Почему все чаще появляется агрессия среди школьников, почему процветает , чем вызвано агрессивное поведение детей и что мы, как родители, можем сделать для того, чтобы снизить накал - рассказывает семейный и детский психолог .

Каждый родитель, имеющий ребенка-школьника, тем или иным образом сталкивался с проявлениями - такое это повсеместное явление. Какая бывает агрессия, чем она может быть спровоцирована и как "подстелить соломки" - читайте в статье.

Околошкольное. Агрессия в школе. И не только. Будет много. На пятом запросе за неделю об агрессии детей в школе я напряглась, на 10 уже заволновалась. С каждым случаем, конечно, нужно разбираться отдельно. И, наверное, скоро возникнет соц. запрос на команду модераторов, работающих в школах.

То, о чем мы можем подумать и что можем делать профилактически:

  • Агрессия — в здоровом варианте — направлена на обозначение границ, защиту. «Здоровая агрессия» — это в том числе и целеустремленность, достижение цели. Но это здоровое поведение не выглядит «агрессивным». Здоровая агрессия — в том числе и действовать, что-то менять. «Бери и делай»
  • (!) Агрессия (если речь не идет об органике) вырастает из страха, бессилия, ощущения небезопасности и тревоги. За агрессивным поведением важно искать страх.
  • Агрессия бывает активной и пассивной. (Активно-агрессивное поведение — это, например, прямая угроза, это само агрессивно проявленное действие. Пассивно-агрессивное - это нытье, брызганье ядом с дивана в ленту фб, сплетни, ругалки на заборах, обесценивающие шутки, топанье ногами, удары кулаком по столу)
  • Вербальной и тактильной- физической. Вербальная — это крик, ссора, угрозы, проклятья. Тактильная или физическая — драка, любое применение физической силы.
  • Внешней или внутренней. Вешняя — направлена на объект во внешнем мире. Внутренняя — аутоагрессия — это самобичевание, самоуничижение, аутоагрессия приводит к психосоматическими заболеваниям (порезы, шрамирование — могут быть одними из признаков аутоагрессии).
  • Защитной и провоцирующей. Защитная — ответ на чьи-то действия. Реально несущие опасность или воображаемые. Провоцирующая - наносящаяся удар первым. Втягивающая в конфронтацию.
  • Агрессивное поведение может быть вызвано органическими нарушениями. (Травмами мозга, например)
  • Последствиями травматизации. Мы практически всей страной живем в состоянии хронической травматизации. И один из признаков - снижение чувствительности - мы уже не воспринимаем информацию о боли. резкие скачки настроения. И неожиданные вспышки агрессии в ответ на незначительные воздействия.

Дети также попадают в воронку травмы. Первый этап работы с травматизацией — стабилизация. Возвращение ощущения безопасности. Дома и в школе.

Чем тревожнее ребенку в школе. Чем больше он боится совершить ошибку. Чем больше «заточена» школа на рейтинги и статусы, чем выше в школе конкурентность, чем меньше внимания уделяется чувствам ребенка — тем больше может быть агрессивности.

Но есть и обратный процесс — в очень излишне демократичных школах, где не простроены границы, где нет четких правил, где нет ощущения авторитетности взрослого (не авторитарности) — дети устанавливают свои правила. Но через агрессивное поведение.(абсолютно то же можно перенести и на семью)

Агрессия обусловлена гормональным фоном — гормоны тестостерон, адреналин, кортизол — это гормоны подросткового возраста. Это время, извините, — «выращивания яиц», время столкновения как в животном мире — оленьими рогами. И одновременно у подростков часть мозга, отвечающая за реакцию на опасность — миндалевидное тело — находится в постоянном возбужденном состоянии.

Жизнь многих подростков - приостановленное возбуждение - которое срывается с предохранителя на любую реальную или чаще кажущуюся опасность.

Мы сейчас живем в мире с «выученной агрессией» — к сожалению, даже очень хорошие фильмы и мультфильмы переполнены сценами неоправданного насилия. Для нашего мозга безразлично — он воспринимает информацию с экрана или видит в реальной жизни. Мы приучаем себя и своих детей к «выдерживанию» все большей агрессии.

Современное поколение — дети с высочайшей чувствительностью, но к сожалению, часто не умеющие эмпатировать. Когда-то Илларион Павлюк приглашал меня к участию в замечательном важном и сложном проекте — Ген Жестокости. Найдите его, пожалуйста.

Суть в том, что эмпатия может быть врожденным качеством, но она нарабатывается в полноценном эмоциональном контакте… В достаточно раннем возрасте. Нарабатывается в играх с родителями, в контакте со сверстниками в дворовых играх. То, на что сейчас хватает сил родителям — почитать, выучить стихи, вместе посмотреть фильм, сделать уроки.

Дети сейчас практически не играют в реальной жизни вместе — группами. Центрам эмпатии «не на чем» активизироваться. Высочайшая чувствительность без эмпатии — дает на выходе тревожность и уязвимость. И активную потребность в защите границ. На вопрос родителей — зачем играть с ребенком — все, что написано выше — один из ответов.

Вопрос, который я часто задаю родителям — учатся ли на вашем примере дети здоровой конфронтации?

Освоение, проживание агрессии — контуры нормы — 1 год, 3-4 года, подростковый возраст. Это время очерчивания «границ личности». в каждом возрасте — своим способом.

Если в семье ребенка есть запрет на проживание агрессии — он это будет делать через идентификацию с отрицательными героями сказок, мультфильмов, игр. (в этом — единственная польза некоторых мультфильмов), ребенок может выбирать в магазине монстроподобные игрушки и выбирать дружбу с хулиганами (которые «вместо него» проявляют качества и эмоции).

