Любимый, долгожданный ребенок для родителей - не только радость, но и ответственность. Ведь до тех пор, пока малыш не в состоянии самостоятельно передвигаться, делать выбор, разговаривать, именно мама с папой становятся его опорой и стимулом для развития. Какую информацию необходимо знать взрослым о психомоторном развитии ребенка, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на возникшие трудности?

Как определить нормальное развитие младенца

Важность периода внутриутробного развития и появления на свет велика. К моменту рождения многие системы и органы находятся в состоянии развития, и до функциональной зрелости еще очень далеко. Для выживания ребенка в новой (агрессивной) среде необходимо обеспечить соответствующий уход и условия.

Адаптация ребенка к окружающей среде и его физиологическая сформированность оцениваются в первые минуты появления на свет по шкале Апгар (названа по фамилии врача, создавшего ее). Замеры проводятся на первой, пятой и десятой минутах жизни. Если показатели изменяются в сторону увеличения, констатируется факт хорошей адаптации малыша к окружающей обстановке. В таблице отражено пять показателей жизнеспособности организма новорожденного: цвет кожи, сердцебиение, рефлексы, дыхание, мышечный тонус. Оценка от семи до десяти баллов подразумевает хорошее, своевременное психомоторное развитие ребенка в будущем. Если оценка после первого и второго замера осталась на низком уровне, врачи диагностируют нарушенное развитие и назначают соответствующее медицинское сопровождение.

Этап появления на свет ребенка влияет на формирование всей последующей жизни человека, поэтому недооценивать его нельзя.

Что включает в себя термин "психомоторное развитие"

Созревание нервной системы и центров головного мозга у детей проходит от рождения до семи лет. Окончательное физиологическое формирование завершается к юности. В связи с этим отмечается гетерохронность развития психического и физического развития.

В педагогике и психологии фраза «психомоторное развитие» подразумевает своевременное формирование таких характеристик, как моторика, статическая работа мышц, сенсорные ощущения, мышление, речь, социальная адаптированность. Для составления достоверной картины актуального развития ребенка сравнивают его показатели с достижениями нормально развивающегося одногодки. Шкалы нормативного психомоторного развития для каждого периода жизни ребенка разработаны на основе многолетних наблюдений врачей и педагогов, основаны на практических исследованиях. Однако очень часто слова специалиста о несоответствии развития малыша нормативному минимуму разбиваются о стену непонимания и протеста родителей.

Почему важно следить за психомоторным развитием ребенка и вовремя коррегировать его:

  • и умения которых формируются вовремя (по шкале), стопроцентно успешно справляются с обучением, имеют хорошую базу для становления самодостаточной личности, хорошо адаптируются в социальной среде;
  • если отклонение в психомоторном развитии происходит по всем параметрам в сторону уменьшения, то в данной ситуации для выравнивания процессов необходима помощь специалистов (часто узкопрофильных), сами родители с такой проблемой справиться не в состоянии;
  • в случае если способности и умения малыша опережают возрастную норму, также не стоит расслабляться, ведь с талантливыми детьми работать нужно с учетом их индивидуальных особенностей.

Периодизация развития ребенка

Наступление кризисных периодов в детстве имеет прямую корреляцию с формированием новых умений, навыков, созреванием нервной системы и отделов головного мозга. Одним словом, это скачкообразная перестройка организма, которая и вызывает у малыша определенный «дискомфорт», и не только у него. Родителям приходится переживать вместе с детьми шесть этапов взросления:

  • новорожденность (адаптация к среде обитания);
  • кризис одного года (связан со сменой положения в пространстве, началом хождения);
  • кризис трех лет (условно этот период может начаться с полутора до трех лет, связан с выделением ребенком своего «Я»);
  • кризис семи лет (начинается с шести и может проявляться до восьмилетнего возраста, связан с формированием словесно-логического мышления);
  • кризис пубертатного периода (с одиннадцати до пятнадцати лет, имеет физиологическую основу);
  • кризис юности (наступает с пятнадцати и может длиться до восемнадцати лет, связан с формированием личности).

Прослеживается закономерность: чем лучше готовы родители к проявлению новых навыков у детей, тем благополучнее протекают кризисные этапы для воспитанников. Конечно же, нельзя забывать, что мальчики и девочки формируются и развиваются «на разных скоростях» благодаря отличию физиологической природы.

Шкала нормативного физического и психомоторного развития детей учитывает все особенности формирования ребенка. В большинстве случаев достаточно вовремя уделить немного внимания формированию того или иного навыка, не упуская и малыш даже не вспомнит, что сталкивался с какими-то проблемами.

Если же у малютки наблюдается системная задержка психомоторного развития, то полумерами положение не исправить. Обычно такая картина наблюдается при серьезном нарушении формирования органических процессов, следовательно, выровнять развитие ребенка без помощи специалистов практически невозможно.

Формирование личности ребенка до трех лет

Для простоты использования шкалы нормального развития малыша ее размещают практически во всех «Дневниках развития ребенка». Существуют разные виды, формы и издания этого пособия, но суть неизменна: помощь родителям.

Общение, речь, мышление и самообслуживание также формируются на протяжении длительного времени и имеют свои возрастные вехи. Психомоторное развитие до года проходит очень активно, подготавливая организм ребенка к прямохождению. К трехлетнему возрасту малыш уже готов к коммуникации с окружающими людьми. В случае задержки психомоторного развития такой эффект, в зависимости от тяжести нарушения, наблюдается в возрасте 4-5 лет.

Личностные особенности дошкольника

С 3 до 7 лет дети активно осваивают пространство через подвижные игры, разные виды деятельности и спорта. Самостоятельное передвижение дает возможность изучать пространство и предметы окружающего мира. Стоит отметить, что уровень психомоторного развития дошкольников зависит не только от способностей детей, но и от желания взрослого обучать ребят. Навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в это время, носят больше социальный характер и зависят от правильного научения. Роль взрослого в формировании личности ребенка только возрастает.

