требуется оперативное лечение.

Недостаточное количество молока (гипогалактия) . Практически все женщины способны к лактации (выработке молока), истинно патофизиологические причины неспособности к грудному вскармливанию встречаются крайне редко. Если маме кажется, что у нее мало молока, это легко проверить. При недостаточном количестве молока отмечается плохая прибавка в весе (меньше 500 г за месяц). Малыш мочится меньше 6 раз в день (моча концентрированная). Стул у ребенка «сухой», редкий и в малом количестве. Малыш часто плачет после кормления. Сами кормления частые и очень продолжительные.

В ряде случаев гипогалактия носит преходящий характер и длится обычно не более 3-4 дней. Поэтому в это время кормящая мама должна избегать докорма искусственными смесями.

Для стимуляции лактации во время кормления одной грудью, рекомендуется сцеживать (стимулировать) вторую грудь, используя молокоотсос. Когда ребенок закончит сосать с одной стороны, следует поменять ребенка и молокоотсос местами. Если ребенок откажется брать пустую грудь, следует сцедить обе груди молокоотсосом (10-15 мин) и сцеженным молоком докормить ребенка. Кроме того, для стимуляции лактации можно по назначению врача применять гомеопатические препараты, фитотерапию, точечный массаж и др.

Если же малыш хорошо прибавляет в весе и часто мочится, это значит, что молока ему достаточно.

Ребенок отказывается от груди . Такое возможно, если ребенок заболел, в этом случае нужно обязательно вызвать врача. Трудности с кормлением грудью могут возникнуть: при использовании бутылочек, сосок; при неправильном прикладывании ребенка к груди; при нагрубании молочных желез и др. Этого нельзя допускать. Иногда маме кажется, что ребенок отказывается от груди. На самом деле он может реагировать на нервное состояние матери, на резкий запах духов, дезодоранта и т. п. Причину отказа необходимо установить и устранить.

Плач. Если ребенок часто плачет, надо найти причину этого: голодный, мокрый, пучит живот, заболел, холодно, хочет спать, мешает табачный дым и др.

Мама должна научиться «переводить» плач ребенка. Малыша надо взять на руки, покачать, перепеленать, дать грудь. Если это не помогло, сохраняйте спокойствие, снова попытайтесь устранить причины плача. Не получилось? Вызывайте врача.

Заболевание кормящей матери . Даже при инфекционном заболевании мамы надо продолжить грудное вскармливание. В грудном молоке содержатся иммуноглобулины, они-то и защитят ребенка от инфекции. Если мать принимает какие-то лекарства, это не является препятствием для кормления грудью, так как они попадают в молоко в малых количествах. Однако врач обязательно должен знать о том, что пациентка кормит грудью ребенка.

Противопоказания к грудному вскармливанию . Абсолютных противопоказаний к грудному вскармливанию мало. Основными противопоказаниями к грудному вскармливанию со стороны матери являются ее инфицирование некоторыми вирусами, особенно ВИЧ, открытая форма туберкулеза и некоторые лекарственные препараты, которые принимаются женщинами в период грудного вскармливания.

Основные принципы питания и режима дня кормящей матери

Следует увеличить калорийность пищи на 700-1000 ккал в сутки. Общая калорийность рациона должна составлять 3200-3500 ккал.

В рацион необходимо включить: 1 л молока (в любом виде); 150 г мяса или рыбы; 20-30 г сыра, 100-150 г творога, 1 яйцо (потребность в белках на 60-70% должна удовлетворяться за счет белков животного происхождения); 50 г масла (1/5 — за счет растительных масел); 200-300 г фруктов; 500-600 г овощей (из них картофеля не более 1/3); объем жидкости должен составлять около 2 л (избегать газированных напитков).

Рекомендуется включать в меню гречневую и овсяную каши, ягоды, соки, компоты. Матери следует избегать острых приправ и пряностей, лука, чеснока, хрена, других продуктов такого рода, так как они могут придавать молоку неприятный вкус и запах, и есть риск, что ребенок откажется от груди. Во избежание появления аллергических реакций у ребенка, надо ограничить употребление шоколада, яиц, копченостей, некоторых видов фруктов (цитрусовых) и ягод (земляники, клубники и др.), консервированных продуктов.

При кормлении грудью запрещается курение, употребление алкогольных напитков и кофеина. Эти факторы, наряду с усталостью, стрессом, дефицитом сна, могут не только ухудшить вкус грудного молока, но и вызвать у ребенка беспокойство, нарушение сна и диспептические (кишечные) расстройства.

