Мария Монтессори – выдающийся итальянский врач, педагог, антрополог, создатель уникальной системы дошкольного воспитания, получившей широкое распространение в первой половине XX века. Проработав долгое время в учреждении для детей с ограниченными возможностями, Монтессори пришла к выводу, что многие из используемых методов воспитания можно успешно применять и в отношении здоровых детей. Разработанная ею программа обучения Монтессори не теряет своей актуальности уже более 100 лет.

Монтессори педагогика что это такое?

Монтессори была убеждена в том, что в каждом ребенке от рождения присутствует мощный внутренний ресурс, постепенное раскрытие которого будет способствовать становлению гармоничной личности. Необходимо лишь создать условия для самообучения и саморазвития ребенка. Классическая система Монтессори предполагает воспитание без принуждения, нацеленное на пробуждение естественного интереса ребенка к обучению и учитывающее его физиологические особенности и психические потребности. Для достижения поставленной задачи используется специально подготовленная среда – Монтессори-классы.

Что такое методика Монтессори?

Данная педагогическая система основывается на следующих принципах:

  1. свобода выбора;
  2. минимум помощи со стороны педагога;
  3. предоставление дидактического материала;
  4. самостоятельный контроль ошибок;
  5. наличие определенных правил в Монтессори-классе;
  6. разновозрастность детей;
  7. отсутствие оценок и соревновательности.

Особенности и отличия

Что такое Монтессори педагогика? Если сравнивать с традиционным обучением, то занятия по методу Монтессори отличаются отсутствием четкой организованности. Как правило, дети расходятся по классу и выбирают деятельность в соответствии со своими интересами. Педагог ничего не предлагает воспитанникам, а лишь наблюдает и изредка подходит, чтобы подсказать, как работать с тем или иным материалом. Еще одно весомое отличие – отсутствие программ обучения, стандартов и унифицированных требований. Каждый ребенок занимается в комфортном ему темпе и делает то, что ему нравится. Система Монтессори для самых маленьких характерна и тем, что в группу ходят дети разного возраста, поэтому старшие дети нередко заботятся о младших и выступают в роли учителей.

Периоды развития

По мнению Монтессори, развитие личности ребенка проходит три основных периода: первая стадия детства (0–6 лет), вторая стадия детства (6–12 лет), юность (12–18 лет). Первая стадия детства – важная жизненная фаза, так как именно в этот отрезок времени у детей наиболее интенсивно формируются личность и способности.

Сензитивные периоды

Сензитивные периоды – одно из важнейших научных открытий Марии Монтессори. Согласно данной теории, каждый ребенок от рождения и до семи лет проходит ряд этапов особой восприимчивости в психическом и физическом развитии, в каждый из которых он легко и быстро усваивает новые знания и умения. Важно, чтобы в эти промежутки времени, проходящие безвозвратно, дети имели возможность в полной мере развить в себе соответствующие навыки.

Монтессори выделила следующие сензитивные периоды:

  1. развитие речи (0–6 лет);
  2. восприятие порядка (0–3 лет);
  3. сенсорное развитие (0–5,5 лет);
  4. восприятие маленьких предметов (1,5–2,5 года);
  5. развитие движений и действий (1–4 года);
  6. развитие социальных навыков (2,5–6 лет).

Метод Монтессори что это такое? Повлиять извне на возникновение и длительность сензитивных периодов нельзя, что свидетельствует в пользу индивидуального подхода в обучении. Также необходимо помнить: если принуждать ребенка делать что-то вне рамок соответствующего периода (к примеру, учиться читать), то результаты будут низкими или же их не будет совсем.

Комната Монтессори что это такое?