В повседневной жизни ребенок становится более самостоятельным, усваивает навыки самообслуживания (умывается, одевается, убирает за собой, правильно ест). При помощи взрослых осваивает и научается независимому выполнению многих физических упражнений (ездит на двухколесном велосипеде, играет в теннис и другие подвижные игры, требующие координации движений). Научается различать основные сенсорные эталоны (форма, цвет, фактура, объем и т.д.), овладевает графическими навыками. При условии нормы развития к семи годам ребенок овладевает образной стороной высказывания (не только понимает образное сравнение, но и применяет самостоятельно), умеет правильно артикулировать все звуки родной речи и интонационно выстраивать высказывание.

Что значит готовность к школе

Успешно пройдя период «почемучки» и «фантазера», ребенок готовится к поступлению в школу. С целью изучения особенностей психомоторного развития детей психологи и логопеды проводят тесты, по результатам которых рекомендуют поступление в первый класс или другие варианты обучения. К сожалению, родители редко прислушиваются к рекомендациям специалистов, надеясь на «авось перерастет», «впереди целое лето, повзрослеет» и т.д.

Одно дело, если у малыша выпадают 1-2 функции, которые при должной педагогической поддержке выравниваются достаточно быстро. Но если ребенку рекомендована программа по компенсации задержки психомоторного развития у детей, то приоритет просто очевиден. Опять же, к сожалению, не для всех родителей.

Важность выбора образовательного маршрута

Часто нарушение психомоторного развития вызвано такими факторами, как развивающаяся глухота, слепота, дементные процессы нервной системы, тяжелые заболевания нервной системы (например, ДЦП, органическая форма ЗПР), педагогическая запущенность. В таких случаях детям рекомендуют разные образовательные маршруты, которые подбираются специалистами в соответствии с существующими проблемами. Стоит заметить, что программы адаптированы к обучению детей с разными образовательными потребностями, но родители часто не в состоянии оценить реальное положение вещей мотивируя свой отказ фразой «мой ребенок не хуже остальных».

На самом деле он не хуже и не лучше, просто у него другие потребности, которые он не удовлетворит, обучаясь по обыкновенной школьной программе. Обучение в итоге для ребенка в лучшем случае станет настоящей каторгой, если не вызовет сопутствующего заикания. Но об этом взрослые задумываются редко.

Дети с особенным развитием

Первое, в чем нуждаются особенные дети - это понимание взрослыми этой особенности и предъявления требований с учетом существующей ситуации. Одинаковых людей нет, поэтому что благо для одного, для другого - смерти подобно. Принцип «быть как все» работает только во вред ребенку. Дети все разные, но им одинаково хочется испытывать радость победы, прикосновения к чему-то новому, безусловную любовь родителей. Поэтому взрослым стоит взвесить все за и против? принимая решение о дальнейшей судьбе особенного ребенка.

Младший школьник: нужна ли ему помощь

Поступление в первый класс - это, прежде всего, стресс. Ожидаемый, контролируемый, дозированный (в определенной степени), но все же… Если в детском саду ребенок чувствовал себя как рыба в воде, то в школе на первое место выходит процесс обучения, поэтому помощь взрослых просто необходима. Иногда поддержка и уверенность родителей в успехах ученика позволяют «дышать свободнее».

Малышей должно проходить под пристальным контролем родителей. В возрасте от 0 до 3 лет многие проблемы можно снять при помощи детского массажа. Специалистов такого класса найти трудно, но возможно.

Проблемы, возникающие в раннем детстве, в основном достаточно быстро коррегируются благодаря обилию сенситивных периодов на этом промежутке жизни. Поэтому решение их нельзя откладывать на потом - будет уже поздно.

Выбор образовательного маршрута ребенка должен обосновываться не требованиями родителя к ребенку, а потребностями последнего в развитии и образовании.

Во время принятия какого-либо решения помните: дети рассчитывают на безусловную любовь родителей.

Одинаковых людей нет, поэтому берегите неповторимый мир своего ребенка.

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды.

Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система закладывается уже на первых этапах развития эмбриона (2-3-я неделя), в течение внутриутробного периода происходит ее интенсивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее развитие и дифференцировка происходят под воздействием внешней среды до 20-25-летнего возраста.

Оценка нервно$психического развития происходит в соответствии с разработанными стандартами развития. На первом году жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году - 1 раз в квартал, на третьем - 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие - это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

1) соматовегетативный, или первые два года жизни;
2) психомоторный, или 3-6-й годы жизни;
3) этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7-10-й годы жизни;
4) аффективно-идеаторный этап - 11-12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возрастных кризисов в 2-4 года, 7-8 лет, в период полового созревания (см. табл. 3-8).

Таблица 3
Показатели нервно=психического развития детей первого года жизни
(Н. М. Келованов, С. М. Кривина, Э. Л. Фрухт, 1985 г.)

Возраст Зрительные
риентировоч ные реакции
ЗР (Аз)
Слуховые
ориентировочные реакции
СР (Ас)
Эмоции и социальное поведение (Э) Движение руки
(ДрВ) /
Действия
с предметами
(ДП)
Движения
общие
(ДО)
Понимаемая речь
(ПР)
10
дней
Удерживает
в поле зрения
движущийся
предмет (ступенчатое слежение)
Вздрагивает
и мигает
при резком
звуке
18-
20
дней
Удерживает
в поле зрения
неподвижный
предмет (лицо
взрослого)
Успокаивается при
сильном
звуке
1
мес.
Сосредоточивает взгляд на
неподвижном
предмете, на
лице говоря щего с ним
взрослого.
Появляется
плавное прослеживание
движущегося
предмета
Прислуши вается к зву ку, к голосу
взрослого
Первая
улыбка
в ответ на
разговор
взрослого
Лежа на
животе,
пытается
поднимать
и удерживать
голову
Издает
отдельные
звуки
в ответ
на раз говор
с ним
2
мес.
Длительное
зрительное
сосредоточение на лице
взрослого или
неподвижном
предмете.
Длительно
следит за движущейся игрушкой или
взрослым (до
1 года)
Ищущие повороты головы при длительном
звуке (прислушивание)
Быстро
отвечает
улыбкой
на разговор с ним
взрослого.
Длительное зрительное
сосредоточение на
другом
ребенке
Лежа на
животе,
поднимает
и непродолжительно
удерживает голову (не
менее
5 с)
Произносит
тдельные
звуки
3
мес.
Зрительное
сосредоточение в вертикальном положении (на
руках
у взрослого)
на лице говорящего
с ним взрослого, на игрушке