В тех семьях, где запрещены подушечные бои, пистолеты, солдатики - дети находят выход своей «агрессивности», а на самом деле - архетипической роли воина - в чем-то другом, не всегда продуктивном. Наша задача не «изъять», а направить энергию ребенка.

Дети, как правило, «ловят» и проживают вытесненное напряжение взрослых. Чем больше у нас тревоги, чем больше сопротивления — не направленного в конкретные действия, тем больше у наших детей будет агрессивных импульсов.

(Параллельно я всю эту неделю наблюдала за войнами в фб, слышала от учителей и от родителей — о их ругани в вайбере. про войны в фб я уже написала — это проявление пассивной агрессии — вместо реальных продуктивных действий. а для групп в вайбере — я бы предложила для тех, кто участвует в таких группах -(понимаю, что для быстрого обмена информацией, это может быть удобно), ввести правило — обмен только информацией. Для эмоций — только личные встречи.)

Агрессия — признак того, что ребенку небезопасно и больно.

У меня был случай в самом начале моей практики. Папа привел сына на прием с жалобами на агрессивное поведение в школе. Тогда я еще работала с детьми отдельно (буквально после этого случая стала приглашать на прием всю семью). Работая с мальчиком, я увидела у него на ладонях шрамы. Спросила, «что это?». Оказалось, что папа, чтобы научить сына «быть мужиком» прижигал ему ладонь сигаретой… Парень в школе «возвращал» свою «мужественность» тем, кому мог отомстить за боль.

Часто старшие дети в семье, которых с их точки зрения несправедливо (и часто так и есть) наказывают за конфликты и конфронтации с младшими, начинают борьбу со своими одноклассниками (проекцией братьев и сестер) за «место» рядом с учительницей, да и вообще за место в жизни.

Часто дети — кумиры семьи — идут в мир реализовывать амбиции родителей. Сталкиваясь с тем, что рядом тоже есть гении — начинают конкурировать — через обесценивание, провокации, травли.

Сейчас в работе с конфликтами мне очень нравится метод Ненасильственного Общения Маршала Розенберга. Я бы очень рекомендовала учителям и родителям, как минимум, прочитать книгу — «Язык Жизни. Ненасильственное общение." Я не видала ее давно в продаже, но знаю, что ее можно скачать. В книге подробная инструкция — как модерировать конфликт, как понять, что может находиться за конфликтом.

Но в любом случае, если мы сможем из «заряда» агрессивности ребенка изъять то, что относится к нам — ребенку будет только легче.

Я постепенно, когда будет появляться время, буду писать о разных методах работы с агрессией.

В самой обычной школе может учиться совсем не обычный ребёнок. Это одноклассник ребенка. Вашего ребенка. Он здоров, может, умён, но он не просто мешает учиться детям, он угрожает, плюётся, он совсем не похож на других. Такие дети далеко не всегда учатся в коррекционных классах, они могут оказаться за одной партой с любым. - о том, как можно справиться с малолетним агрессором легально и «по-детски».

Одноклассник сына обещал заколоть его вилкой

Мишу не принимали за «своего». Ребята называли его «противным» и не звали играть. Мальчик гулял на переменках один, вдали от шумных забав одноклассников.

Начиная со второго класса Миша изменился. Сначала учителя обратили внимание на то, что ребёнок в 8 лет заинтересовался нацистской тематикой. В гардеробе ученика появился галстук с фашистской символикой, а парта начала пестрить свастикой. Одновременно Миша стал срывать уроки. Во время занятий он доставал еду и начинал есть, иногда безмятежно засыпал. В итоге одноклассники отвлекались от объяснений учителя, шумели и пытались подражать.

Однако этого Мише показалось мало, и он как-то раз решил разбавить уроки очередным «творчеством». Мальчик встал на парту и начал танцевать стриптиз, пока поражённая учительница не остановила его. Конечно, внимания одноклассников было предостаточно. Но, видимо, не совсем.

Постепенно учебный процесс стал чередоваться с драками. Во время занятий Миша мог броситься с кулаками на своего обидчика, реагируя таким образом на любую шутку. Дня не проходило без боёв. Учителю приходилось останавливать урок и разнимать драчунов. К третьему классу это становилось уже не так легко. Из-за природной агрессии, взрывных мышц в драке Мишу никто в его возрасте не мог обойти, а взрослому человеку порой было тяжело оттащить мальчика в сторону. При этом ученик после драки мог не реагировать на своё имя и закатывать глаза.

Во втором классе, после бесчисленных приглашений в школу и жалоб на поведение сына, мама Миши принесла медицинскую справку. Согласно документам, ребёнок признавался психически здоровым, только гиперактивным. Рекомендация от врачей была лишь одна: давать ребёнку 1 день на учебной неделе как выходной.

С третьего класса агрессивное поведение Миши стало набирать обороты, несмотря на то что мальчик хорошо учится, а в школе проводит большую часть времени. Мама работает допоздна, а брат учится в институте.

Я боюсь, что мой ребёнок учится рядом с таким мальчиком. Он сказал моему сыну, что принесёт вилку и заколет его, - с волнением рассказывает мама одноклассника. - Бывает, пишет на школьной доске имя кого-то из одноклассников и рядом угрозу: «Убью».

Все родители сильно обеспокоены за безопасность своих детей.