Диета кормящей матери должна быть разнообразной, содержать не только достаточное количество жидкости, но и витаминов, и минеральных веществ. Принимать пищу целесообразно 5-6 раз в день, обычно за 30 мин до кормления ребенка. Это способствует образованию молока.

Кормящей матери необходимы хороший отдых, прогулки на свежем воздухе по 2-3 ч в день. Родные должны позаботиться, чтобы мама спала не менее 8 ч ночью и желательно 1-2 ч днем.

Информацию о пользе грудного вскармливания, его неоспоримых преимуществах перед искусственным вскармливанием, сведения о преимуществах свободного вскармливания, условиях становления и сохранения полноценной лактации женщина должна получать при обращении в лечебно-профилактические учреждения родовспоможения и детства, начиная с периода беременности: от врача-акушера и акушерок в женской консультации; врача-акушера и акушерок родильного дома; врача-педиатра и медицинских сестер палат «мать и дитя»; участкового врача-педиатра и участковой медицинской сестры детской поликлиники.

Л. В. Абольян , кандидат медицинских наук
Н. З. Зубкова , кандидат медицинских наук
ММА им. И. М. Сеченова, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, МОЦМП, Москва

Чем больше у мамы с папой полезной информации, тем меньше тревог и проблемм у новорожденных.

Первые месяцы жизни младенца — время счастливое и очень волнительное. Как только состояние крохи перестает укладываться в нормы, озвученные педиатрами, родители получают отличный повод для паники. Давайте выясним: когда действительно стоит переживать, а когда — для тревоги нет оснований. Обычно начальную информацию о состоянии новорожленного родители получают из , проведенной неонатологом.

2. Проблемы новорожденных - Трудности перехода.

Самые большие волнения одолевают новоиспеченных родителей в первые три месяца. Первые 100 дней — особенный период в жизни младенца. Кроха после 9 месяцев спокойного созревания в околоплодной жидкости попадает в „безводный" мир, переживая при рождении сильнейший стресс. Все это не может не отразиться на внешнем виде и состоянии крохи. Многие из этих „странностей" младенцев являются нормой и не требуют специального лечения.

Физиологическая эритема. Цвет кожи у новорожденного красный, кроха напоминает помидорчик или вареного омара. К концу вторых суток эритема достигает максимума, а затем постепенно, к концу недели, цвет кожи приобретает бледно-розовый оттенок.

Половой криз. На 8-10-е сутки жизни у некоторых деток (как у девочек, так и у мальчиков) можно заметить . Нередко бывают выделения белого цвета из молочных желез и отечность половых органов. У новорожденных девочек не исключаются кровянистые выделения из половых путей. Все эти явления связаны с материнскими половыми гормонами, которые какое-то время после родов продолжают циркулировать в кровяном русле ребенка. Спустя 2-3 недели эти симптомы сойдут на нет сами по себе. Поэтому категорически воспрещается (!) выдавливать секрет из молочных желез и обрабатывать грудь крохи какими-либо лекарственными средствами.

Милии. На носу, подбородке, лобике малыша заметны гладкие, белого цвета угри, размером с булавочную головку. Это накопившийся внутриутробно секрет сальных желез крохи. Поводов для беспокойства опять-таки нет — через месяц-другой они исчезнут.

3. Проблемы новорожденных - Контрольный замер.

Обычно в первый месяц младенец прибавляет не менее 300 г к весу при выписке. Во втором месяце прибавка больше — от 900 до 1100 г. Затем ежемесячный привес составляет в среднем 700 г и так до полугода. С 6 до 9 месяцев, когда малыш начинает активно двигаться, набор веса замедляется и ежемесячная прибавка составляет около 500 г, а с 9 месяцев и до года вес увеличивается на 300-350 г в месяц.

Однако детишки не всегда хотят соответствовать нормам, составленным педиатрами, и тогда молодая мама начинает волноваться: не голодает ли ее кроха, достаточно ли ему молока? Особенно актуальна эта проблема при грудном вскармливании, когда объем съеденного измерить не так уж просто.

Самый простой способ — провести тест „на мокрые пеленки". В течение суток малыша оставляют без подгузника и считают, сколько раз он по-писает. Если кроха мочился не менее 10 раз, то с питанием у него все в порядке. Можно также взвешивать ребенка до и после каждого кормления. Существует несколько способов расчета количества молока, необходимого грудничку.