«Комплекс
оживления»:
в ответ на общение
с ним (проявляет радость
улыбкой,
оживленными движениями рук,
ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего
звуки

Случайно
наталкивается руками на
игрушки,
низко висящие над
грудью на
высоте до
10-15 см
Лежит на
животе
несколько минут
опираясь
на предплечья
и высоко подняв голову. При поддержке под
мышки
крепко упи рается ногами, согнутыми
в тазобедренном суставе.
Удерживает
голову в вертикальном
положении
См.:
«Комплекс
оживления»
4
мес.
Узнает
мать (радуется)
Находит
глазами
источники
звука
Громко
смеется
на обращение
Рассматривает и захватывает
игрушки
Длительно
гулит
Поддерживает
руками
грудь
матери
5
мес.
Отличает
близких
от чужих
Узнает голос матери, различает
строгую
и ласковую интонации
голоса
Радуется, гулит Часто
берет
игрушки из
рук
взрослого
Лежит на
животе
Произносит
отдельные
слова
Хорошо ест
из
ложки
6
мес.
По-разному реагирует на
свое
и чужие
имена
Берет
игрушки,
находясь
в любом положении
Переворачивается
с живота на
спину
Произносит отдельные
слоги
Хорошо ест
с ложки
7
мес.
Размахивает игрушкой,
стучит
ею
Хорошо
ползает
На вопрос «Где?»
находит
взглядом
предмет
Подолгу
лепечет
Пьет из
чашки
8
мес.
Смотрит на
действия
другого
ребенка,
смеется
или лопочет
Занимается
долгое
время
с игрушками
Сам
садится
На вопрос «Где?»
находит
несколько предметов
Громко
произносит
различные
слоги
Ест корочки
хлеба, сам
держит
хлеб
в руке
9
мес.
Плясовые движения
под плясовую
мелодию
(если дома поют
ребенку
и пляшут
с ним)
Догоняет ребенка,
ползет
ему навстречу.
Подражает
действиям
другого
ребенка
Действует
с предметами
по-разному
в зависимости
от их
свойств
(катает,
открывает,
гремит
и пр.)
Переходит
от
предмета
к предмету,
слегка
придерживаясь за
них руками
На вопрос «Где?»
находит
несколько предметов независимо
от их
местоположения
Знает
свое имя
оборачи вается на
зов
Подражает
взрослому,
повторяет за
ним
слоги,
которые
уже
есть
в его
лепете
Хорошо
пьет из
чашки,
слегка
придерживая ее
руками.
Спокойно
относится
к высаживанию
на горшок
10
мес.
Действует рядом с ребенком
или одной игрушкой
с ним
Самостоятельно
и по
просьбе
взрослого выполняет
разученные
действия
(открывает, вынимает,
складывает)
Входит
на высокую
поверхность
и сходит
с нее
(ступенька). Идет
вперед
с поддержкой за
обе руки
По просьбе
«Дай»
находит
среди игрушек и
дает зна комые
предметы. При заигрывании
выполняет
разученные
ранее действия
и движения
(«догоню»,
«сорока ворона»)
Подражает
взрослому,
повторяет за
ним
новые
слоги, которых
нет в его
лепете
Закрепляются
умения,
приобретенные в
9 месяцев
11
мес.
Радуется приходу детей.
Избирательное
отношение
к детям
Овладевает новыми действиями
с игрушками, выполняет
их по слову взрослого:
снимает
и одевает
на стержень
кольца
с большими отверстиями
Стоит
самостоя тельно
без
опоры.
Делает
первые
самостоятельные
шаги
Первые
обобщения
в понимае мой речи:
по просьбе
взрослого
находит
любой мяч,
куклу. По
просьбе
взрослого
выполняет
разученные действия (кормит, водит
куклу)
Произносит
первые
словаобозначения,
например
«дай»,
«мама»
Закрепление
умений,
приобретенных
в 10 месяцев
12
мес.
Узнает на
фотографии
знакомое
лицо, например
мать.
Различает две
контрастные
формы
предметов
Протягивает
другому ребенку
игрушку
сопровождает
это смехом
Выполняет самостоятельно
разученные действия
с игрушками: катает, или лепетом.
Ищет
игрушку,
спрятанную другим ребенком
Ходит
самостоятельно (без
опоры) водит,
кормит.
Переносит
действия,
разученные с одним предметом, на
другой
Понимает
без показа
названия
предметов,
действий,
имена
взрослых,
выполняет
поручения:
«Принеси», «Найди»,
«Отдай тете», «Положи на
место».
Понимает
слово
«нельзя»
Легко
подражает новым
слогам.
Произносит 5-
10 облегченных слов

Таблица 4
Показатели нервно=психического развития второго года жизни (М. Н. Аскарина, К. П. Печора, 1978 г.)
Возраст Понимание речи
(Рп)
Активная речь
(Ра)
Сенсорное
развитие (Ср)
Игра
и действия
с предметами (Ип)
Движения
(Дв)
Навыки (Н)
1 год
3 месяца
Запас понимаемых слов
резко расширяется
Пользуется
лепетом и отдельными облегченными
словами в момент двигательной активности,
удивления
Ориентируется в двух контрастных величинах
предметов
(типа кубов)
с разницей
граней в 3 см
Воспроизводит
в игре
действия
с предметами, ранее разученные
Ходит длительно, не
присаживаясь, меняет
положение
(приседает,
наклоняется, поворачивается,
пятится)
Самостоятельно ест
густую
пищу
ложкой
1 год
6 месяцев
Обобщает
предметы
по существенным
признакам
понимаемой речи
(в «конфликтной
ситуации»)
Словами облегченными
и произнесенными
правильно
называет
предметы
и действия
при сильной
заинтересованности
Ориентируется в 3-4 контрастных
формах предметов (шар,
куб, кирпичик)
Отображает в игре отдельные, часто
наблюдаемые действия