Мы собирали подписи, чтобы мальчика убрали из нашего класса. Но на родительском собрании сказали, что школа не имеет права исключить ребёнка из школы, пока родители сами его не переведут, - рассказывает мама одноклассника грозного Миши. - На собрании нам пообещали, что на занятиях будет присутствовать школьный психолог. Но сын говорит, что так никто и не приходил. Лишь пару раз на урок наведывался инспектор по делам несовершеннолетних. Ребята рассказывали, что чиновник в общих фразах объяснил, что драться плохо и нельзя срывать уроки.

Когда не знаешь, чего ожидать

Вместе с моим сыном учится не самый приятный мальчик - Илья. С первого класса он является главным зачинщиком драк. Девочкам достаётся не меньше - то жевательную резинку к волосам приклеит, то толкнёт изо всех сил. У кого длинные косички - привязывает незаметно к стулу, девочки не замечают, вскакивают, а из глаз искры летят от боли, - рассказывает мама третьеклассницы Алины. - Родители грубияна защищают, говорят, что другие дети провоцируют на драки. Он у них «талантливый, занимается рисованием и изучает английский язык».

На родительских собраниях «гвоздём программы» всегда был Илья, но и у него было алиби - справка. Тем не менее «адекватный» третьеклассник со временем дошёл до того, что принёс в столовую тарелку с человеческими фекалиями.

Мой сын очень впечатлительный, - говорит мать одноклассника Ильи. - Его чуть не стошнило тогда. Он чувствует себя беззащитным, переживает, что хулиган может его обидеть, «запачкать».

По ту сторону баррикад

Мой брат Дима - очень неуравновешенный ребёнок. Чтобы вывести его из спокойного состояния, достаточно всего ничего. Особенно остро он реагирует, если на него повышают голос: когда учительница ругается на него, он может заорать: «Не кричи на меня!» и выбежать из класса. Срывает урок и не соглашается вернуться обратно, - рассказывает Мария, сестра «узаконенного» агрессора.

С одноклассниками мальчик общается мало, страдает лишним весом - за это ему также достаётся от ребят. Дима постоянно погружён в «свой мир»: рассказывает в школе (да и дома) истории, которые якобы произошли с ним или с его «другом», которого он всё время затрудняется назвать, - делится Мария.

Дома Диму описывают как доброго, общительного, сообразительного ребёнка - но лишь в том случае, если с ним обращаться ласково. При любой агрессии мальчик словно перестаёт себя контролировать, слышать и понимать что-либо.

Сейчас Дима учится в пятом классе, ему 10 лет. В раннем детстве он много болел и, разумеется, был окружён вниманием. А потом в его жизни появился младший братишка - и мир мальчика изменился. Казалось, что про него все будто забыли, стали чаще кричать, наказывать.

Ничего не имею против наказаний за проступки, но для него это был удар, он-то считал, что он всегда прав и всегда любимый. Мне больно думать обо всём этом, жаль братишку. В том, какой он, виновата семья. И нам это исправлять, - признаётся его сестра.

Забудьте о «правиле школьного двора», но дайте сдачу

Эксперты единодушны во мнении, что дети с асоциальным поведением действительно могут быть опасными, а то, что происходит в школе, - первые шаги к реальной агрессии в обществе.

По справкам, такие ребята психически здоровы, но в силу того, что они ещё дети, их эмоции опережают сознание. Поэтому они могут привести свои угрозы в действие. Дети ещё не знают цену жизни. У них всё в игровом формате. Тем более современные ребята воспитаны в виртуальном мире, на основе компьютерных игр. Есть вид интеллекта умственный, есть эмоциональный - в частности, умение сопереживать. И последний недоразвит не только у детей, - говорит психолог Наталья Варская.

По её словам, агрессивное поведение начинает развиваться у детей ближе к третьему классу.

Первые два класса это некий период адаптации. Ребёнок недавно покинул семейное гнездо и пошёл в школу. Потом он осваивается, и часто поведение оставляет желать лучшего, так как контролировать себя его ещё не научили родители, - сказала Варская. - Если поведение реально социально опасно, то одноклассники не должны страдать от поведения маленького агрессора. Родители такого ребёнка должны перевести своё чадо на домашнее обучение и доводить воспитание до ума.

Как пояснила Варская, вопреки «хорошим справкам», родители одноклассников агрессора могут найти управу на грубияна.

Сейчас в каждой современной школе установлены видеокамеры. На родительском собрании видеосъёмка может оказаться фактическим доказательством асоциального поведения драчуна. Таким образом родительский комитет может настоять на том, чтобы баламута перевели в другой класс или на домашнее обучение. Как говорится, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

В то же время психолог обратила внимание, что нужно учить детей рассказывать родителям о фактах в школе, которые мешают им учиться или жить.

- Ребята должны отстаивать свои права. Рассказывать взрослым о притеснениях - это не значит ябедничать или предавать. Предать можно Родину или друга, а донести до преподавателей и близких о том, что кто-то не даёт возможности спокойно учиться в школе, подавляет физически и психологически, - это абсолютное право каждого, - советует Варская. - Однако стоит ли учить своего ребёнка давать сдачи - спорный вопрос. Получается, мы говорим человеку на агрессию отвечать агрессией. Ребёнок может не рассчитать силы и так физически ответить на провокацию, что последствия могут быть очень печальными для всех.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов в свою очередь заявил, что в детских вопросах корни проблем необходимо искать в семье.

Вполне возможно, что ребёнок наблюдает агрессивную модель отношений среди близких. Конечно, у взрослых такое поведение проявляется более деликатно, но ребята всё воспринимают наивно и буквально, по-детски. Они видят саму модель поведения и копируют её в своём мире.

При этом Виноградов говорит, что сдачу давать, хоть и не очень сильную, но стоит.