Согласно методу Шкарина, младенцу в возрасте 8 недель хватает 800 мл молока в сутки. Если ребенок младше, то он должен получать на 50 мл меньше за каждую неделю, если старше — на 50 мл больше. Например, малыш в возрасте трех недель должен съедать за сутки: 800 - 50 х 5 = 550 мл. А объем грудного молока для 10-недельного малыша: 800 + 50 х 2 = 900 мл.

Метод Гейбенера и Черни основывается на соотношении объема пищи и веса ребенка. В течение первых недель жизни количество грудного молока составляет 1/5 от веса ребенка, до 3 месяцев — 1/6 веса, в 3-5 месяцев — 1/7 веса, а во втором полугодии жизни — 1/8 веса.

Способ Маслова предлагает определить, не голодает ли кроха, основываясь на научных данных о калорийности грудного молока, в котором содержится в среднем 700 ккал. Кроха до 3 месяцев нуждается в 125 ккал на 1 кг веса, с 3 до 6 месяцев потребность уменьшается до 110 ккал, а с 6 месяцев и до года она составляет около 100 ккал на 1 кг.

4. Проблемы новорожденных - Выходные данные.

Не меньше, чем рацион, молодых родителей интересует содержимое подгузника. Если это содержимое запаздывает с появлением или его вид отличается от привычного, беспокойным родителям становится не по себе.

Для начала давайте разберемся со сроками. Конечно, нередко груднички пачкают подгузники после каждого кормления или 1-2 раза в день. Но вообще считается, что у младенцев на грудном вскармливании дефекация раз в 2 дня — это тоже вполне нормальное явление. Так что если ваш малыш не какает уже пару дней, но при этом бодр, весел и доволен жизнью, тревожиться рано. Но если ребенок кряхтит, тужится и плачет, а стул при этом твердый, а не кашицеобразный — обязательно идите к участковому педиатру. Кстати, внимательное ознакомление с содержимым подгузника тоже бывает весьма полезно. Итак: клейкий, липкий, черный или черно-зеленый стул только родившегося малыша нормален, это так называемый меконий. Волноваться стоит, если в первую неделю жизни ребенка меконий так и не появился.

Обычный стул грудного младенца зернистый, творожистый или однородный желтого или горчичного цвета. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, стул более сформировавшийся, обычно светло-коричневого или желтого цвета. Частая дефекация при водянистом стуле зеленоватого цвета свидетельствует о диарее, твердый стул отдельными кусочками со слизью или кровью — признак запора. Кроме того, стул с кровью может рассказать о наличии анальной трещины или аллергии на молоко, а слизистый стул зеленого или светло-желтого цвета — о присутствии в организме вируса, например гриппа, или наличии желудочной инфекции. Если ваш малыш принимает препараты с железом, его стул наверняка станет черным, это нормально. И наконец, познакомив подросшего кроху с банановым пюре, вы можете обнаружить в подгузнике нечто напоминающее глистов. Не пугайтесь, это волокна банана!

5. Проблемы новорожденных - Вечный зов.

В первые месяцы после рождения ребенка мамы обычно с разочарованием обнаруживают, что их радужным мечтам о сладко спящем в своей уютной колыбели малыше, похоже, так и не суждено сбыться — кроха ведет активную ночную жизнь, кричит и плачет. Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Ваш малыш — беспомощное существо, которое не имеет другой возможности рассказать о своих потребностях, кроме как с помощью хныканья и плача. Но это конечно же не всегда означает, что крохе плохо или больно. Возможно, ему некомфортно лежать на спинке или малыш так сигнализирует о мокром подгузнике, о своем желании оказаться поближе к маме. Не нервничайте, а последовательно исключайте возможные причины:

♦ переоденьте кроху;

♦ переложите на бочок;

♦ приласкайте малыша, возьмите его на руки и походите по комнате.

Что же касается сна, то вряд ли стоит тревожиться, что младенец недосыпает. Совсем крохотные дети отлично умеют спать во время еды. Поэтому обустройте удобное место для кормления и отдыхайте, пока малыш дремлет у груди, Кстати, сосательные движения — природный релаксант, он облегчает беспокойство ребенка из-за колик или прорезывающихся зубов. Попробуйте воспользоваться слингом — приспособлением, дающим возможность малышу расслабиться рядом с мамой, а вам — получить свободу перемещения, не расставаясь с любимым крохой.