(брусочки)
приставным шагом
Самостоятельно
ест
жидкую
пищу
ложкой
1
год
9
месяцев
Понимает
несложный рассказ по сюжетной
картинке,
отвечает на
вопросы
взрослых
Во время
игры обозначает свои
действия словами и двусложными
предложениями
Ориентируется в трех
контрастных
величинах
предметов
(типа кубов)
с разницей
граней в 3 см
Воспроизводит
сложные
сюжетные
постройки-перекрытия
типа ворот, скамейки
Ходит по
ограниченной поверхности
шириной
15-20 см,
приподнятой над
полом на
15-20 см
Частично раздевается
с помощью
взрослого (снимает
шапку,
ботинки)
2
года
Понимает
короткий
рассказ взрослого о событиях, бывших в опеке
ребенка,
без показа
Пользуется
трехсловными предложениями,
употребляя
прилагательные, местоимения
Подбирает
по образу
и словам
взрослого три
контрастных
предмета
разных цветов
Воспроизводит ряд
последовательных
действий
(начало
сюжетной
игры)
Перешагивает через препятствия
чередующимся
шагом
Частично надевает
одежду
(шапку,
ботинки)

Таблица 5
Показатели нервно-психического развития третьего года жизни

2 года 6 месяцев

Активная
речь

Грамматика (Г)

Говорит многословными
предложениями (более
трех слов)

Начинает употреблять сложные предложения
с придаточными

Вопросы
(В)

Появляются вопросы:
«Где?», «Куда?»

Появляются вопросы: «Когда?», «Почему?»

Сенсорное
развитие

Воспроизведение
формы (Ф)

Подбирает по образцу основные геометрические
фигуры в разнообразном
материале

В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению

Воспроизведение
цвета (Цв)

Подбирает по образцу
разнообразные предметы
четырех основных цветов

Называет четыре основных
цвета

Игра носит сюжетный характер

Появляются элементы ролевой игры

Конструкторская
деятельность

Самостоятельно делает
простые сюжетные постройки и называет их

Появляются сложные сюжет
ные постройки

Изобразительная
деятельность (Изо)

С помощью пластилина, карандаша изображает простые
предметы и называет их


Таблица 6
Показатели нервно=психического развития четвертого года жизни

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

1. Мышление и речь.
Специальные задания

Умеет группировать пред меты по классам: мебель,
посуда, одежда, животные,
птицы и др.

Группирует предметы по
несущественному признаку, например по цвету

2. Моторика. Пункт 5
«Анкеты» и специальные задания

Общая: умеет подпрыгивать
одновременно на двух ногах (на месте и продвигаясь
вперед). Ручная: самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать
на месте и продвигаться
вперед.
Не застегивает пуговицы
и не завязывает шнурки
самостоятельно

3. Внимание
и память. Пункт 7
«Анкеты»

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро,
прочно или медленно, после многих повторений, но
в целом успешно

Рассеян, невнимателен,
часто «отключается»,

4. Социальные контакты. Пункт 6 «Анкеты»

Умеет играть с другими
детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми,
других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в
детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье. Пункты 1-4
«Анкеты»

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного,
эмоционального, психомоторного характера


Таблица 7
Показатели нервно=психического развития пятого года жизни

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

1. Мышление
и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке
рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает
на вопрос, как герой попал
в данную ситуацию

Составляет рассказ, не может
ответить на вопрос, как герой
попал в данную ситуацию.
Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета

2. Моторика.
Пункт 5 «Анкеты»
и специальные
задания

Умеет прыгать на месте на
одной ноге и продвигаясь
вперед, одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда

Не умеет прыгать на одной
ноге, никогда полностью не
одевается и не раздевается
самостоятельно или делает
это очень редко

3. Внимание
и память.
Пункт 7 «Анкеты»

Внимателен, собран. Стихи,
соответствующие возрасту,
запоминает быстро, прочно
или медленно, после многих
повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается»,
с трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные
контакты.
Пункт 6 «Анкеты»


правила игры

Часто ссорится с детьми,
обижается, дерется. Избегает
других детей, любит играть

5. Психическое
здоровье.
Пункты 1-4
«Анкеты»

Без отклонений


Таблица 8
Показатели нервно=психического развития шестого года жизни

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

1. Мышление
и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке
рассказ, отобразив в нем события прошлого, настоящего
и будущего, допустимы наводящие вопросы

При пересказывании сюжета
не может ответить на вопрос,
как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

2. Моторика.
Пункт 5 «Анкеты»
и специальные
задания

Общая: умеет прыгать в длину на 70 см. Ручная: умеет
аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за
70 с всегда

Не умеет прыгать в длину
с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто или грубо пересекает линию,
много больших пробелов)
или тратит на это более 70 с

3. Внимание
и память.
Пункт 7 «Анкеты»

Внимателен, собран. Стихи,
соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или
медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен,
часто «отключается»,
с трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные
контакты.
Пункт 6 «Анкеты»

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая
правила игры

Часто ссорится с детьми,
обижается, дерется. Избегает
других детей, любит играть
в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое
здоровье.
Пункты 1-4
«Анкеты»

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера


Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

1) пищевых - сосательного, хоботкового и др.;
2) опоры - при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
3) опоры автоматической ходьбы - переступает;
4) рефлекса ползания - отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
5) хватательного - сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14-16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем - и двусложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3-6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке - пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек - семь точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисовать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца - 1 см, заглавной - 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл - наилучшая, 5 баллов - наихудшая.