Агрессору нужно противопоставлять силу, надо уметь дать сдачи. Если мальчик плюнул, девочка вполне может себе позволить отвесить ему пару пощёчин. Второй раз он уже задумается, стоит ли с ней связываться, - говорит психиатр. - Дети с асоциальным поведением - это недолюбленные, лишённые родительского внимания ребята. Почему они выбирают грязные способы привлечь к себе внимание? У каждого в зависимости от характера и восприятия мира, от ситуации в семье свои способы вымещать свою злобу.

Как донести проблему до директора

В случаях, когда речь идёт о жалобах на агрессивное поведение одного из детей в классе, есть определённый алгоритм действий, - объясняет директор одной из столичных школ.

Для начала необходимо обратиться непосредственно к классному руководителю.

Затем родители учеников пишут заявление на имя директора школы. Это стандартный текст: «Просим вас принять меры в отношении ученика такого-то класса, т.к. ребёнок мешает образовательному процессу наших детей». Это заявление - сигнал для директора школы, что в его ведомстве серьёзные неполадки. С этого момента должен запуститься целый механизм.

Далее к проблеме подключается школьный психолог-педагог. Работа этого специалиста с учеником требует письменного согласия родителей ребёнка. Подобная форма заявления есть в каждой школе. Затем с агрессором работает социальный педагог школы.

Работа не ограничивается лишь индивидуальными занятиями с зачинщиком беспорядков. Специалисты работают и с теми детьми, с которыми у героя каждой истории сложились особые отношения и конфликты. Чтобы создать общую картину и понять причины агрессивного поведения, педагоги отслеживают, как складывается ситуация в классе, наблюдают за общением одноклассников. На этом этапе параллельно педагог-психолог, классный руководитель и социальный педагог общаются с родителями ребёнка, чтобы прояснить домашнюю обстановку, - рассказывает руководитель школы.

Если все перечисленные меры не изменили ситуации, то одноклассник ребенка выводится на психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПК). Он состоит из директора, завуча, педагога-психолога, медицинского работника, социального работника, учителей, руководителей школьных методических объединений (ШМО). На консилиуме решается вопрос о дальнейшей стратегии поведения с трудным учеником. Если все предыдущие мероприятия проводились в достаточном объёме и качестве, но так и не изменили ситуации, консилиум вправе направить ребёнка в центр реабилитации детей.

Каждый случай - это отдельная история со своими особенностями и моментами.

Перевод ребёнка в другой класс - это не решение проблемы, так как ситуация часто повторяется. Но нужно понимать, что часто необходима работа не только с проблемным учеником, но и с его родителями, так как зачастую все проблемы идут из семьи, - говорит директор. - Отчислить же ребёнка из школы можно лишь по решению районной ПМПК либо по заявлению родителей ребёнка. Комиссия на уровне района имеет право определить ребёнку другой образовательный маршрут.

Конфликты, разрушения, драка – это агрессивное поведение детей, столкнуться с которым можно не только в школе, но и дома. Подобный образ жизни несет угрозу жизни агрессора или наносит ущерб тому, на кого направлено разрушающее действие. Поэтому важно знать, какой бывает агрессия, что ее провоцирует и как предупредить ее появление.

Что представляет собой агрессия?

Чтобы обойти какое-либо препятствие, ребенок прибегает к одному из распространенных способов – агрессии. Чаще всего она возникает в ответ на срыв в каком-то деле, ограничение или запрет и направлена обычно на того, кто мешает в достижении цели.

О природе этого явления спорили многие:

  • З. Фрейд приравнивал проявление агрессии к одному из сильнейших неконтролируемых человеческих инстинктов.
  • Э. Фромм при объяснении явления опирается на соревновательные инстинкты людей, которое может привести как к положительным (оборонительная), так и негативным (деструктивная агрессия) результатам.
  • Доллард утверждал, что агрессивное поведение возникает на любую ситуацию, которой человек не удовлетворен.

Теория социального научения, которую считают самой близкой к описанию этого явления, позволяет выделить следующие особенности агрессии:

  1. Она передается «по наследству» : родители-агрессоры своим примером учат ребенка быть конфликтным.
  2. Появляется только при наступлении определенных условий и может быть взята под контроль.

Порой агрессор не может справиться с ситуацией, и пострадать в результате его действий могут случайные люди, оказавшиеся рядом, или он сам. Поэтому учить ребенка справляться с агрессией нужно.

Агрессия может быть:

  • Активной (само действие, представляющее собой угрозу) и пассивной (слезы, ругань, сплетни, надписи на стенах, негативные высказывания, удар по столу и т.п.).
  • Вербальной (ругань, крик, угроза) и тактильной (применение физической силы).
  • Внешней (на объект внешнего мира) и внутренней (самобичевание, самоуничижение).
  • Защитной (как ответ на провокацию) и провоцирующей (втягивающая в конфликт).
  • Несущей действительную опасность или воображаемую .

Почему возникает агрессия у детей?

Учатся агрессивному поведению дети, в первую очередь, в семье:

  1. Бабушка при утешении упавшего малыша ругает стул, о который он споткнулся. При этом приговаривает, ударяя по нему: «Не смей обижать маленьких! Ты – нехороший!». Что уж говорить о дальнейшем отношении уже повзрослевшего ребенка к «обидчикам».
  2. Часто мамы советуют детям дать сдачу, когда их ударит ровесник. Таким образом, они показывают, что основным орудием победителя является сила. Агрессивность постепенно становится устойчивой чертой личности, а родители недоумевают, почему у них вырос такой ребенок.
  3. Постоянные угрозы и унижения, критика и оскорбления, любые другие негативные меры воздействия на ребенка провоцируют подобное поведение по отношению к окружающим.