Все пространство Монтессори-класса подразделяется на пять основных зон, в каждой из которых располагается свой тематический материал. Ребенок самостоятельно выбирает зону и решает чем конкретно он хочет заняться. Комната Монтессори что это такое? В зоне сенсорного развития дети учатся различать предметы по их характеристикам и признакам, здесь находятся предметы, предназначенные для развития зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти, тактильных ощущений. В математической зоне сгруппированы материалы, призванные научить счету, понятию количества. В зоне реальной жизни ребенок с помощью предметов обычной домашней обстановки и обихода получает бытовые навыки (погладить, постирать, одеть, почистить, отрезать и т.д.), развивает концентрацию внимания, крупную и мелкую моторику. В языковой зоне собрано все необходимое для обучения письму и чтению. В «комической» зоне дети знакомятся с окружающим миром, процессами и явлениями, культурой и традициями других народов.

Обучение по Монтессори Материалы и игрушки

Монтессори-материалы призваны помочь ребенку познать мир через органы чувств, развитие сенсорики и моторики. Все дидактические материалы можно условно поделить на несколько групп. Для детей раннего возраста предназначены пирамидки, погремушки, бусины, шнуровки, сенсорные мешочки, диски, простейшие пазлы, настенные и настольные модули. Для развития математических представлений подойдут тактильные цифры, дроби-кегли, числовые штанги, математические планшеты. Для обучения письму и чтению – металлические рамки-вкладыши, прописные и печатные шероховатые буквы, подвижный алфавит. Для обучения практическим навыкам система Монтессори предлагает воспользоваться функциональными игрушками: кухонные принадлежности, предметы обихода, рамки с пуговицами, застежками и кнопками. Для сенсорного развития можно использовать конструкторы-головоломки, тактильные таблички, вкусовые баночки, шумовые цилиндры, пособия «розовая башня» и «коричневая лестница». Для музыкального развития – шумовые игрушки, молоточки, гремелки.

Кто такой Монтессори педагог?

Цель взрослого состоит не в непосредственной передаче знаний и умений, а в поддержке стремления ребенка самостоятельно познать окружающий мир. Методика Монтессори что это? Воспитатель должен тщательно следить за своими действиями и воздерживаться от активного вмешательства. Особое внимание отводится вербальному общению: педагогу следует избегать лишних малопонятных слов и выражений, стараться доносить суть кратко и ясно, максимально используя мимику и жесты. Немалое значение имеют внешний вид и манера поведения воспитателя, так как для ребенка взрослый наставник является образцом для подражания.

Педагог Монтессори что это? Главное отличие педагога Монтессори от обычного педагога – нейтральное отношение к свободной деятельности подопечного. Воспитатель со стороны наблюдает за ребенком, делая для себя определенные пометки. Позже все записи подвергаются тщательному анализу, в результате которого определяются интересы и склонности ребенка. На основе полученных данных педагог корректирует пространственно-предметную среду, привносит новые элементы. Узнать обо всем этом подробнее можно, пройдя обучение на Монтессори педагога.

Монтессори дома, самостоятельно

Если задаться вопросом «Система Монтессори что это такое?», то наиболее закономерным ответом будет – «уникальный подход к воспитанию ребенка», который вполне можно попробовать реализовать в домашних условиях. Во-первых, необходимо потратить немного времени и сил на организацию пространства. Школа Монтессори что это такое? Это удобная, красивая мебель, подходящая по росту ребенку (стол для занятий, стул, шкафчик для вещей, короб для игрушек), различные предметы обихода, призванные научить его навыкам самообслуживания. Во-вторых, нужно купить в специализированном магазине дидактические Монтессори-материалы: рамки с пуговицами, застежками и кнопками, металлические рамки-вкладыши, тактильные цифры, сенсорные мешочки, настольные модули и т.д. Многое из этого можно изготовить самостоятельно из подручных материалов. В настоящее время в Интернете можно найти множество мастер-классов по изготовлению рамок, модулей, развивающих ковриков. В-третьих, в процессе обучения важно отталкиваться от основополагающих принципов Монтессори и не забывать о том, что взрослый ни в коем случае не должен активно вмешиваться в деятельность ребенка, а может лишь отозваться на просьбу о помощи.