В возрасте 4-6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7-10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11-12 лет начинается половое созревание, которое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независимым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;
2) в 4 месяца узнает маму;
3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;
4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;
5) в 3 года знает свое полное имя;
6) в 4 года умеет считать;
7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три - о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Анализаторы 7-10
дней
18-20
дней
1
мес.
2
мес.
3
мес.
4
мес.
5
мес.
6
мес.
7
мес.
Зрительные реакции + + + + + + +
Слуховые реакции + + + + + + +
Эмоции +
Социальное поведение + + + +*
Движения общие + + + + + + +
Движения руки
Действия с предметами + + + + +
Речевая активность +* + + + + +
Понимание речи +
Навыки + + + +
Сенсорное развитие
Игра
Конструкторская деятельность
Изобразительная деятельность

Окончание табл. 9
Анализаторы 8
мес.
9
мес.
10
мес.
11
мес.
12
мес.
1
год
3
мес.
1
год
6
мес.
1
год
9
мес.
2
года
2
года
6
мес.
3
года
Зрительные реакции +
Слуховые реакции +
Эмоции
Социальное поведение +* +* +* +*
Движения общие + + + + + + + + + +
Движения руки
Действия с предметами + + + + +
Речевая активность + + + + + + + + + Г+ +
В+ +
Понимание речи + + + + + + + + +
Навыки + + + + + + + + + О+ +
К+ +
Сенсорное развитие + + + + Ф+ +
Цв+ +
Игра + + + + + +
Конструкторская
деятельность
+ +
Изобразительная
деятельность
+

Примечания: Г - грамматика, В - вопросы, О - одевание, К - кормление, Ф - восприятие формы, Цв - восприятие цвета, * - показатель, проверяемый в дошкольных учреждениях (детском саду, доме ребенка, а в некоторых ситуациях - и в семье).

Оценка психомоторного развития проводится в установленные сроки: на первом году жизни ребенка - ежемесячно, на втором - 1 раз в квартал, на третьем - 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Таблица 10
Качественная и количественная оценка НПР у детей (К. Л. Печора, 1978 г.)

1-я группа
(50%)
2-я группа
(30%)
3-я группа
(15%)
4-я группа
(2-3%)
5-я группа
(0,5-0,7%)
1. Дети с нормальным развитием: линии
соответствуют
возрасту
1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока 1. Дети с задержкой
в развитии на
3 эпикризных
срока
1. Отставание
в развитии на
4 и более эпикризных сроков
2. Дети с опережением
в развитии: на
1 эпикризный
срок -ускоренное развитие; на 2
эпикризных
срока - высокое развитие
1 степень - по 1-2 линиям
2 степень - по 3-4 линиям
3 степень - по 5-7 линиям
3. Дети с опережением
в развитии:
часть линий
выше на 1
эпикризный
срок - дисгармоничное развитие; часть
линий выше
нормы на 2 и
более эпикризных срока - резко
дисгармоничное развитие
3. Дети с негармоничным
развитием -
часть линий
выше на 1-2,
часть - ниже
нормы на 1
эпикризный
срок
3. Дети с дисгармоничным
развитием -
часть линий
ниже, часть -
выше на 1-2
эпикризных
срока, часть
линий может
соответствовать норме
3. Дети с дисгармоничным
развитием -
часть показателей ниже на
1-2 эпикризных срока,
часть - на 3
эпикризных
срока, некоторые показатели могут соответствовать норме
3. Дети с дисгармоничным
развитием -
часть показателей ниже
нормы на 1-3
эпикризных
срока, часть -
на 4-5 эпикризных сроков, некоторые показатели могут
соответствовать норме

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока - о резко дисгармоничном развитии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

1) знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
2) если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель;
3) при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста.

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

От 1 до 3 месяцев.

Сенсорные реакции. В 1 мес жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок повертывает голову в ответ на сильные звуковые и зрительные раздражения. В 2 мес он хорошо фиксирует взор на неподвижном предмете. К 3 мес фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете. Повертывает голову и глаза к источнику звука. В этот период развивается зрительно-моторная координация. Ребенок следит за игрой собственных рук. Хорошо различает сладкое, горькое и нейтральное. Появляются дифференцированные реакции на различные болевые раздражители. Возникает восприятие контура (лицо матери).

Двигательные функции. Постепенно уменьшается характерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.

Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение, Он протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания - движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок поднимает голову и тянется вперед.

Речь. Ребенок начинает гулить. Произносит единичные гласные звуки. В момент гуления общие движения притормаживаются.

Психика. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослыми.

От 3 до 6 месяцев.

Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения, прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К концу этого периода он хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка. Ребенок различает близких и незнакомых людей. Хорошо дифференцирует некоторые голосовые интонации. Совершенствуется зрительно-моторная координация и появляется первоначальное манипулирование предметами. Ребенок быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой). Локализует тактильный раздражитель (повертывает голову в сторону прикосновения).

Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Ребенок повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.

В 3 мес в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В 4 мес начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживает руки у края одеяла и перебирает его пальцами. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания. В 3 мес появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживается в течение 4 - 5 мес, а затем исчезает. В 4 мес угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании производится много лишних движений: двигаются руки, ноги, открывается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется. В 5 -6 мес она легко возникает когда предмет оказывается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой при этом противопоставляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук преобладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор. В возрасте 6 мес лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

Речь. Гуление становится активным и протяжным. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук м. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4-5 мес во время общения со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации.

Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер. Появляется избирательная улыбка. Развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т.д.).

От 6 до 9 месяцев.

Сенсорные реакции. Зрительные и звуковые реакции имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздражители.

Двигательные функции. Появляется реакция равновесия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

В положении на животе ребенок хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок приподнимает и повертывает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку, опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С 7 мес начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает умением повертываться со спины на живот.

Умение повертываться со спины на живот, опираться на предплечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед - предпосылки для выполнения ползающих движений. Вначале в ползании принимают участие только руки. С их помощью ребенок подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении участия не принимают (ползание на животе). Ползание на животе появляется в возрасте 7 - 8 мес, ползание на четвереньках - позднее.

Более выраженной становится реакция стояния. Предварительно возникает реакция опоры на ноги. В 8 мес ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В 7 - 9 мес он уже может стоять у барьера. Совершенствуются движения кисти и пальцев. Ребенок овладевает умением разжимать кисть и класть предмет Кроме того, он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы.

Речь. В это время происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, ма, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей.