Все выше описанные проблемы новорожденных внимательная мамочка может (и должна) заметить еще до выписки из роддома. Однако, это только внешние проблемы. А внутренние симптомы, такие как , изменение формы и размеров головного мозга (при прохождении крохой половых путей), и др. можно выявить только при ультразвуковом исследовании. Поэтому мы настоятельно рекомендуем до выписки сделать УЗИ внутренних органов ребеночку (с обязательным описанием-заключеним доктора), а также УЗИ мочеполовой системы молодой маме (как это делается во всех цивилизованных странах).

Сколько длится период грудного возраста?

С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира.

Особенности роста и развития грудного ребенка

Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка.

Наблюдается три «пика» двигательной активности:

пик – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми.

пик – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством.

пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы.

Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности.

Развитие ребенка в первый год жизни

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием и очень важен для становления его физического и психического здоровья. Данный возрастной период имеет характерные анатомо-физиологические особенности, учитывая которые следует проводить лечебно-профилактические мероприятия. Неблагополучная экология, заболевания матери во время беременности, патология в родах, не всегда рациональное питание. Вот неполный перечень тех причин, которые могут спровоцировать различные заболевания у малыша.

Заболевания детей первого года жизни

Максимально щадящий подход к лечению заболеваний в раннем возрасте является одним из основных критериев лечения и профилактики. Поэтому к фармпрепаратам, которые используются для лечения новорожденных и грудных детей, предъявляются самые высокие требования по безопасности (отсутствие токсического воздействия, аллергических реакций и других побочных эффектов на детский организм). Также важны удобная форма выпуска, приятные органолептические свойства.

Среди наиболее распространенных состояний и заболеваний, с которыми сталкиваются педиатры у детей в период грудного возраста, особенно в амбулаторных условиях, выделяют: ОРВИ, острые желудочно-кишечные заболевания, состояния возбуждения и беспокойства различной этиологии, нарушения сна, функциональную диспепсию, тяжелое прорезывание зубов, кишечные колики, метеоризм, опрелости, диатез, дисбиоз, гипербилирубинемию новорожденных, поствакцинальные реакции. Все чаще встречается низкая реактивность организма, формирование аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы.

Прорезывание зубов у грудных детей

Даже если ребенок растет здоровым, родителям приходится переживать трудности, связанные с прорезыванием зубов, периодическим срыгиванием, функциональной диспепсией, диатезом и т.д. При прорезывании зубов, сопровождающемся местным воспалением и болезненностью десен, используют местные анестетики. Однако при тяжелом прорезывании (с температурой, беспокойством, расстройством стула) требуются дополнительные препараты. Что касается диспепсии и срыгивания, то здесь наблюдается дефицит безопасных и эффективных средств.

Прививки у грудных детей

Добавьте к этому в период грудного возраста проблему прививок. Шутка ли, с первых дней жизни и до года получить 10 вакцинаций, особенно если учесть, что АКДС является самой аллергенной вакциной с высоким риском развития тяжелых осложнений и реакций. А ведь эта искусственная антигенная нагрузка наслаивается на «знакомство» с обыденными вездесущими микробами окружающего мира. Подготовить организм к этой нагрузке химиотерапией практически невозможно, так как сами химиотерапевтические препараты нагружают организм.

Запоры и поносы у детей

У младенцев часто наблюдается склонность к запорам или поносу. Если при запоре есть возможность использовать мягкие растительные препараты, то при поносах или расстройстве стула используется более жесткая терапия химическими препаратами.

Диатез у детей

От 3 до 5 месяцев чаще всего дебютирует аллергический диатез, реализуясь в худшем случае в экзему. Применение антигистаминных и гормональных средств (наружно и внутрь) при диатезе только загоняет проблему вглубь, а потом трансформируется или проявляется экземой.

ОРВИ у детей

Естественная эпидемиологическая ситуация, то есть несколько неосложненных ОРВИ в сочетании с неумением дышать ртом и нежелательным применением сосудосуживающих препаратов, тоже доставляет немало хлопот. Нерациональное применение жаропонижающих средств при ОРВИ чревато ослаблением иммунного ответа и развитием осложнений. Если же ОРВИ осложняется отитом, пневмонией, менингитом и т.д., то неизбежна антибиотикотерапия, которая быстро приводит к диарее за счет лактазной недостаточности и кишечного дисбиоза.

Как ухаживать за новорожденным в первый год жизни?

В период грудного возраста сон и бодрствование у младенца не зависят от времени суток, режимы, соответствующие дню и ночи, начинают проявляться у ребенка к 2 – 3 мес. жизни.