Связано в основном с защитной реакцией и не направлено на причинение вреда. Дети постарше могут оказать физическое воздействие, чтобы повлиять на неугодную ситуацию: забрать игрушку, наказать обидчика. Постепенно физическая агрессия заменяются вербальной, которая выражается в виде конкуренции, критических высказываний и замечаний, угроз и оскорблений. Подросткам свойственно проявление негативизма – немотивированных поступков, намеренно противоположных ожиданиям и требованиям окружающих.

Если в семье ребенку не хватает ласки и тепла, используются физические меры воздействия, нет терпения и заботы, успехами и неудачами детей интересуются мало, то вероятность того, что ребенок вырастет агрессивным, очень велика. Учить агрессии могут средства массовой информации и авторитетные сверстники-агрессоры.

Среди причин агрессивного поведения в школе выделяют следующие:

  • Несоответствие ожиданий действительности . Ребенку хочется быть лидером, но не получается упрочить свое положение в коллективе. Агрессия будет расти, если не помочь ему разобраться в себе, да еще при этом публично критиковать его.
  • Тревожность, страх . Они возникают, когда к ребенку предъявляют повышенные требования, связанные с учебой. Агрессия ребенка тем сильнее, чем меньше внимания уделяется его чувствам и желаниям со стороны взрослых («Ты должен выполнить все задания олимпиады, ведь наша школа – лучшая»).
  • Желание привлечь внимание . Ученик может повести себя агрессивно, когда не хватает общения с кем-то.
  • Негативная реакция на ограничение его желаний . Таким образом, ребенок может «выпрашивать» оценку, похвалу или протестовать против ограничения активности («Сиди смирно», «Положи руки на парту»).
  • Либеральное отношение к развитию коллектива . Если в школе нет установленных правил поведения, авторитетность взрослых на низком уровне, учащиеся устанавливают свои правила агрессивным путем. Примеров такого поведения перед глазами множество: взрослые, сцены неоправданного насилия в мультфильмах и кино, жестокие компьютерные игры, требующие виртуально разрушать и убивать, чтобы самому «выжить».

Агрессоры

Школьными агрессорами чаще всего выступают неуспевающие ученики, имеющие негативную учебную мотивацию, страдающие от внутренних комплексов . Возмутителями спокойствия могут выступать учащиеся с отклонениями в развитии.

Агрессоры часто характеризуются такими качествами, как вспыльчивость неуравновешенность, завышенная или заниженная самооценка, злопамятность, раздражительность. Такие дети растут в неблагополучной семье, не уважают взрослых, рано начинают курить, могут вымогать деньги у младших, навязывают свои правила поведения другим. Их часто можно встретить в компании старших подростков.

На уроке агрессоры пререкаются с учителем, стараются привлечь к себе внимание любым способом, лгут, манипулируют окружающими. На них жалуются одноклассники и учителя, они пропускают занятия, игнорируют общественную деятельность.

Жертвы

Типичными жертвами становятся аутсайдеры, которые могут терпеливо сносить все или провоцировать ответные действия . В любом случае агрессия, исходящая от окружающих, вводит жертв в депрессивное состояние, которое приводит к снижению самооценки, страху, тревожности, потере аппетита, в крайнем случае доводит до суицида. Как следствие – пропуски занятий, снижение работоспособности, негативное отношение к школе, учителям и одноклассникам, асоциальное поведение.

Что делать, если ребенок агрессивен?

Если ребенка останавливают, мешают ему проявить агрессию, он становится замкнутым и более неуправляемым.

Определить скрытую агрессию поможет выбор ребенка:

  • Из персонажей сказок и мультфильмов он предпочитает отрицательных.
  • Из игрушек ему больше понравятся монстры и чудовища.
  • Лучшим другом станет хулиган, который будет «вместо него» проявлять агрессию.

Если запрещать детям играть в «войнушки», проводить бой подушками, играть с солдатиками, то можно перенаправить его негативную энергию в другое, не всегда продуктивное русло. «Убрать» агрессивность не получится. В крайнем случае, она затаится в уголке души ребенка и, питаясь его эмоциями и чувствами, будет расти, чтобы в определенный момент выскочить наружу ураганом .

Переключить внимание ребенка можно несколькими способами:

  1. Внезапным звуковым сигналом (постучать ложкой по столу, включить громко телевизор, крикнуть).
  2. Неожиданным действием (выключить свет, выйти из комнаты, закрыть дверь, обнять маленького агрессора).
  3. Пошутить так, чтобы ребенок понял (смех снижает напряжение).

Наказание как средство воспитания… агрессивности

Если родители прибегают к физическому воздействию на ребенка, он утверждается во мнении, что это – самый эффективный способ воздействия на других. Следовательно, им можно воспользоваться, чтобы повлиять на других.

Малыш, которого наказывают, начнет избегать взрослых или будет им сопротивляться. В первом случае агрессия будет иметь скрытые негативные последствия, которые сложно устранить по причине их незаметности. Открытое сопротивление может вызвать ожесточение наказывающих родителей, а это очень яркий пример агрессии, который запомнится надолго.

Чтобы наказание было эффективным, нужно его применять сразу после проступка . Оно принесет ребенку негативные эмоции, которые он будет связывать со своим действием. Если наказание отсрочить, то ребенок сможет ощутить удовольствие от проступка, поэтому физическое воздействие будет уже бесполезным.

Что нужно помнить:

  • Если прозвучала угроза, она должна быть осуществлена, иначе дети будут игнорировать взрослых.
  • Если ребенок был наказан за поведение, то и в следующий раз, когда он нарушит аналогичные границы приличия, его следует наказать.
  • Нужно обязательно предложить наказанному альтернативу проступку.
  • После наказания полезно дать ребенку время для размышлений, осознания «неправильности» действия.