Психика. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой). Ребенок находит глазами называемых членов семьи. Требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

От 9 до 12 месяцев.

Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее число предметов и геометрических форм. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или иному виду пищи.

Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При ползании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот или иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вначале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без поддержки до хорошей ходьбы проходит 1 - 2 мес.

Речь. Ребенок повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть лепетных слов.

Психика. Ребенок хорошо различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Ребенок любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подражания. Формируются представления.

В табл. 2 представлены данные о развитии детей от рождения до 1 года.

Таблица 2

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Носят дифференцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.

Двигательное развитие. Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. К концу этого периода ходит вниз и вверх по лестнице Сначала он ходит по ней с поддержкой, а затем и самостоятельно.

Залезает на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает и бросает предметы. Перевертывает страницы в книге. Строит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.

Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает слова "здесь”, “сейчас”. Говорит 50 - 70 слов; более половины употребляемых слов - существительные.

В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух- и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.

Психика. Понимает обращенную речь. Активно играет с игрушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят дифференцированный и избирательный характер. В зрительном восприятии начинает доминировать один глаз (обычно правый). Ребенок дифференцирует предметы по массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из двух частей.

Двигательные функции. Совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии. Ребенок может ходить с предметом в одной руке. Поднимается по лестнице (делает шаги то правой, то левой ногой). Бросает и ловит мяч, при этом сохраняет равновесие. Совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. Начинает самостоятельно есть. Использует ложку и вилку. Развивается представление о схеме тела.

Речь. Ребенок оперирует развернутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающими при помощи речи.

Психика. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание. К концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов, стремится вступать в контакт с окружающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избирательный и дифференцированный характер.

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни.

Новорожденный
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц.
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца.
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца.
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца.
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев.
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев.
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев.
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев.
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев.
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев.
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев.
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев.
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Все дети развиваются по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но в неонатологии существуют определенные нормы психомоторного развития ребенка, на которые опираются педиатры, давая оценку происходящим процессам. О показателях и характерных особенностях психомоторного развития детей раннего возраста, начиная с рождения и до 12-месяного возраста, вы узнаете в этом материале.

Особенности психомоторного развития доношенных детей раннего возраста

С рождением ребенка его нервная система, главным образом головной мозг, еще продолжает развиваться. Но, несмотря на то, что нервная система еще не сформирована полностью, она в достаточной мере обеспечивает ребенка механизмами, необходимыми для связи и познания внешнего мира.

В первый год жизни малыша его нервная система развивается очень активно, особенно такие ее отделы, как кора и подкорковые центры головного мозга. На основе многолетних наблюдений за детьми первого года жизни были выявлены определенные закономерности их , соответствующие возрасту в месяцах. С момента появления ребенка на свет его нервная система начинает развиваться по строго определенным этапам. Эти этапы психомоторного развития ребенка и являются критериями оценки нервно-психического становления малыша. В основе этих критериев лежат безусловные и приобретаемые условные рефлексы, постепенное развитие навыков поведения, речи.

С первого дня жизни новорожденный ощущает вкус, запах, боль, тепло и холод. У него хорошо выражены сосательный и глотательный рефлексы, которые в основном и обеспечивают его существование в первые дни жизни. Обнаруживаются также все основные безусловные рефлексы.

Уже к концу первой недели жизни малыша у него вырабатывается условный рефлекс, связанный с определенными промежутками времени между кормлениями, своеобразный биоритм. В это же время у ребенка улучшается слух, появляются первые кратковременные эпизоды напряжения мышц шеи, которые постепенно перейдут в дальнейшем в попытку поднять и удержать головку.

В возрасте 10-20 дней малыш уже умеет удерживать в поле зрения предмет, т. е. следить за движущимся предметом, но при этом зрачки двигаются не плавно, как у взрослых, а как бы рывками (ступенчатое слежение). Иногда движения глаз несколько дискоординированы и может создаваться впечатление, что у ребенка косоглазие. Однако к концу первого месяца жизни эти явления обычно исчезают.

Учитывая особенности психомоторного развития детей, с первого дня жизни ребенка во время его бодрствования нужно общаться с ним, улыбаться, ласкать малыша, выражать свою любовь. Это будет способствовать правильному и своевременному развитию его зрения, слуха, двигательных навыков, а также речи.

Показатели психомоторного развития новорожденного ребенка первого года жизни

В 1 месяц ребенок хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете, подолгу рассматривая его. При наблюдении за движущимся предметом зрачки перемещаются уже плавно. Малыш заметно прислушивается к различным звукам, голосам, особенно родных ему людей, чувствует интонации в разговоре, его слух становится лучше. Чувствуя любовь близких и комфорт, начинает улыбаться. Психомоторное развитие ребенка в этом возрасте позволяет ему в положении на животе пытаться поднять головку и несколько секунд удерживать ее в таком положении. Движения рук и ног в этом возрасте размашистые, резкие. Конечности находятся в согнутом состоянии. В этом возрасте ребенок спит до 18-20 часов в сутки, устанавливается определенная продолжительность ночного сна и сна в промежутках между кормлениями.

В 2 месяца ребенок длительно фиксирует взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого. Может долго следить за движущимся предметом. На звук поворачивает голову в соответствующую сторону. Лежа на животе, поднимает, и непродолжительное время удерживает головку. Для тренировки мышц шеи и умения удерживать голову с 1,5-2-х месяцев рекомендуется регулярно брать ребенка на руки и, придерживая под грудку и ягодицы, удерживать в вертикальном положении. В этом возрасте тонический рефлекс и рефлекс ползания исчезают. Психомоторное развитие ребенка до года в этом возрасте усиливается. Малыш в 2 месяца уже начинает произносить отдельные звуки. Продолжительность сна составляет в среднем 18 часов в сутки.