Новорожденному необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить доступ свежего воздуха, выполнять гигиенические процедуры, свободное пеленание, поскольку поза с согнутыми ногами является защитной, уменьшает поверхность теплоотдачи и обеспечивает должный уровень теплопродукции.

Для нормального нервно-психического развития важна эмоциональная связь матери и ребенка во время кормления грудью. Надо побуждать интерес новорожденного к визуальным сценам; не позволяйте ему долго плакать, чтобы малыш не накричал пупочную грыжу. Кроме того, быстрая реакция на плач ребенка, ласковые интонации способствуют установлению крепкой привязанности между матерью и малышом.

Следует обращать внимание на глубину сна новорожденного, его реакцию на звук, активность сосания, особенности крика. Длительный «хныкающий» плач, особенно по ночам, без видимой причины, свидетельствует о высокой нервной возбудимости ребенка, монотонный плач без эмоциональной окраски – о нарушении ЦНС.

Уход за грудным ребенком

Ежедневный уход за здоровым младенцем, в особенности за новорожденным, предполагает: промывание, закапывание глаз при их «закисании», необходимость очищения носовых ходов 1 – 2 раза в сутки. Учитывая особенно тонкую, ранимую и густо васкуляризированную слизистую данных органов, наиболее безопасными в плане травматизации, сенсибилизации и пересушивания являются препараты:

  • «Окулохеель» – для глаз,
  • «Эуфорбиум композитум С» – для носа.

Эти препараты по составу максимально приближены к физиологическим жидкостям организма и способствуют нежному очищению слизистых. Оказывают умеренный противоотечный, противовоспалительный и противоаллергический эффекты.

При опрелостях используется мазь «Траумель С», которая наносится тонким слоем на пораженную область 2 – 3 раза в день. Длительность применения зависит от динамики улучшения состояния кожи.

В этой статье:

Первый год жизни ребенка называют грудным возрастом. Это связано с тем, что на протяжении данного времени ребенок обычно находится на грудном вскармливании. Кроме того, первый год – время стремительного роста и физического развития малыша. Только за первые шесть месяцев кроха удваивает свой вес, а за год увеличивается в полтора раза!

Именно поэтому развитие грудного ребенка требует предельного внимания со стороны родителей и специалистов. И если последние досконально знакомы с нормами и отклонениями в развитии, то первые чаще имеют мало информации по данному вопросу. Попробуем это исправить. Каждой маме следует знать, как должен развиваться ее ребенок!

Физическое развитие грудничка

Грудной младенец имеет особенно интенсивный обмен веществ. Данная активность способствует высокому темпу физического развития малыша. Это притом, что у грудничков сформировались еще не все системы, принимающие участие в обмене веществ. К ним относятся нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная системы.

В связи с этим маленькие дети нуждаются в
оптимальном уходе, учитывающем их физиологические возможности. Новорожденные плохо защищены от инфекций, так как у них еще не выработался иммунитет к инфекционным заболеваниям. Необходимо оберегать детей грудного возраста от контактов с больными и регулярно делать им профилактические прививки.

За год ребенок не только увеличивается в росте и весе, но и начинает говорить, ходить, обзаводится зубами, переходит на новую пищу. Все это отражается на психике малыша. Чтобы все процессы прошли беспроблемно, необходимо правильно организовать внешнюю среду, взаимоотношения с близкими людьми, а также уход.

Улучшить обмен
веществ может калорийное питание. Однако пищеварительная система грудничка не отличается зрелостью, а ферментный аппарат – активностью, что еще раз подтверждает необходимость кормления грудью.

Пищеварительный аппарат вследствие своего несовершенства становится слабым местом детского организма, способствуя регулярным расстройствам пищеварения и стула, которые могут появиться даже после малейших нарушений вскармливания, а также из-за простого ОРЗ или аллергии на ряд продуктов.

Развитие рефлексов

Жизнедеятельность новорожденного малыша осуществляется посредством безусловных рефлексов, а грудничка – условных рефлексов. Самыми первыми вырабатываются рефлексы на звуки и изменение пространственного положения, позже – тактильные и зрительные. Спустя небольшой промежуток времени ребенок начинает поворачивать головку, а потом всем телом тянуться к источнику звука или новому предмету.

Условно-рефлекторные связи напрямую связаны с функциональным созреванием коры головного мозга, а нервная
деятельность – с факторами внешней среды, преимущественно с поведением родителей. То есть нервная система малыша развивается тем быстрее, чем больше внимания от родителей получает ребенок. Маме и папе рекомендуется не только разговаривать с крошкой, а еще петь песни, держать его на руках, ходить по помещению, выполнять гимнастику и массажик, играть в пальчиковые игры и погремушками.