Конечно, ребенка нужно учить защищать свои границы. Но при этом важно научить его преобразовывать появляющиеся агрессивные эмоции в здоровые действия, проявлять сочувствие.

Чтобы ребенок рос неагрессивным?

Решить проблему агрессивности детей можно.

Чтобы ребенок мог контролировать себя, важно использовать конструктивные воспитательные методы:

  1. Отказ от физического наказания (в крайнем случае – сведение к минимуму), использование для решения конфликтов продуктивного общения.
  2. Активное слушание ребенка, помощь в борьбе с отрицательными эмоциями.
  3. Использований «Я-посланий», которые способствуют большей открытости в отношениях и не настраивают ребенка на оправдание и оборону («Я думаю, что» вместо «Ты поступил плохо»).
  4. Умеренная дозировка компьютерных игр и средств массовой информации.
  5. Соблюдение режима дня, в который включено время для полноценного отдыха.
  6. Качественный контроль телепередач и фильмов, отказ от просмотра сцен с неоправданным насилием.

И, конечно, положительный пример со стороны родителей, взрослых и адекватное оценивание возможностей ребенка. Нужно убедить его, что люди – самое важное в жизни. Сломанные игрушки можно починить, восстановить «сломанные» отношения будет гораздо труднее.

Что делать, если ребёнок агрессивен?

Личностные особенности

Маленькие агрессоры всегда испытывают трудности в общении с родными и сверстниками. Они изначально отличаются от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Им свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Они в меньшей степени реагируют на похвалу и поощрение. Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. Они нередко наделены лидерскими чертами и бунтуют против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.
Агрессивный ребенок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, плачет. Он не умеет проигрывать, а если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из колеи.

Эмоциональная неудовлетворенность часто заставляет таких детей искать удовлетворения в причинении боли окружающим - они мучают животных, издеваются над другими детьми, оскорбляют их словесно и действием, ябедничают. И тем самым обретают внутреннее равновесие.

Ребенок, испытывающий подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.
Серьезное отставание в учебе может быть как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, у них низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которое может перерасти в протест, агрессивное поведение.

Особые случаи

Восьмилетний Даня ведет себя плохо всегда и везде. По словам мамы, с ним было очень трудно с самого раннего детства.

Специалисты называют такие проявления патологией характера, или психопатией. Психопатия часто бывает наследственной, то есть обнаруживается у детей, имеющих родственника с таким же несносным характером.
Для профилактики подобных отклонений также необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу. Он назначит лекарства, восстанавливающие функции нервной системы и нормализующие внутричерепное давление, или успокоительные средства, помогающие снизить возбудимость нервной системы. Но одной медицинской помощи в таких случаях мало, нужны серьезные воспитательные усилия со стороны родителей.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины такого их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они отталкивают окружающих, вызывая их неприязнь, которая, в свою очередь, усиливает детскую агрессивность. Именно недружественное, враждебное отношение окружающих, а не внутренние трудности провоцируют ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. То поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой восстановить социальные связи. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимания.
Вполне естественны проявления агрессии у ребенка, который каждый день становится свидетелем ссор между родителями, заканчивающихся взаимными оскорблениями или дракой. Кроме того, причиной агрессивного поведения ребенка могут стать чрезвычайно суровая или слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, безразличное отношение к детям, принятое в семье отрицание авторитетов.

Стили родительского воспитания и детская агрессивность

Отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Рассмотрим некоторые примеры стилей родительского воспитания и проанализируем их влияние на развитие личности ребенка.

  • Авторитарный стиль воспитания. Общения между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.
  • Либеральный стиль воспитания. Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто ведут себя на людях неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
  • Отвергающий стиль воспитания. Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями. Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.
  • Индифферентный стиль воспитания. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.
  • Гиперсоциальный стиль воспитания. Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.
  • Эгоцентрический стиль воспитания. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и «смыслом жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.
  • Авторитетный стиль воспитания наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Наказание и агрессия

С одной стороны, данные исследований указывают на то, что если ребенку удалось добиться чего-то с помощью агрессии, то он будет прибегать к ее помощи еще и еще. Но применение наказания для отучения от агрессии также приводит к усилению детской агрессивности.

Если детей наказывают за агрессивные действия, то скорее всего в дальнейшем они не будут вести себя подобным образом, по крайней мере в присутствии того, кто может их за это наказать. Однако они могут направить свои агрессивные чувства и действия по другим каналам.

К примеру, ребенок может стать менее агрессивным дома, зато более агрессивным в школе или выражать свою агрессию другими способами - не драться, а выдумывать про других детей обидные истории или давать им клички. Кроме того, наказания могут стать причиной повышения у ребенка общего уровня агрессивности. Родители, прибегающие к физическому наказанию для усмирения детской агрессии, подают ребенку яркий пример эффективности агрессивного поведения. Обычно если ребенок реагирует вызывающе на родительское замечание, то взрослый усиливает угрозы и наказания. Это приводит к тому, что детская агрессия нарастает, а не сходит на нет. Она может быть подавлена в конкретном случае, но проявится в другой раз.
Педагог Ли Страссберг и его коллеги в 1994 году изучали связь между шлепками, которыми родители награждали своих маленьких детей за разные провинности, и степенью агрессивного поведения, которое эти дети демонстрировали в отношениях со сверстниками, когда стали ходить в детский сад. Дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, вели себя более агрессивно по сравнению с теми детьми, которых не наказывали физически. При этом чем строже было наказание, тем агрессивнее было поведение детей по отношению к сверстникам.