Обратная сторона – за и против

Что такое система Монтессори? Одно из базисных понятий педагогической системы Монтессори – свобода выбора, которая трактуется как созидательное начало, порождающее индивидуальность. Стремление ребенка к независимости – обусловленный самой природой импульс роста. Но здесь прослеживается явное противоречие: хотя дети имеют право сами выбирать вид деятельности, они существенно ограничены предложенными воспитателями пособиями и игрушками, а также рядом строгих правил.

Все упражнения и дидактические материалы ориентированы на комплексное развитие аналитического мышления, моторики и логики, что является бесспорным плюсом. Вместе с тем творческим способностям и эмоциональной сфере ребенка уделяется недостаточное внимание. Отсутствуют сюжетно-ролевые игры, без которых важнейшие качества личности не получают должного развития.

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду ». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

История системы

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.

В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке . Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» . То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Основные положения системы Монтессори

  1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
  2. Свобода действий и выбора ребенка.
  3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
  4. Решения ребенок принимает самостоятельно.
  5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
  6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
  7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
  8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
  9. Недопустима критика, недопустимы запреты.
  10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:


Роль взрослого в системе

Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия . Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Роль развивающей среды в системе Монтессори

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка . Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
  3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
  4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
  5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Роль дидактического материала в системе Монтессори

Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Правила работы с дидактическим материалом

  1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

Минусы методики Монтессори

Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.

  1. Система развивает только интеллект и практические навыки
  2. Подвижные и ролевые игры отсутствуют
  3. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
  4. Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

В рамках одной статьи уместить весь опыт Монтессори, отраженный в ее педагогической системе, невозможно. Мы постарались изложить в данной статье основные постулаты. Для получения более подробной информации о методике рекомендуем обратиться к первоисточникам, книгам, написанным Марией Монтессори и ее последователями. Благо, в настоящее время имеется доступ к различным педагогическим системам и методикам, что позволяет выбирать для наших детей самое лучшее.

Педагогика Монтессори

Учебные материалы системы Монтессори

Педагогика Монтессори , также известная как система Монтессори - система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом , учёным и мыслителем Марией Монтессори . Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении .

Философия

Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.

Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому педагоги системы Монтессори поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребёнку возможность развивать своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребёнка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Принципы педагогики Монтессори

По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:

  • первая стадия детства (0-6 лет);
  • вторая стадия детства (6-12 лет);
  • юность (12-18 лет);
  • взросление (18-24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0-6 лет) - важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые «чувствительные», или «сенситивные» периоды . В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям - он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.

Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

Подготовленная среда

Счётные шнурки. Учебный материал системы Монтессори

Подготовленная среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори

С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори - это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок - сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Роль воспитателя

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители - не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители - помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.

Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Литература

На русском языке

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. - М.: Задруга, 1913. - 339 c.
  • Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. - Кн. 5-6. - 1915. - C. 72-91.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. - M.: Сотрудник школ, 1915. - 375 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. - М.: Задруга, 1915. - 316 c.
  • Монтессори М. Руководство к моему методу. - М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. - 64 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. 3-е изд. - М.: Задруга, 1918. - 335 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. - М.: Задруга, 1920. - 209 c.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Вып. 1. - Казань: Подотд. снабжения и изд-ва Каз. губ. отд. по просвещению, 1920. - 190 c.
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Вып. 2. - Казань: Казанское отд. Гос. изд., 1920. - 210 c.
  • Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал. Ю. И. Фаусек // Просвещение. - 1921. - № 1. - C. 125-133.
  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Пер. с итал. Р. Ландсберг. - М.: Работник просвещения, 1922. - 200 c.
  • Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К. Памфиловой // Русская школа за рубежом. - Прага, 1926. - Кн. 17. - C. 419-424.
  • Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В. Златопольского // Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - C. 4.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168 c.
  • Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой // Бюллетень МАМА. - 1993. - № 2, 3, 5.
  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Московский центр Монтессори, 1993. - 203 c.
  • Монтессори М. Разум ребёнка. - М., 1997. - 176 с.
  • Монтессори М. Сб. Сост. М. В. Богуславский. - М.: ИД Шалвы Аминашвили, 1999. - 224 с.
  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. - М.: ИД «Карапуз», 2000.
  • Монтессори М. Дети - другие. - М.: ИД «Карапуз», 2004.