В 3 месяца ребенок способен длительно удерживать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого, находясь в вертикальном положении. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Мышцы рук и ног приобретают нормальный тонус, движения становятся более свободными и точными. При поддержке подмышками уверенно опирается ножками в горизонтальную поверхность с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Говоря о психомоторном развитии детей до года, нужно отметить, что в 3 месяца малыш уже способен переворачиваться и долго лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Живо реагирует на попытки общения с ним близких людей: улыбается, громко смеется, машет ручками (так называемый комплекс оживления). Узнает голос матери. Испытывает эмоции, как положительные, так и отрицательные. Продолжительность сна в этом возрасте около 16-18 часов.

В 4 месяца ребенок начинает узнавать близких родственников, бурно выражая свою радость от их присутствия. Реагирует на незнакомые лица. Ищет глазами невидимый источник звука. Способен захватывать ручками висящую игрушку и долго рассматривать ее, поэтому рекомендуется вешать игрушки низко, так, чтобы малышу удобно было их захватывать. Это способствует развитию точных и целенаправленных движений рук. Во время кормления придерживает ручками грудь матери или бутылочку. При виде любимой или красивой игрушки либо при звуках музыки появляется комплекс оживления. Раннее психомоторное развитие ребенка в этом возрасте уже позволяет малышам различать цвета. Обычно в возрасте 4-х месяцев ребенок начинает гулить - произносить нараспев гласные, гортанные звуки.

В 5 месяцев ребенок по-разному реагирует на попытки общения с ним близких и незнакомых людей. Хорошо узнает голос матери, способен различать ласковые и строгие интонации при обращении к нему. Быстро и крепко берет игрушку из рук взрослого и хорошо удерживает ее. Может долго лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, высоко поднимая голову и грудь, поворачивая голову в разные стороны, переворачиваться со спины на живот. При поддерживании его подмышками стоит на ногах ровно и уверенно. Если в этом возрасте строго соблюдать режим кормления, сна и бодрствования, то ребенок хорошо и быстро привыкает к нему и начинает ему следовать.

В 6 месяцев малыш способен различать свое и чужое имя. Легко берет игрушку из любых положений, подолгу занимается ею, рассматривая с разных сторон, перекладывая из одной руки в другую. Психомоторное развитие детей раннего возраста позволяет полугодовалым малышам переворачиваться с живота на спину. Ребенок самостоятельно сидит, начинает ползать, хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. При поддержке подмышками не только уверенно стоит на ногах, но и пытается сделать шаг. Начинает произносить отдельные слоги - «ма», «да», «ба» и иные (начало лепета). Для того чтобы ребенок быстрее научился говорить, нужно поворачиваться к нему лицом при общении с ним, чтобы он следил за движениями губ при произнесении слов. К концу первого полугодия жизни малыша формируется начальное понимание речи. Ребенок поворачивает голову в сторону предметов, которые до этого ему показывали и называли.

В 7 месяцев малыш самостоятельно сидит, ползает, хорошо переступает при поддержке взрослого. Активно и подолгу занимается с игрушкой: машет, стучит, бросает. На вопрос «Где?» способен отыскивать взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Просится на руки к матери и хорошо знакомым людям. Учится пить из чашки. С 7-ми месяцев ребенок начинает подражать действиям взрослых.

В 8 месяцев ребенок самостоятельно садится и ложится, встает и переступает, держась за барьер. Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослых. На вопрос «Где?» находит несколько предметов, находящихся на своих местах. Появляется мимика, выражение на лице не только радости, но и удивления, интереса. Если психомоторное развитие ребенка до 1 года соответствует норме, то уже в этом возрасте по просьбе взрослого малыш может выполнять простые действия, выученные ранее (дать ручку, похлопать в ладоши). Поворачивает голову, когда его называют по имени. Начинает подражать отдельным звукам речи взрослых. В этот период следует поощрять познавательный интерес ребенка и развивать его с помощью правильно подобранных игрушек.

В 9 месяцев начинает «танцевать» под веселую музыку, к спокойной и грустной музыке прислушивается. Переходит от одного предмета к другому, придерживаясь за них руками, садится из вертикального положения. Активно занимается с игрушками и другими предметами, совершает различные манипуляции в зависимости от их свойств (гремит погремушками, катает шарики, открывает коробочки). На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их расположения. Хорошо знает свое имя и отзывается на него. Подражает речи взрослых, произносит с ними отдельные слоги. Продолжительность сна составляет 15-16 часов.

В 10 месяцев по просьбе взрослого выполняет различные Действия с предметами: открывает, вынимает, катает и т. п. Долго занимается с игрушками, особенно с кубиками и пирамидками. Может ставить кубики один на другой или нанизывать колечки на стержень пирамидки. По просьбе «Дай» находит и дает знакомые предметы. Психомоторное развитие ребенка в 10 месяцев позволяет ему подниматься по лестнице, подлезать под предметы. Продолжительность сна составляет 14-15 часов.

В 11 месяцев самостоятельно выполняет различные действия с игрушками по команде взрослого: ставит кубики один на другой, складывает и разбирает пирамидку. Способен стоять без поддержки и делать первые самостоятельные шаги. Делает первые попытки обобщения понятий «Дай», «На». Продолжительность сна - около 14 часов.

В 12 месяцев ребенок узнает на фотографиях знакомых, самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками. Если психомоторное развитие ребенка 1-го года жизни соответствует норме, то в этом возрасте он уже самостоятельно ходит, но продолжает много ползать. Переносит разученные действия с одного предмета на другой. Понимает без показа названия предметов, частей тела, имена знакомых, команды, выполняет поручения взрослых («Найди», «Отдай», «Принеси» ), находит среди множества игрушек именно ту, что назвал взрослый. Легко подражает новым слогам, произносит до 10-12 слов. Различает значения слов «можно» и «нельзя», поэтому к концу первого года жизни ребенка его поведением можно управлять с помощью речи взрослого.

Психомоторное развитие недоношенных младенцев

Нервная система ребенка активно развивается на первом году жизни. При рождении он получает рефлексы, позволяющие ему существовать в первые месяцы жизни, и постоянно приобретает новые навыки общения с окружающим миром. Овладение определенными навыками, отражающими нервнопсихическое развитие малыша, должно фиксироваться в определенные сроки его жизни. Существуют утвержденные нормы нервно-психического развития детей. Психомоторное развитие недоношенного ребенка имеет ряд особенностей, так как такие дети рождаются с еще несозревшей нервной системой, и это сказывается на темпах их нервно-психического развития. Поэтому многие такие малыши несколько отстают от своих доношенных сверстников. Степень отставания зависит от степени недоношенности.