Общение – самый мощный стимул для развития малыша. Известно, что дети из домов ребенка, лишенные эмоционального контакта с родными, развиваются хуже сверстников, живущих в семьях.

Развитие грудничка в первые месяцы жизни

В течение первых месяцев после рождения наблюдается прогрессирующее созревание центральной и периферической нервной системы малыша. Быстро развивается и растет скелетная мускулатура, вместе с тем увеличивается и двигательная активность ребенка, что приводит к ускоренному физическому и умственному развитию.

В этом возрасте
ребенка нельзя ограничивать в движении, которое непосредственно влияет на развитие. Тугое пеленание – это один из главных ограничителей, как, впрочем, и тесная одежда.

Грудничок нуждается в движении, являющемся проявлением его жизнедеятельности и развития. Всего несколько месяцев отделяет малыша от хаотичных и неосознанных движений до поддерживающих определенную позу и обеспечивающих передвижение в пространстве.

Первый день рождения большинство деток отмечают, твердо стоя на ногах. На то, как быстро и уверенно кроха встанет на ножки, большое влияние имеет деятельность коры головного мозга, связанная с общением с людьми. Так что, дорогие родители, старайтесь общаться с малюткой как можно больше и того же требуйте от бабушек и дедушек. Причем общение не должно строиться на сюсюканье. Ваш сын или дочь – это настоящий человек, пусть и маленький. Разговаривайте с ним соответствующим образом!

Головной мозг
новорожденного очень мал, но вот его кровоснабжение достаточно велико, и именно оно обеспечивает быстрый рост мозговой ткани, регулярно насыщая ее кислородом. В течение первого года жизни вес мозга увеличивается более чем в два раза. При этом в мозговой ткани содержится много жидкости, чего не стоит бояться, а стоит, наоборот, успокоиться, поняв, что склонность к судорожным состояниям связана именно с этим фактом.

В 2-3 месяца новорожденный может рассматривать игрушки, следить за яркими движущимися предметами, поднимать грудь и голову, лежа на животе, моргать при быстром приближении предмета, имитировать мимику взрослых, самостоятельно поворачиваться на бок и переворачиваться со спины на живот и обратно, улыбаться.

Развитие ребенка в 4-5 месяцев

С четырех месяцев ребенок может недолго сидеть без посторонней помощи, легко переворачиваться и хорошо держать голову. Висящие над головой игрушки он уже не просто рассматривает, а хватает ручками и тянет к себе, ощупывая, стуча, пробуя на вкус.
Также у малыша начинает развиваться речь – пока с громких «разговоров» в виде несвязного лепета, который постепенно перейдет в слоги, а со временем и в слова.

К пяти месяцам кроха начинает различать синий, зеленый и красный цвета. Чадо начинает пробовать самостоятельно садиться, а также стоять при помощи родителей. Движения рук и ног становятся все более координированными. Малыш перестает промахиваться, начинает долго держать в руках игрушки, подражать звукам и певуче гулить.

Развитие малыша в 6-8 месяцев

С полугода ребенок самостоятельно сидит, поднимается на локтях, ползает, ест из ложки, берет пищу губами. С восьми месяцев у малыша
появляется желание ходить, что он регулярно пробует делать. Именно поэтому родителям следует быть очень внимательными, чтобы кроха ненароком не упал и не ушибся.

В это же время ребенок радует родителей ладушками, которые «были у бабушки», активно повторяет любые другие движения руками. Кроха самостоятельно ест хлеб, печенье, пьет из бутылочки или поилки.

Ребенок в 9-12 месяцев

В 9-10 месяцев многие детки уже не просто уверенно стоят на ногах, но и начинают ходить. Сначала со взрослыми и при помощи всяческих приспособлений, а потом и самостоятельно. Кроме того, малышам нравится выполнять ритмичные приседания, удерживаясь за диван, журнальный столик или стул.

Обогащается мимика, жестикуляция ребенка, повышается стремление во всем копировать окружающих. Игры приобретают смысл, показывая наличие развивающегося интеллекта. У малыша появляется желание в игровой форме решать трудные ситуации и задачи, например складывать кубики в сортер, вкладывать стержень в кольца от пирамидки.

В год дети прекрасно ходят, держат чашку и начинают говорить первые слова. К этому времени самое сложное остается позади, а интересное – впереди. Родителям годовалого малыша предстоит узнать и научиться очень многому и приятному. Чего мы им и желаем!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png