На иностранных языках

  • Kramer R. Maria Montessori. Leben und Werk einer großen Frau. 6. Auflage. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch-Verlag, 2004. - ISBN 3-596-12455-7 .
  • Montessori M. Kinder sind anders. - DTV, 1997. - ISBN 3-423-36047-X .
  • Montessori M., Oswald P., Schulz-Benesch G. «Kosmische Erziehung». 7. Auflage. - Freiburg: Herder, 2004. - ISBN 3-451-21233-1 .

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогика Монтессори" в других словарях:

    Монтессори, Мария Дата рождения: 31 августа 1870(1870 08 31) Место рождения: провинция Анкона, Италия Дата смерти … Википедия

    Монтессори, Мария Мария Монтессори (31 августа 1870 6 мая 1952) итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, христианка. Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Педагогика сотрудничества направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980 х годов под влиянием процессов обновления общественно политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло… … Википедия

Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори разработала метод развития органов чувств у умственноотсталых детей дошкольного возраста. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Позже Мария Монтессори решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам.

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача взрослого заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают, так осуществляется свобода выбора — и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Главное место в системе Монтессори принадлежит ребенку, а взрослый лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия . Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон :

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. космическая зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить сензитивные периоды , когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный показатель наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

Методика Монтессори или «помоги мне сделать это самому»

Большинство современных мам и пап, с содроганием вспоминающие суровых воспитателей в детском саду с командными голосами или учителей, которые заставляли учеников ходить по кругу во время перемены, с пониманием и предпочтением относятся к ставшей очень популярной в последнее время методике Марии Монтессори.

Мария Монтессори – итальянский педагог и первая в мире женщина-врач — создала свою особую методику, предназначенную для воспитания детей. На сегодняшний день ее изучают практически все педагогические вузы не только нашей страны, но и мира в целом. Многие детские сады сегодня осваивают методику Монтессори, что дает значительные эффекты по сравнению с традиционными программами.

Дело в том, что современное общество наконец-таки увидело, что традиционная система не идеальна для воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому появился такой острый интерес к Монтессори. На сегодняшний день понимание внутреннего мира ребенка этой женщиной и ее идеи в отношении помощи для его развития и формирования как личности оказались очень значимыми.

Суть методики Марии Монтессори


Основа метода состоит в том, чтобы максимально включить ребенка в интересную для него деятельность. Для этого необходимо тщательно разрабатывать дидактические материалы, также необходимо при этом учитывать их соответствие естественным потребностям ребенка.

Что касается самой Марии Монтессори, то она называла свой метод не иначе как «помощь жизни». Этот метод не стоит относить к методикам раннего развития детей, так как у развития есть свои определенные законы, которые ни в коем случае не стоит разрушать. У развития имеется и свой темп, его порой очень опасно форсировать.

Монтессори к данному вопросу подошла другим путем. Она доказала, что у каждого из детей имеется свой темп развития и в данном случае педагог должен всячески устранять препятствия, которые возникают на пути естественного развития ребенка. То есть задача воспитания и обучения объединяются в одно целое – целенаправленное создание условий для полноценного своевременного развития личности. babydream.com.ua

Метод воспитания Монтессори предполагает, что путь воспитания ребенка будет целостный и логичный. Ребенок будет свободен в среде, которая будет специально для него подготовлена. А педагог будет всячески стимулировать его к саморазвитию. Он будет подталкивать его к тому, чтобы малыш научился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Для этого выбирается игровая форма воспитания как основная. Специально оборудуется комната, там имеется большое количество различных специальных игровых пособий, которые должны полностью соответствовать возрасту детей.

Как влияет методика Монтессори на детей

Методика Марии Монтессори предполагает, что между взрослыми и детьми будут равноправные отношения. Главная и ведущая роль отводится семье, от которой и будет напрямую зависеть адаптация ребенка к данной системе. Если родители согласны на условия методики, то малыш быстрее адаптируется и будет чувствовать себя комфортно в детском саду или в школе.