Недоношенные дети, родившиеся с массой тела от 2500 г, почти не отличаются по срокам своего развития от доношенных. Отставание показателей психомоторного развития недоношенных детей первого года жизни в получении тех или иных навыков может составить 1-2 недели. Чем меньше масса тела ребенка при рождении, тем сильнее выражено его отставание в нервно-психическом развитии.

Психомоторное развитие недоношенных младенцев, родившихся с массой тела от 1500 до 2000 г, позволяет им ощущать запахи, вкус, холод и тепло. Врожденные рефлексы могут быть выражены в первые недели после рождения недостаточно, особенно сосательный и глотательный, что препятствует нормальному кормлению.

Календарь психомоторного развития недоношенного ребенка 1-го года жизни по месяцам

В первый месяц жизни врожденные рефлексы активно развиваются и затем уже мало отличаются от рефлексов доношенных детей. Зрение и слух обычно не отличаются от таковых у доношенных детей. Далее описаны особенности психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам.

В возрасте 1-2-х месяцев ребенок учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете, разглядывать его. В 2 месяца внимательно прислушивается к различным звукам, голосам, так как его слух улучшается. Первую улыбку малыша родители обычно замечают на 2-3-м месяце его жизни.

В 2,5-3 месяца ребенок уже довольно уверенно удерживает головку в положении лежа на животе.

В 3,5 месяца он уже отвечает улыбкой на улыбку и обращение к нему взрослого.

В 4-5 месяцев малыш поворачивает голову на звук, пытаясь рассмотреть источник звука. В 5 месяцев он уже хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете, может длительно рассматривать лицо матери, находясь у нее на руках в вертикальном положении. Психомоторное развитие недоношенных детей первого года жизни позволяет им к этому возрасту следить взглядом за движущимся предметом.

В возрасте 5-5,5 месяца малыш бурно реагирует на обращение к нему близких родственников: улыбается, машет ручками, издает гласные звуки, это так называемый комплекс оживления. Хорошо узнает голос матери, пробует схватить игрушку или другой интересный для него предмет. В 5,5 месяца он отвечает на нравящиеся ему события или обращение взрослых громким смехом. В полгода ребенок начинает гулить - произносить долгие гласные или гортанные звуки. Психомоторное развитие недоношенного новорожденного в этом возрасте уже позволяет малышу хватать подвешенные игрушки. Различает близких и чужих людей и часто проявляет свое отношение к ним: понравившимся он улыбается, а на неприятных ему реагирует плачем или отворачивается. Ребенок не только реагирует на звук и поворачивается в его сторону, но и определяет для себя невидимый источник, его издающий.

В 6,5 месяца малыш берет из рук взрослого игрушку и самостоятельно удерживает ее. К 7-ми месяцам гуление малыша становится более длительным и разнообразным. Он уже хорошо находит контакт с окружающим миром и вполне в нем адаптировался. Ребенок более подвижен, его движения становятся слаженными, постепенно утрачивая беспорядочный характер. Психомоторное развитие недоношенного новорожденного ребенка в этом возрасте активно продолжается. Малыш пытается переворачиваться на живот. В этом возрасте ребенок не только пьет молоко и соки, он уже довольно уверенно кушает с ложки пюре, снимая пищу губами.

В среднем с 7,5 месяца ребенок начинает лепетать - произносить отдельные слоги, иногда много раз, пытается повторять отдельные слоги из речи взрослых.

В 7,5-8 месяцев ребенок пытается ползать на животе, пока не опираясь на колени и ладошки, пробует переворачиваться с живота на спину. Он уверенно берет игрушки, которые подвешены, лежат в кроватке или предлагаются ему взрослым.

К 8,5-9 месяцам лепет малыша становится более длительным и разнообразным, он четко произносит отдельные слоги. В 9,5 месяца малыш начинает есть уже более твердую пищу, он, например, хорошо удерживает в руке кусок хлеба и откусывает от него.

В возрасте 10 месяцев ребенок уже умеет довольно хорошо ползать и учится сидеть. Он может долго заниматься игрушками, рассматривая их, пытаясь перекладывать из руки в руку, кладет одни и берет другие. К концу первого года жизни недоношенный ребенок, родившийся с массой тела от 1500 до 2000 г, овладевает всеми необходимыми навыками, и его отличия в этом плане от доношенных сверстников постепенно сглаживаются.

В 10-11 месяцев он уже самостоятельно встает, держась за неподвижную опору, и переступает, придерживаясь за нее. Уверенно сидит. Может из положения стоя около опоры сесть, а затем лечь. Хорошо стоит, удерживаемый за руки взрослым, и пытается шагать.

К 10,5-11 месяцам понимает обращенную к нему речь, знает мать и отца, свое имя, на вопрос «Где?» находит нужный предмет. В 11 месяцев становятся более сложными и его действия с игрушками: он не только уверенно перекладывает их из одной руки в другую, но и размахивает ими, стучит по полу, бросает.

К 11-12 месяцам он уже хорошо стоит и ходит, придерживаясь за руку взрослого или опору. К году ребенок повторяет за взрослыми слоги, пытается самостоятельно, без опоры, ходить.

К 13 месяцам он уже произносит некоторые простые слова, хорошо понимает и пытается повторить слова взрослых. Довольно уверенно ходит без опоры, залезает на невысокую поверхность, например на диван, и слезает с него. С поддержкой взрослых учится шагать по ступенькам, перешагивать через лужи и небольшие препятствия.

Конечно, приведенный выше календарь психомоторного развития ребенка до года усреднен, показатели могут несколько отличаться у детей с разной массой тела при рождении. Недоношенные малыши, родившиеся с массой тела до 1500 г, отстают в нервно-психическом развитии от описанной группы примерно на 2-4 недели и догоняют доношенных несколько позже.

Статья прочитана 3 388 раз(a).



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png