Однако совсем отказываться от наказаний не стоит. Нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами, но можно использовать приемы так называемой поведенческой терапии.

Справедливое и уместное применение системы поощрений и наказаний помогает добиться в воспитании неплохих результатов. Можно, например, запретить ребенку смотреть мультфильм или играть на компьютере, отменить чтение книжки или покупку мороженого. Если же ребенку удалось успешно справиться с каким-то трудным для него делом, его обязательно нужно похвалить, отметить это достижение.

Чувство вины

В процессе развития и воспитания у ребенка складывается определенное представление о добре и зле и чувство ответственности - все это принято называть совестью. Именно совесть останавливает человека, когда он порывается действовать под влиянием сильных чувств. Однако, если ребенок проигнорирует «советы» своей совести, у него возникает чувство вины, которое заставляет помнить о совершенных ошибках и стремиться не повторять их в будущем. Но слишком сильное чувство вины может, наоборот, спровоцировать асоциальное поведение ребенка. В таком случае это чувство, как и страх наказания, только усиливает агрессивность ребенка.
Часто дети открыто проявляют непослушание родителям, а потом долго переживают свой поступок, чувствуя себя виноватыми. Собственная агрессия вызывает у них боязнь утратить любовь и заботу родителей. Эта боязнь, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность, и возникает порочный круг- ребенок подавлен не только родительским отношением, но также собственными чувствами вины и страха. В таком случае агрессия ребенка направляется на другие объекты.
Получается, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Он ссорится с родителями, теряет друзей, использует лишь минимальную часть своих интеллектуальных возможностей и живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и чувства вины.
Родителям не стоит «загонять ребенка в угол» постоянными упреками и напоминаниями о том, что он провинился. Совершив проступок, ребенок должен получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение. Чаще всего достаточно просто объяснить малышу, почему окружающие не одобряют то или иное его действие, сделав это кратко и спокойно. Кроме того, надо как можно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки, заостряя внимание именно на них.

Никогда не говорите ребенку, что вы его больше не любите и вообще «отдадите вон той тете». Что бы ни случилось, ребенок должен быть уверен в любви своих родителей. Иначе в приступе отчаяния он решит, что раз его все равно не любят, то и вести себя можно как угодно.

Ребенок в гневе

Часто ребенка воспринимают как агрессивного, если он попросту выражает свой гнев. Это чувство обычно является результатом незащищенности, тревоги или обиды.
Американский психотерапевт Кларк Мустакас проводил лечение тяжело больного семилетнего Джимми. Добрый и кроткий в жизни, Джимми выказывал сильные приступы агрессии во время сеансов психотерапии: ломал и разбрасывал игрушки, кидался глиной и песком, со зверским лицом набрасывался на специального клоуна, бил его до полного изнеможения. Мустакас пишет, что, выражая таким образом свой испуг и гнев, мальчику «удалось прийти к чувству гармонии и восстановить внутренний мир, начинавший рушиться на глазах, когда снова и снова вспыхивала страшная болезнь, когда усиливались страх и боль». Джимми не смог полностью избавиться от боли и страха, но они перестали накапливаться.
Не только тяжелая болезнь, но и менее значимые события в жизни ребенка могут вызывать у него реакцию гнева. Специалист по семейному и детскому консультированию Вайолет Оклендер писала: «В минуты сильного гнева мне становится легче, если я двигаюсь, топаю ногами, кусаю ногти или усиленно жую резинку. Я знаю также, что, сдерживая невыраженные чувства, я не могу как следует сконцентрироваться на чем-либо другом». Так происходит с каждым человеком, и дети не исключение. Поэтому психологи склоняются к мысли, что для полноценного развития родители должны позволять ребенку время от времени «выпускать пар».
Сильное влияние на способ выражения гнева оказывает отношение к нему окружающих. В обществе преобладает установка: «Хорошо никогда не злиться!» Дети очень рано понимают необходимость научиться подавлять свои эмоции, испытывая вину за собственный гнев. Кроме того, наблюдая проявления гнева по телевизору (преступления, войны, драки), ребенок начинает бояться этого чувства. Гнев становится чудовищем, которого надо избегать, подавлять. Асоциальное поведение, в том числе агрессия, рождается из подавленного чувства гнева. Легче «сбросить» отрицательную эмоциональную энергию через использование протеста, бунта, сарказма, круша все вокруг, оскорбляя окружающих.
Бывает, что подавленные отрицательные эмоции проявляются в виде тика, недержания мочи и кала, заикания. Избавиться от этих невротических реакций бывает очень и очень сложно.
Сталкиваясь с детским гневом, родители ведут себя по-разному. Одни из них помогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать, другие игнорируют гнев или уныние своих детей, третьи осуждают детей за подобные чувства, четвертые согласны с тем, что дети имеют право злиться и выходить из себя, и никак не реагируют на проявления гнева. Исследования показали, что дети, которым родители помогали справиться с отрицательными эмоциями, обгоняют своих сверстников в интеллектуальном и физическом развитии.
Дети, испытывающие частые приступы гнева и не умеющие найти этому чувству правильный выход, становясь взрослыми, испытывают множество неудобств из-за своей гневливости. Им бывает трудно сохранить работу, а их браки часто распадаются.