Что изменится в ребенке, который будет воспитан по системе Монтессори:

  1. Он полюбит порядок и работу
  2. Будет способен к спонтанной концентрации
  3. Сможет полюбить и оценить тишину и индивидуальную работу.
  4. Будет иметь возможность действовать по своему собственному выбору.
  5. В нем будет вырабатываться дисциплина и послушание, к которым постепенно будут присоединяться независимость и инициатива.

Основы обучения детей по методике Монтессори


Если вы, хорошенько все обдумав, решите отдать свое чадо в школу, работающую по системе Монтессори, то должны знать главные основы методики. В ее основе лежат три кита: Учитель, подготовленная среда и непосредственно ребенок. Главное отличие от традиционной школы – в центре ребенок, а не педагог. В такой школе используется исключительно индивидуальный подход к каждому малышу.

В школе, которая в своей основе имеет методику Марии Монтессори , невозможно повелительное наклонение по отношению к детям. Педагоги не торопят маленьких человечков быстрее развиваться, они предоставляют ему возможность учиться и развиваться самостоятельно. Это также отличительная черта от традиционной системы обучения, которая не прислушивается к внутренним ритмам и потребностям малышей. Методика Монтессори дает возможность еще маленькому человеку пройти путь познания в ситуациях, в которых знания должны приобретаться исключительно в деятельности.

Педагоги предоставляют детям абсолютную свободу в выборе занятий и материала, с которым ему хотелось бы поработать. Ребенок сам решает, что он будет делать из этого материала. Времени также будет потрачено столько, сколько малыш захочет заниматься. Даже трех или двухминутное обучение педагог проводит с каждым из учащихся только в индивидуальном порядке. Постепенно ребенок станет совершенствовать свои умения и приобретет чувство уверенности в себе и независимости. Со временем дети научатся сами находить свои ошибки и исправлять затем их. Такая методика будет постепенно приучать ребенка к точности с малых лет, а это будет очень полезно для внутренней организации развивающейся личности.

В методике Монтессори большое внимание уделяется развитию у детей навыков самообслуживания. Ребенок, который самостоятельно сможет зашнуровать ботинки или застегнуть куртку сможет не только получить опыт самостоятельности, но и разовьет мышцы, которые нужны для того, чтобы овладевать навыками письменной речи.

К примеру, на занятиях по методике Монтессори детям даются в руки ножницы, что пугает очень многих мам и пап. И зря, так как дети заранее тренируются работе с ножницами на различных зажимах и пинцетах. Причем в любой момент они имеют возможность перейти из зоны сенсорного материала в математическую зону или какую-либо другую.

Педагог только предлагает малышу перейти в зону ближайшего развития, а тот уже решает идти или нет.

Самостоятельность для Марии Монтессори стоит на первом месте. Вряд ли у какой-либо мамы будет масса терпения смотреть, как ее ребенок размазывает грязь по столу или неумело моет посуду. Легче сделать все самой, а учитель, работающий по методике Монтессори, даст этому ребенку возможность сделать все самостоятельно.

В чем плюс такой методики для родителей?

1. Возможность раскрыть имеющиеся в ребенке личностные качества и таланты.

2. Ребенок будет способен концентрировать свое внимание (чем большинство современных детей, к сожалению, не может похвастаться)

3. У ребенка появится чувство собственного достоинства и самодостаточности.

4. У ребенка появится замечательная привычка к порядку и к самостоятельной работе.

5. Дети становятся послушными и самодисциплинированными.

6. Еще одно качество у таких детей – любовь к познанию.

Методика Монтессори говорит нам о том, что в основе воспитания должен быть принцип строгой возрастной периодизации. Не нужно торопить малыша к развитию, он должен делать то, что должен делать по своему развитию. Помогайте своим детям делать все самим, чтобы в будущем ваши дети стали личностями.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png