Психологи говорят, что научиться управлять отрицательными эмоциями не значит никогда их не испытывать. Детям необходимо смириться с гневом как с неотъемлемой частью себя. А родители должны помочь им научиться перенаправлять свои эмоциональные реакции. В таком случае гнев станет движущей силой, способом преодоления препятствий или средством, позволяющим постоять за себя и других.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.
Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).
Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрениее.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.
Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.
Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам - родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. В других случаях только принятия и сочувствия ребенку бывает недостаточно. Профессор Готман описывает ситуацию, когда отец, чтобы успокоить и утешить заплаканную дочку, покачал ее и усадил посмотреть мультфильмы, но «не спросил девочку, что ее печалит и что она может предпринять здесь и сейчас, чтобы почувствовать себя лучше». А девочка поссорилась со своим братом и была сильно обижена и разозлена на него. В этом случае отцу надо было сказать дочери: «Ты не можешь ударить своего брата, но ты можешь поговорить со мной, когда тебя что-то беспокоит».

Как помочь ребенку стать менее агрессивным

Самое главное - научить ребенка разряжаться - избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».
Однажды учителя и родители стали жаловаться на необычный всплеск агрессивности целого первого класса. Обычно воспитанные и миролюбивые дети, приходя в школу, начинали кричать друг на друга и толкаться, мальчики дрались между собой и с девочками, не проходило и дня, чтобы кому-нибудь не разбили нос. В агрессивном классе были созданы игровые уголки, детям купили кегли и мячики, конструкторы, наборы для рисования. На переменах учителя организовывали для них игры-соревнования, каждому было чем заняться. Агрессивность в классе постепенно сошла на нет - ребятам стало некогда да и незачем выяснять отношения.
Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.

Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.

Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным. Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

  • Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
  • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
  • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
  • Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
  • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

  • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. Согласно исследованиям американских социологов, в массовой культуре США проявление агрессии и жестокости часто оценивается высоко и преподносится как средство достижения целей. В телепередачах, которые являются для ребенка мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем пять-шесть раз в час. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники. В нашей стране ситуация с пропагандой агрессивного поведения не сильно отличается от американской. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.
Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.

Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики - ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Дети максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва.

Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.


Мы не знаем, насколько болезненной для вас является тема детской агрессии, насколько это касается именно Ваших детей, но мы уверены, что они все равно сталкиваются с агрессией других. И это может быть очень болезненным.

Если у ваших детей агрессивные друзья или одноклассники, вам нужно вовремя понять, когда это становится опасным. И, как только это случается, следует позаботиться о безопасности своих детей.

К примеру, на родительском собрании вам говорят, что в этой школе опасно учиться или вы сами это понимаете по обсуждаемым темам. Не сидите, сложа руки. Забирайте отсюда своего ребенка!

Что делать в других случаях?

На самом деле, не все так однозначно и просто. Ведь если перевестись в другую школу еще можно, то купить новую квартиру только потому, что во дворе есть агрессивные дети, сложно.

Тема очень глубокая и актуальная. И здесь очень важны культурные ценности Вашей семьи. Кто-то может сказать: «Дай сдачу, не позволяй себя обижать», а кто-то может учить ребенка договариваться.

Для мальчиков чаще всего приемлемо давать сдачу. И здесь огромную роль играет физическое развитие. Чем они сильнее, тем увереннее и спокойнее при столкновении с агрессией. И, может быть, важно отвести сына в спортивную секцию.

Что делать ребенку в конфликтной ситуации?

Но лучше всего сформировать у детей широкий взгляд на то, как вести себя в конфликте и как реагировать на обиды. Существует очень много моделей поведения в таких ситуациях. Это и нужно показать Вашему ребенку.

Нужно обсуждать на семейном совете, насколько эффективно давать сдачу, как ребенок с этим справляется, а как можно по-другому вести себя, и как другие дети вообще реагируют на поведение Вашего сына.

Ведь кроме физической культуры, важно, чтобы ребенок уверенно себя чувствовал и в плане общения.

Есть специальные занятия у психологов, которые снижают эффекты от столкновения с агрессией и учат выходить из конфликтных ситуаций без побоев. Вам нужно только выбрать то, что больше нравится.

Что делать, если ребенок дерется?

Теперь поговорим об агрессии с той точки зрения, что ее проявляет именно Ваш ребенок. В основном дети становится злыми, когда не умеют общаться или когда видят агрессию в семье и очень этим недовольны.

Наиболее агрессивными становятся те дети, за которыми очень пристально следят родители (дают хорошие или плохие оценки каждому действию), что просто не возможно спокойно вздохнуть. Они все время чувствуют себя под присмотром.

За каждым их действием пристально следят: «А как они пишут, с кем дружат, как едят, спят, чем занимаются». Жесткий контроль вызывает очень большое напряжение, и ожесточает ребенка. Это и есть самый часто встречаемый путь к детской агрессии.

Поэтому создайте детям свободное пространство. Не отслеживайте каждый шаг ребенка, займитесь своей жизнью.

Среди других причин агрессии – неумение ребенка общаться. Он знает только один способ, который не принимается другими детьми, поэтому он злится. И тогда его модель общения нужно расширить, обеспечив ему разноплановое общение: кружки, друзья, походы, детский лагерь.

Есть дети, которые агрессивны из-за склонности к самокритике. Когда-то родители ругали их за шалости, и ребенок смирился, что он плохой.

В подростковом возрасте этот опасный процесс называется аутоагресиия, когда она направлена исключительно на себя и может привести к суицидам. Чтобы предупредить такую реакцию, с самого раннего возраста никогда не критикуйте своих детей, чтобы не сформировать у них чувство вины.

Агрессия, как механизм общения с миром есть у всех. Когда-то мы все злимся, нападаем, раздражаемся, бываем необъективными и обижаем кого-то. Важно помочь ребенку справиться с этими чувствами и научить управлять ими конструктивно. Авторы: Наталья Черныш и Ирина Удилова



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png